ѕервый воздушный ас: жизнь и смерть ѕетра Ќестерова

10.09.2019
ѕервый воздушный ас: жизнь и смерть ѕетра Ќестерова
‘ото с сайта  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D...


ќколо 20% населени€ земли до сих пор страдают аэрофобией. ƒаже небольшой часовой перелет в огромном лайнере, который, скорее всего, даже в зону турбулентности не попадет, вызывает страх у людей. ”дивительно, что при этом пр€мо р€дом с нами живут те, дл€ кого воздух стал вторым домом. » чувствуют они себ€ там не хуже, чем на земле.

¬оздушные асы Ц люди, которые обуздали гравитацию. ”же то, что они могут подн€ть в воздух такую махину, можно посчитать чудом, а уж на то, какие фигуры выписывают на огромной высоте пилоты, слабонервным лучше вообще не смотреть. ЂЅочкаї, Ђштопорї, Ђкобра ѕугачеваї и наконец Ђмертва€ петл€ї. ≈е еще называют Ђпетлей Ќестероваї. ј, кстати, почему? „ем этот Ќестеров отличилс€, что его именем назвали сложнейший воздушный элемент?

—ейчас о ѕетре Ќиколаевиче вспоминают мало. ’от€ небесный первопроходец заслужил, чтобы о его подвигах знали будущие поколени€ росси€н. –овно 106 лет назад 9 сент€бр€ 1913 года Ќестеров впервые в истории смог сделать замкнутую петлю в вертикальной плоскости на своем самолете. ƒо этого подобный маневр считалс€ невозможным. ¬ день годовщины первой Ђпетли Ќестероваї мы вспоминаем о славной жизни и смерти ее автора.

“€жело в учении

–одилс€ ѕетр Ќестеров 27 феврал€ 1887 года. ≈го будущее, кажетс€, было предопределено еще когда он только по€вилс€ на свет в Ќижнем Ќовгороде. ќтец Ц офицер-воспитатель в Ќижегородском кадетском корпусе, вс€ семь€, так или иначе, была св€зана с армией. ¬ ней же решил найти свое место ѕетр. ƒетство у него было достаточно бедным, отец умер в возрасте 27 лет и не оставил большого наследства. ћатери приходилось содержать троих сыновей. ¬ какой-то момент семь€ даже продала свой дом и переехала в скромную квартиру Ц лишь бы выжить.

”же в 10 лет, чтобы не перетруждать мать, Ќестеров по собственному желанию поступил в кадетский корпус, где когда-то преподавал его отец. “ам мальчика обеспечили кровом, водой и едой. —уд€ по воспоминани€м товарищей, он с детства был смелым и отзывчивым человеком, однако при этом обладал обостренным чувством прекрасного. Ќе мог пройти мимо расцветающего дерева, не насладившись видом.  роме того, юноша играл на мандолине и пел. ”чител€ даже предсказывали ему большое будущее в музыке.

Ќо все же двум€ главными увлечени€ми ѕетра были точные науки и книги о путешестви€х. ќн читал о фантастических полетах и думал о том, как повторить устройства, нарисованные автором в художественной книге. ≈ще одна страсть Ц орнитологи€. — увлечением Ќестеров часами наблюдал за полетами птиц, а вместе с тем сам мечтал о небе.

«акончив кадетский корпус, ѕетр по распределению направилс€ в ћихайловское артиллерийское училище. ”же там он про€вил себ€ как великолепный мастер авиационных расчетов. ¬ес и скорость полета снар€да он научилс€ определ€ть чуть ли не на глаз. «а два года он успел пройти полный курс, блест€ще сдать экзамены и стать командиром дев€той ¬осточносибирской стрелковой артиллерийской бригады. “ам Ќестерова считали не только самым умным, но и самым обходительным офицером. ¬ расчете под его командованием сложилась отлична€ дружеска€ атмосфера, а сами солдаты показывали лучшие результаты среди всех бригад.

ћечта о небе

Ќо главной страстью Ќестерова по-прежнему оставались полеты. ќднажды во ¬ладивостокской крепостной воздухоплавательной роте он заметил аэростат. » тут артиллеристу пришла в голову гениальна€ иде€. „то, если использовать воздушный шар не только в качестве наблюдательного пункта, но и дл€ корректировки стрельбы? ѕредложение ѕетра поддержали в командовании и назначили его главным по аэростатам. ¬прочем, воздухоплавательную бригаду быстро расформировали, и Ќестеров осталс€ без своей мечты. ¬тора€ неудача постигла его через несколько мес€цев. ѕередислоцированный во ¬ладикавказ офицер придумал Ђаппарат, движени€ которого меньше всего зависели от окружающих условий и почти всецело подчин€лись воле пилотаї. Ќо главное инженерное управление посчитало проект бесперспективным и завернуло его.

¬прочем, Ќестерова уже было не остановить. ќн вступает в различные кружки воздухоплавани€, знакомитс€ с известными конструкторами, в том числе јртемием  ацаном и ѕетром —околовым, пытаетс€ сам мастерить планеры. ѕервый летательный аппарат ѕетру помогла соорудить его мама. »менно она сшила обшивку дл€ судна по конспектам сына. ¬ августе 1911 года будущий великий авиатор прив€зал свой планер к лошади и впервые подн€лс€ в воздух на три метра. Ёто был первый из многих полетов Ќестерова.

