Все фото с сайта https://kazanreporter.ru/post/3759_spusta-100-let-geroiceski-pogibsij-onisim-pankratov-prodolzaet-hranit-tajny
Герой войны. Первый русский, совершивший кругосветное путешествие на велосипеде. Тот, чье имя стерто из памяти многих. Несмотря на огромную работу, проводимую по увековечиванию памяти Панкратова, не все вспомнят его уникальный жизненный путь. Впрочем, прямо сейчас у нас появился повод поговорить о герое еще раз и вновь поднять вопрос установки памятника герою.
Погиб Онисим Панкратов больше сотни лет назад, очень скоро его жена и сын, которого он так и не успел увидеть, переехали в Америку, а могила героя была утеряна. «Ниточка» появилась пару дней назад, когда на Арском кладбище нашли древнее захоронение. Но даже те, кто занимается исследованием жизни Панкратова не один десяток лет, опасаются делать выводы раньше времени.
О пути исследователя и «белых пятнах» в летописи мы говорили с известным казанским фотографом, чемпионом СССР по велотуризму Сергеем Ермолаевым, а также научным сотрудником Астрономической обсерватории имени В.П. Энгельгардта Ингой Дубяго. Как оказалось, внучка одного из основателей обсерватории и есть то самое недостающее звено, которого не хватало для нового шага в сложении мозаики.
«Меньше всего нам хотелось бы бежать впереди паровоза и приватизировать могилу»
В конце июня Сергей Ермолаев на личной странице в социальной сети Facebook поделился документами Межведомственной комиссии РТ по увековечиванию имени Онисима Петровича Панкратова. Еще в 2013 году в Казани должен был появиться памятник Панкратову. По задумке открытием монумента завершался мировой велопробег, посвященный столетию «кругосветки» Панкратова и Казанской Универсиаде. Но не случилось. А сегодня появилась пусть призрачная, но надежда «привязать» к конкретному месту память героя Российский Империи. Но даже если найти подтверждение гипотезы не получится, Сергей Ермолаев подчеркивает, «память о Панкратове – незыблема».
«Полной уверенности в том, что могила принадлежит именно Онисиму Панкратову нет. И меньше всего нам хотелось бы бежать впереди паровоза, приватизировать могилу, которая, возможно, и не имеет к нему отношения. Но в этой истории достаточно совпадений. Это и пропеллер летчика – традиционный символ, и венок, похожий на тот, что получил Панкратов после своего кругосветного путешествия. С другой стороны, таблички на могильной плите не осталось, есть лишь номерок. Но можно ли будет идентифицировать по нему захоронение? Поэтому сейчас мы не можем делать какие-то выводы со 100%-ной вероятностью, хоть и очень хочется верить, что найдена та самая могила Онисима Панкратова. Вопросом идентификации занимаются профессионалы. В начале недели мы продолжим работать с архивами именно в связи с открывшейся информацией».
Находку с венком и пропеллером совершил член движения «Казанские некрополи» Роман Царевский, когда вместе с приятелем исследовал Арское кладбище в поисках одного семейного захоронения.
«Он подошел ко мне и сказал, смотри, что нашел! