Умер органист Мартин Хау (Martin How), посвятивший свою жизнь церковной музыке

28.07.2022
Умер органист Мартин Хау (Martin How), посвятивший свою жизнь церковной музыке - Похоронный портал
Всю жизнь в музыке: Мартин Хау, 1931-2022      
Inside Croydon : Martin How: organist who devoted his life to church music | Inside Croydon


Martin How: organist who devoted his life to church music | Inside Croydon

Teacher and composer: Martin How spent much of his life encouraging others in their love of music - 
Martin How: organist who devoted his life to church music | Inside Croydon


Martin How: organist who devoted his life to church music

by insidecroydon

DAVID MORGAN pays tribute to the emeritus organist at Croydon Minster, who has died, aged 90


Мартин Хоу, скончавшийся в понедельник в возрасте 91 года, всю жизнь занимался музыкой, большую часть своей жизни в Королевской школе церковной музыки при Аддингтонском дворце. Он был награжден MBE в 1993 году.

В разговоре, который у нас состоялся несколько лет назад, он сказал мне, насколько другой была бы его жизнь, если бы не два особых, влиятельных учителя: мисс Кин и мисс Лакс. Обоих можно охарактеризовать как “опережающих свое время”.

Первый работал в женской школе в Брайтоне, второй - в подготовительной школе Холм-Парк в Моффате, Дамфришир. Они не знали друг друга и никогда не встречались. Оба были преданными делу профессионалами, которые стремились сделать все возможное для своих учеников. Они были воспитателями и разработчиками, а не писаками или бюрократами.

Мисс Кин и не подозревала, что последовательность аккордов, которую она написала для шестилетнего ученика в ответ на его просьбу дать ему несколько аккордов для игры, все еще будет помнить и исполнять его 70 лет спустя. Мисс Лакс понятия не имела, что, когда она написала в третий раз, чтобы убедить некоторых скептически настроенных родителей позволить их сыну возобновить уроки игры на фортепиано, положительный ответ, который в конечном итоге пришел, должен был стать поворотным моментом для ученого, который должен был продолжить карьеру в музыке.

Именно таких учителей каждый родитель хотел бы видеть у своих детей в школе. Они были педагогами, которые, увидев потенциал, сделали бы все возможное для своих учеников. Тем самым они помогли сформировать будущее Мартина Хау.


Рептонская школа: Мартин Хау получил музыкальную стипендию в возрасте 13 лет


Из-за плохого состояния здоровья и смерти его матери, когда ему было всего шесть лет, Мартин и его сестра Рут были отправлены в школу-интернат для женщин в Брайтоне.

Вторым было назначение его отца епископом Глазго, в результате чего семья переехала в Шотландию. Именно в этот период, перед началом учебы в новой школе, Мартин отказался от занятий на фортепиано. Таким образом, отец и мачеха Мартина были настроены скептически, когда получили его письмо с просьбой возобновить уроки игры на фортепиано. Настойчивость мисс Лакс убедила их обоих изменить свое мнение.

Годы спустя Мартин сказал мне, что он чувствовал, что это был поворотный момент во всем его музыкальном образовании. Более 80 лет спустя он все еще мог слышать чистые интонации мисс Лакс, настаивающей на том, чтобы он практиковался на фортепиано.

Подготовительная школа, которую посещал Хоу, также поставляла хор для местной епископальной церкви, “Жестяной табернакль”, как он мне его описал, и именно для хора Хоу сочинил свою первую настоящую мелодию. Это было единственное песнопение. Возможно, это было просто, но это сработало. Это тема, которая была подчеркнута в его успехах с церковными хорами в его дальнейшей карьере.

В возрасте 13 лет Хоу из Холм-Парка был отправлен в Рептон, одну из ведущих государственных школ страны, где во второй семестр получил музыкальную стипендию. Это была школа с прекрасными музыкальными традициями. В Рептоне Хау смог достичь заметных музыкальных амбиций.

Когда он жил в Глазго, его основным источником музыки было прослушивание граммофона со старыми записями на 78 оборотов в минуту. Больше всего Мартину понравилась запись песни Мендельсона “Услышь мою молитву” в исполнении Эрнеста Лоха, знаменитого сопрано-мальчика. В свой первый семестр в Рептоне Хоу увидел, что должна была исполняться “Hear My Prayer” и требовались солисты. Поскольку его голос еще не был сломан, он прошел прослушивание и был выбран для исполнения той самой пьесы, которую он слушал в своей собственной гостиной в Глазго и мечтал спеть на публике. Часовня в Рептоне должна была стать тем местом, где его голос можно было услышать вслух!

Одним из аспектов музыки, который Хау особенно ценил в Рептоне, было массовое церковное пение. Настройки песнопений для воскресных служб содержали специальные части для прихожан, и он начал понимать влияние такого рода музицирования.

Приближаясь к концу своего пребывания в Рептоне, Янг Хау не знал, что делать. Его отец, изучив довольно сложные и не очень хорошо рекламируемые способы назначения ученых-органистов, нашел колледжи, которые искали такого человека. Хау должным образом начал свою трехлетнюю работу в колледже Клэр, Кембридж.