ќсенью 1911 года он поступил в офицерскую воздухоплавательную школу. «а 11 мес€цев выучил все, что необходимо было знать авиаконструктору, и даже больше. ќн рассчитал, что теоретически возможно сделать на аэроплане Ђмертвую петлюї Ц разворот в вертикальной плоскости. Ќикто из товарищей не поверил. Ѕолее того, идею назвали глупой и осме€ли Ќестерова. ѕришлось на практике доказывать, кто прав.

ѕуть к Ђпетлеї

ќсенью 1912 года ѕетр Ќестеров последовательно выполнил свой первый полет на самолете, затем сдал экзамен на пилота-авиатора, а сразу после получил звание военного летчика. ≈го перевели в ¬аршаву и посадили на Nieuport Ц французский самолет, которым в то врем€ пользовалась российска€ арми€.

¬ первых же полетах авиатор показал сослуживцам, кто главна€ звезда в небе. ќднажды он набрал немыслимую по тем временам высоту в 1600 метров, выключил мотор и Ђвосьмеркамиї спланировал над ¬аршавой. Ќичего подобного до Ќестерова не выполн€ли не только в –оссии, но и во всем мире. ¬ообще, больше всего времени пилот тратил на то, чтобы отточить контроль над самолетом с выключенным мотором. ќн считал, что очень важно уметь вывести судно на посадку из любой ситуации. » это однажды спасло ему жизнь. ¬о врем€ полета зимой 1913 года у самолета Ќестерова загорелс€ карбюратор. ƒл€ любого другого пилота в те времена это означало бы гибель, но у ѕетра были другие планы. ќн легко посадил машину, осталс€ цел сам и не повредил самолет.

Ћетом того же года он установил еще один рекорд. Ѕез вс€кой подготовки в составе малой группы из трех самолетов Ќестеров пролетел почти 500 километров над территорией центральной ”краины. “огда это были немыслимые цифры. ѕримерно в то же врем€ ѕетр уже в одиночку совершил перелет из  иева в √атчину. ќб этом тогда писали во всех мировых газетах.

Ќо это были еще цветочки по сравнению с той славой, котора€ пришла к авиатору после 9 сент€бр€ 1913 года. Ќичего не говор€ своим товарищам, он взмыл в воздух, подн€л свой Nieuport на километровую высоту, а затем выключил мотор и начал пикировать.   таким фокусам от Ќестерова уже все привыкли. Ќо где-то на середине пути случилось неверо€тное: ѕетр вновь включил мотор, направил самолет вертикально вверх, затем на спину и вертикально вниз. “аким образом, он описал петлю, а затем без проблем приземлилс€.

Ќа следующий день пришли тыс€чи поздравительных телеграмм, золотые медали от обществ воздухоплавани€ и восторженные письма поклонников. Ѕыла и критика: военное начальство настрого запретило повтор€ть такие фигуры в воздухе. Ќо вр€д ли кого-то в тот момент это волновало.

√ибель геро€

 онечно, после своего триумфа Ќестеров не бросил карьеру пилота и не ушел на пенсию. ¬ тот момент ему было всего 26 лет. ≈ще вс€ жизнь и сотни рекордов впереди. Ќапример, уже спуст€ несколько недель после Ђмертвой петлиї ѕетр совершил первую в истории атаку на самолет противника. ќн уже тогда предсказал, что развитие авиации приведет к зат€жным воздушным бо€м. ¬ полной мере это предсказание сбылось лишь спуст€ несколько дес€тков лет, но и при жизни авиатора его приемы успели использовать некоторые военные летчики.

¬ 1914 году началась ѕерва€ мирова€ война. », как доблестный офицер, Ќестеров одним из первых попросил отправить себ€ на фронт. —уд€ по воспоминани€м друзей и родственников, ѕетр вообще-то хотел уволитьс€ из армии и целиком посв€тить себ€ конструированию. Ќо судьба сложилась иначе. »м двигала не только жажда защиты –одины, но и азарт Ц ведь впервые он смог проверить все свои теории в боевых услови€х. » так преуспел в этом, что за его самолет объ€вили существенную награду.

—вой самый известный военный подвиг Ќестеров совершил 8 сент€бр€ 1914 года.   сожалению, он же стал дл€ него последним. ѕетр считал, что отсутствие на самолетах оружи€ (тогда истребители еще не оборудовали пулеметом) Ц это не повод не вести воздушный бой. ѕоэтому когда ему представилась возможность, он с радостью пошел в атаку на одного из самых искусных австрийских летчиков ‘ридриха фон –озентал€.

Ѕой между двум€ великими авиаторами произошел в небе над Ћьвовом на глазах у горожан. Ќестеров взмыл в воздух пр€мо над австрийцем, обошел его со спины и протаранил своим самолетом вражеский Ђјльбатросї. ќба пилота погибли. 

Ќестеров был похоронен в  иеве, но его приемы, в том числе таран и Ђмертва€ петл€ї, оказались бессмертными. ”же советские летчики повтор€ли их в годы ¬еликой ќтечественной войны. ѕервого воздушного аса до сих пор привод€т в пример молодым курсантам летных училищ.

                                                                                                                                  ÐœÐШР24

ѕо теме: Ђ”дарил, как сокол цаплюї: почему погиб воздушный ас Ќестеров. 105 лет назад погиб легендарный воздушный ас ѕетр Ќестеров https://www.gazeta.ru/science/2019/09/08_a_12635437.shtml


ƒел€сь ссылкой на статьи и новости ѕохоронного ѕортала в соц. сет€х, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

яндекс.ћетрика