Коллекция музея мировой погребальной культуры включает в себя образцы предметов культа всех буддийских регионов, но преобладают в ней произведения индо-тибетского круга. Буддийская скульптура, иконография и весь предметный ряд интересны для музея не столько с искусствоведческой точки зрения, а как выраженная в образах и символах философская и религиозная традиция.
Среди скульптур это в основном разнообразные изображения Будды и статуи богов Вишну, Шивы, Кали, выполненные из металла. Многочисленна коллекция масок и атрибутов участников религиозной мистерии Цам, широко практикуемой в странах северного буддизма (Тибет, Непал), в Монголии, Бурятии, Тыве и Калмыкии. Главный сюжет – борьба со злом, которое олицетворяет Эрлик-хан – владыка царства мёртвых, верховный судья в загробном мире.
Особое место в буддийской коллекции музея занимают музыкальные инструменты. Тибетская музыка включает древние музыкальные традиции населения высокогорных районов Гималаев. Она также испытала значительное воздействие музыкальных традиций Центральной и Южной Азии.С IX - X веков особое значение в тибетской музыке приобрел распев религиозно-мистических гимнов – гур. Одним из главных инструментов, сопровождавших эти гимны, был дунгар – рог из раковины, чей звук символизировал вечность и первозданный космос.Раковина – индийско-тибетский символ женственности, один из восьми буддийских символов Доброго Предзнаменования.
Кроме духовых инструментов в состав инструментального ансамбля входят ударные – колокол дрилбу, гонги, барабаны. Для уединённых медитаций используются тибетские поющие чаши, сделанные из сплава семи священных металлов: золота, серебра, ртути, меди, железа, олова и свинца. Звуковые вибрации тибетской чаши – это как акт сотворения. Мужская энергия палочки-резонатора пробуждает женскую энергию чаши. Поющие чаши заключают в себе главный принцип мира, соединение инь и ян.
Этот же принцип объединения мужского и женского начала лежит в основе использования ритуального сосуда – чаши джалха-ри, на которой возвышается лингам, окружённый желобом йони.
Из множества предметов погребального культа обращают на себя внимание разнообразные бронзовые курильницы,украшенные изображениями хтонических животных. Помимо эстетической и символической функции, курильницы, прежде всего, были необходимы для того, чтобы путём сжигания имбиря, гвоздики и других резких благовоний отгонять злых духов и демонов. Кроме этого курильницы применялись в санитарно-гигиенических целях, для сохранения тела умершего и зашиты от запахов и различных заболеваний.
Наиболее распространенной формой курильниц – ароматниц были ладьи. Корни этой традиции можно найти в представлении индусов о путешествии души по реке смерти. Для благовонных свечей использовались ароматницы в виде выдвижных пеналов – байпуры.
Музей мировой погребальной культуры работает ежедневно (кроме понедельника) с 10 до 17 часов на территории Парка Памяти Новосибирского Крематория.
Цена входного билета: 100 рублей, для студентов, школьников, пенсионеров - 50 рублей.
Принимаются заявки на групповые экскурсии. Телефон для справок: (383) 363-03-29
Новосибирский Музей погребальной культуры с благодарностью примет в дар или приобретет экспонаты, имеющие отношение к похоронным традициям, ритуалам разных народов разных эпох. Желающих внести вклад в формирование экспозиции Музея просим обращаться по телефону +7-913-785-4004 или прислать письмо по адресу funeralportal@mail.ru.