Масштабность его задачи поразила его в первый же день. Не было никакой передачи от предыдущего действующего лица, чтобы показать ему веревки. Он был единственным ответственным за музыку в часовне. Он нашел доску объявлений и должным образом прикрепил первую заявку на репетицию хора, чтобы иметь представление о ресурсах, имеющихся в его распоряжении.

Доброжелательный и тактичный Старый рептонианец немедленно пришел в комнату Мартина и сказал: “Послушай, старина, если ты не возражаешь, что я так говорю, мы обычно пишем репетицию хора с буквой ‘С’!”

“Я никогда не был большим ученым”, - сказал Хоу, рассказывая историю.

Получая большую поддержку от декана колледжа, преподобного Чарли Моула, выдающегося исследователя Нового Завета, Хау осознал, что помимо своей музыки он может предложить и другие дары. Современное слово для этого - “аутрич”.

Хоу установил связи с местными школами, разместил рекламу в местных газетах, и все это для создания своей группы певцов и музыкантов. Этот признак вовлечения и мотивации целого ряда певцов в его работу имел особое значение на протяжении всей его профессиональной карьеры и после выхода на пенсию.

Он также много времени проводил в бегах за университетскую команду по кроссу и чуть не получил “синюю”, в то время как среди ведущих студенческих бегунов были такие, как Крис Брейшер, Роджер Баннистер и Крис Чаттауэй - трио, которое в дальнейшем будет работать вместе, чтобы запустить первый суб-4-минутная миля, золотые олимпийские медали и старт Лондонского марафона…


Место учебы в колледже: Аддингтонский дворец, в котором когда-то располагалась Королевская школа церковной музыки


После ухода из Клэр Хау два года прослужил в Королевском армейском корпусе, где был награжден орденом. Он часто говорил, что армейская подготовка была полезна во многих отношениях. Затем он работал в Королевской школе церковной музыки при Аддингтонском дворце, где был хормейстером со студентами и тремя хорами мальчиков.

Проведя там три года, Хау вернулся в Кембридж в 1960 году, чтобы получить степень, год изучая теологию. Это был его единственный год интенсивного обучения с небольшим количеством музыки. Он нашел это глубоко полезным с точки зрения его личного понимания и веры.

Хоу вернулся в Королевскую школу церковной музыки в 1964 году после трехлетнего пребывания в качестве хормейстера в приходской церкви Гримсби, где он основал “Странствующий хор”, который по субботам посещал церкви округа для проведения демонстраций и специальных служб.

Он должен был оставаться в RSCM в том или ином качестве до своей отставки в 1993 году. Именно в последние годы работы с ними Хау сочинял музыку для огромного объема работы, которую он выполнял по всей южной Англии в качестве их комиссара.

Хау описал это как “сочинение маленьких мелодий” для “маленьких хоров” с “ограниченными ресурсами”.

То, что он был настолько успешным, объяснялось тремя причинами. Во-первых, не обладая идеальным слухом, он знал, что если он не может хорошо петь свои собственные мелодии и гармонические линии, то и другие тоже не смогут. Во-вторых, его стиль работы по информированию и мотивации молодых певцов с помощью программы обучения хористов был оценен и признан всеми. В-третьих, он понял, что, привлекая “маленькие хоры” для пения с большими ресурсами, певцы будут вдохновлены и соответственно повысят свои стандарты.

Это было сделано в основном с помощью однодневных хоровых мероприятий, посещений хора и курсов. Количество хористов, обученных и находящихся под влиянием Мартина Хау, должно исчисляться тысячами.

После выхода на пенсию Хоу написал четыре сезонные кантаты, несколько фортепианных сюит, которые ему особенно понравились, и серию органных пьес под названием “Цвета Евангелия”.

“Я не настолько силен в ритмах или контрапункте, но, возможно, лучше разбираюсь в мелодии и гармонии, где мои клише хорошо известны”. У него была книга органной музыки Organ Album, которую он сочинил ранее, к которой он постоянно возвращался.

Существует история о том, что превосходное старинное пианино Broadwood, на котором он играл почти каждый день в Соборе, когда-то принадлежало Чарльзу Ллойду, органисту оксфордской церкви Христа. Ллойд и Бэзил Харвуд были двумя руководителями кафедрального хора, когда его отец пел там молодым певчим. Очень трогательна картина Мартина Хау, играющего на пианино, вокруг которого, вполне возможно, пел его отец в Оксфорде.

Но многое из того, чего Мартин достиг в музыке, имеет свою остроту.

Это был скромный и искренний человек, который поощрял других любить музыку и участвовать в ней. Его слова, как и его музыка, были одновременно утешением и вызовом для очень многих людей. Его собственная вера была постоянным источником силы на протяжении всей его жизни.
“Мне очень повезло”, - сказал Мартин, когда мы подошли к концу интервью. “Пути Бога неисповедимы”.

В Кройдонском соборе состоится заупокойная месса в память о Мартине Хау, дата которой будет объявлена позднее

                                                                                                          All Croydon parks 'under threat' says environmental campaign | Inside Croydon


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика