Писатель Александр Молодцов раскрывает тайну смерти Гоголя

08.09.2019
Писатель Александр Молодцов раскрывает тайну смерти Гоголя

Фото с сайта https://www.newsler.ru/culture/2019/09/04/kniga-o-knige-i-smerti


У кировчанина Александра Молодцова нынче особый год: вышли сразу две его книги. Об одной мы расскажем в следующий раз, а вторая вышла в кировским издательстве «О-краткое»: «Книга судебъ. Обожанiе Гоголя».

Нетрудно догадаться из названия и узнаваемого носатого профиля на обложке, что книга посвящена известному классику русской литературы. В наши дни не только по его произведениям ставят фильмы — уже он сам стал киноперсонажем, чей образ соткан из легенд и версий.

Книга Молодцова о Гоголе принципиально другая. При всей интриге темы в ней нет ни захватывающего сюжета, ни пикантной «клубнички». Ничего близкого и понятного для массового восприятия. Её просто открываешь и углубляешься в текст, пестрящий ятями, фитами, твёрдыми знаками и i. Впрочем, глаз спотыкается о них недолго, буквально первые страницы. Затем воспринимаешь только неспешно текущее повествование, следишь за витиеватыми рассуждениями автора, написанными речевыми оборотами, напоминающими самого Николая Васильевича: «Конечно, писателю и хотелось бы поскорее закончить рукопись, и одновременно было жаль расставаться с любимым детищем, которому он посвятил столько лет. Вы думаете, так легко подготовить книгу к печати? Но это наслаждение и мука маньяка! Сегодня вы поправили одно неудачное слово, завтра ещё два. А послезавтра сам собою вдруг выплеснулся целый лирический пассаж. Вот вам и готовая рукопись! Где ж она готова? Надо ещё обождать, пока идея книги окончательно не выяснится. И спешить некуда! А всего лишь третьего дня все написанное показалось возмутительная белиберда, одно тщеславие и гордыня, заслуживающая костра, просто мерзость и чорт побери!..»

Автор знает о написанном не понаслышке: свою книгу он писал без малого 11 лет. И всё равно не считает её законченной.«Она мне и нравится, и не нравится. Я её всегда буду дописывать. Человек меняется, я одиннадцать лет назад и сейчас совсем разные люди в некоторых вопросах», - считает он.

Тем гоголевским языком

Неслучайно и напечатана книга в форме стильно оформленного черновика: на страницах то и дело встречаются перечёркнутые слова, строки, абзацы, дописанные сноски на полях, вклеенные меж страниц будто бы забытые мысли. Это придаёт ей особый шарм, заставляет ловить себя на мысли: почему автор отказался от тех или иных слов? Индивидуальность ей добавляют иллюстрации Татьяны Коршуновой, будто нарисованные чернилами прямо на страницах, а также куски рукописного текста.

«Мы что-то пишем — зачёркиваем, исправляем, добавляем. Такой мы её и решили сделать, как бы незавершённой, сырой. На самом деле она дописана, каждое слово выверено 33 раза, - утверждает Александр Молодцов. - Но чтобы читатель проникся в атмосферу творчества — посмотрите вот, такие исправления, отступления лирические, вставочки. Мы печатаем, печатаем, и будто забыли упомянуть что-то важное — добавляем вклеечку».

По словам автора, несмотря на долгое рождение книги, она получилась как эксперимент. Для кого она? Один из самых сложных вопросов, который ему задавали и на московском книжном фестивале «Красная площадь», проходившем в Москве в начале июня.

«Думаю, книга рассчитана в первую очередь на библиофилов, книжных гурманов, на учёных, исследователей и ценителей творчества Гоголя. Я не мог себе позволить её упростить, - признаётся он. - Возможно, к своему стыду, даже наоборот: тема сложная, не хотелось профанации, дешёвой популярности. Книга написана в дореволюционной орфографии, с архаичным языком, чтобы погрузиться в тот «гоголевский» мир 200-летней давности. Замечу, что он был украинец, русский язык для него не родной, и в его текстах уже тогда находили немало неправильностей и неточностей, выглядевших комично. Современники Гоголя удивлялись его языку, и когда вышли его первые книги, он вошёл в моду. Его язык стал жаргонным, в молодёжной среде охотно чертыхались, использовали «гоголевские» словечки и выражения. Ему подражали, и даже спустя 180 лет я ещё застал ту волну. Заинтересовался его творчеством...»

