Заботы, связанные с похоронами, перешли от родственников специалистам. Некоторые традиции, тем не менее, сейчас возрождаются.
На старых финских фотографиях с похорон XX века есть некоторые детали, которых на нынешних фотографиях больше не найдешь. Тогда еще считалось нормальным, что бледный покойник лежал в открытом гробу в окружении провожающих перед тем, как его понесут на кладбище.
Теперь эта традиция практически исчезла из лютеранских похорон. Младший сотрудник музея области Кайнуу Улла Хяркенен (Ulla Härkönen) считает, что эта перемена — один из признаков того, что смерть стала более личным событием.
«Раньше умирали дома, в окружении семьи и близких. Теперь смерть довольно часто наступает в больнице, и тело покойного попадает в руки специалистов», — говорит Хяркенен.
В ХХ веке еще делали фотографии с покойником в областях, где жили в больших деревенских общинах и хуторами. В 1960-1970-е годы, с ростом городов, эти традиции начали исчезать.
«Правда, порой и сейчас кто-нибудь в церкви может сфотографировать покойника», — отмечает Хяркенен.
Проводы на тот свет
Хяркенен изучила культуру рождения и смерти для создания выставки «Рождение и смерть» в музее Кайнуу, на которой рассказывается в том числе и о различиях старых и нынешних обрядов, связанных со смертью.
Примерно сто лет назад, когда человек умирал, его сначала обмывали на устланном соломой полу в комнате или в сауне. На покойника надевали рубашку, в которой собирались его хоронить, клали тело на специальную доску и относили в амбар или сарай в ожидании похорон.
Вечером перед похоронами в доме покойника устраивались поминки, или проводы покойника, на которые приглашали родственников, друзей и знакомых, стол накрывали по-праздничному, на алкоголь не скупились. Покойника могли принести из сарая на поминки.
На следующий день проводили сами похороны, на которых собирались перед домом петь хоралы и прощаться. Гробовщик заколачивал гроб, а последний гвоздь забивал родственник покойного со словами: «Вот тебе с собой в дорогу, большего не проси».
Провожающие следовали за повозкой с лошадью, на которой гроб отвозили на кладбище. После погребения собирались еще на застолье по случаю похорон.
Отношение к смерти становится менее формальным
Сейчас люди часто умирают в больнице или домах для престарелых, и о покойнике заботятся специалисты: представители похоронного бюро, служители приходов, работники кладбищ. Родственникам необязательно присутствовать ни на одном из этих этапов, но при желании покойника можно увидеть в день похорон.
Хотя процессом похорон занимаются другие люди, чем раньше, этапы прощания остались практически такими же.
«По-прежнему покойника обмывают, одевают в рубашку, в которой будут его хоронить и относят в морг», — говорит Хяркенен.
Младший сотрудник говорит, что некоторые старинные традиции возрождаются сегодня. И сейчас есть люди, которые, например, хотят одеть покойника.
«Я надеюсь, что мы идем в направлении старой культуры в отношении смерти человека и отойдем от слишком формального отношения к смерти. Чтобы она не превратилась в ту часть нашей будничной жизни, которая не приносит нам лишнего беспокойства», — говорит Хяркенен.
На старых финских фотографиях с похорон XX века есть некоторые детали, которых на нынешних фотографиях больше не найдешь. Тогда еще считалось нормальным, что бледный покойник лежал в открытом гробу в окружении провожающих перед тем, как его понесут на кладбище.
Теперь эта традиция практически исчезла из лютеранских похорон. Младший сотрудник музея области Кайнуу Улла Хяркенен (Ulla Härkönen) считает, что эта перемена — один из признаков того, что смерть стала более личным событием.
«Раньше умирали дома, в окружении семьи и близких. Теперь смерть довольно часто наступает в больнице, и тело покойного попадает в руки специалистов», — говорит Хяркенен.
В ХХ веке еще делали фотографии с покойником в областях, где жили в больших деревенских общинах и хуторами. В 1960-1970-е годы, с ростом городов, эти традиции начали исчезать.
«Правда, порой и сейчас кто-нибудь в церкви может сфотографировать покойника», — отмечает Хяркенен.
Проводы на тот свет
Хяркенен изучила культуру рождения и смерти для создания выставки «Рождение и смерть» в музее Кайнуу, на которой рассказывается в том числе и о различиях старых и нынешних обрядов, связанных со смертью.
Примерно сто лет назад, когда человек умирал, его сначала обмывали на устланном соломой полу в комнате или в сауне. На покойника надевали рубашку, в которой собирались его хоронить, клали тело на специальную доску и относили в амбар или сарай в ожидании похорон.
Вечером перед похоронами в доме покойника устраивались поминки, или проводы покойника, на которые приглашали родственников, друзей и знакомых, стол накрывали по-праздничному, на алкоголь не скупились. Покойника могли принести из сарая на поминки.
На следующий день проводили сами похороны, на которых собирались перед домом петь хоралы и прощаться. Гробовщик заколачивал гроб, а последний гвоздь забивал родственник покойного со словами: «Вот тебе с собой в дорогу, большего не проси».
Провожающие следовали за повозкой с лошадью, на которой гроб отвозили на кладбище. После погребения собирались еще на застолье по случаю похорон.
Отношение к смерти становится менее формальным
Сейчас люди часто умирают в больнице или домах для престарелых, и о покойнике заботятся специалисты: представители похоронного бюро, служители приходов, работники кладбищ. Родственникам необязательно присутствовать ни на одном из этих этапов, но при желании покойника можно увидеть в день похорон.
Хотя процессом похорон занимаются другие люди, чем раньше, этапы прощания остались практически такими же.
«По-прежнему покойника обмывают, одевают в рубашку, в которой будут его хоронить и относят в морг», — говорит Хяркенен.
Младший сотрудник говорит, что некоторые старинные традиции возрождаются сегодня. И сейчас есть люди, которые, например, хотят одеть покойника.
«Я надеюсь, что мы идем в направлении старой культуры в отношении смерти человека и отойдем от слишком формального отношения к смерти. Чтобы она не превратилась в ту часть нашей будничной жизни, которая не приносит нам лишнего беспокойства», — говорит Хяркенен.