Смерть замечательных людей

Писатель рассказывает, что такой подзаголовок у него с редакторами родился в процессе подготовки издания. «Мне всегда была интересна не только жизнь, но и странная смерть писателя, хотелось разгадать эту загадку, к чему призывал ещё Тургенев. Правда, он добавлял, что успех всё равно никого не обрадует, - рассказывает автор. - Моя книга, по сути дела — о смерти. Точнее, о странной связи его произведения «Мёртвые души» и трагической кончины. Судите сами: 42 года, расцвет сил. Полный читательский успех, любовь. Не болел, не страдал. Достаток приемлемый для человека свободного, который нигде не служит и не работает. Большую часть жизни он прожил без материальной нужды. Как, что случилось, почему его жизнь оборвалась на полуслове, а самая любимая книга — недописаной? Я пытался разгадать и не находил никакого объяснения. Всё, что ранее писалось по этому поводу, сводилось к фразе «умер от смерти». Я не верю в конспирологические теории, что он был одержим бесом, сошёл с ума. Нет. Совершенно нормальный человек, насколько это можно сказать о талантливом писателе.

Действительно, он боялся впасть в летаргический сон и быть похороненным заживо: в завещании он подробно и дотошно регламентировал, как его нужно хоронить, что при этом сделать. Весёлый человек, и на полном серьёзе такое написать?! Понятно, что человек был не из простых, со страхами и комплексами. Никому он об этих своих внутренних «бесах» не говорил, нам остаётся только догадываться. Поэтому всё, что говорится в моей книге — это гипотезы, версии, домыслы, анализ вариантов судьбы».

В основном книга Молодцова посвящена книге Гоголя «Мёртвые души», размышлениям об истории написания и причинах уничтожения рукописи второго тома. О связи уничтожения со смертью, очень похожей на самоубийство: сжёг рукопись, перестал есть и всего через десять дней скоропостижно скончался. «В полицейском протоколе записано: умер от простуды. Но какая простуда, если он из дома не выходил?» - смеётся Александр Молодцов.

Гоголь топил кошек в пруду 

В результате долгих исследований он пришёл к выводу, что по какой-то причине Николай Гоголь видел некое сверхзначение, мессианство именно в романе «Мёртвые души», в которой читатели видят просто хорошее сатирическое произведение. Точнее даже так: первая часть для самого автора — так себе, а настоящими должны были стать вторая и третья. Что в них должно было быть — до сих пор предмет споров и обсуждений.

«Во второй книге он хотел показать перерождение Чичикова, его восхождение к Богу и очеловечивание, путь каждого человека к добру, а показать это одной книгой – задача трудная, непосильная, - считает Александр Молодцов, предполагая, что писателя могло сгубить именно разочарование в том, что не получается идею воплотить до конца. - Наверное, эту глубинную часть книги моей будет труднее всего понять, осмыслить: как были переплетены творчество и вера автора и как сказались на его трагическом конце.

По гамбургскому счёту, это книга вообще о Гоголе и его принципах творчества, о соотношении творческого начала и религии, о борьбе. Не случайно название: «Обожание Гоголя». Конечно, я обожаю его, но второе значение – проницание писателя Богом, «обожение». Кстати, в детстве он был отвратительный мальчишка, топил кошек в пруду, о чём, уверен, позже жалел. А стал приват-доцентом, адьюнкт-профессором Петербургского университета, не имея высшего образования. Начал отлично, а потом мямлить начал и «расплевался» (тоже гоголевское словечко) с профессурой. Однако с тех пор в его письмах появился раздражавший друзей менторский тон. Одна из глав в моей книге называется «Цур» - это гоголевское словечко, означающее некое мистическое начало. А дальше - «Через цур (через чур)», то есть преодоление вот этой нечистой силы, ужаса и кошмара».

«Печатай, это Литература» 

После того как сие авторитетное для автора мнение высказал его товарищ, Александр Молодцов решился. Хотя и утверждает, что мог бы продолжать долго её дописывать, вероятно, печальная история главного героя научила его, что надо уметь остановиться.

Опытные люди научили, как выбрать издательство, где придумали и воплотили уникальный формат и оформление книги. Предисловие к книге написала Ксения Станиславовна Лицарева, декан факультета филологии и медиакоммуникаций ВятГУ. Поскольку книга носит научный статус, автор просил выверить её своих приятелей.

Издание оказалось дорогое, денег хватило лишь на 200 экземпляров. Напечатать книгу помог давний знакомый автора гендиректор ООО «КИБИХ» Дмитрий Пантелеев — благодарность ему также высказана на отдельной страничке за финансовую помощь. «Конечно, книга не для массового читателя, но почему-то я не сомневался, что найду поддержку. Мы с Дмитрием Николаевичем обсуждали мою книгу, судьбу Гоголя, спорили. Он считал, что Гоголю однажды указало правительство, как себя вести правильно, и тот послушался. Я считаю, всё было сложнее», - говорит Молодцов.

На 18 октября в библиотеке им. Герцена запланирована презентация книги, где желающие смогут сами обо всём расспросить автора.

Автор  Игорь Нелюбин

                                       
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика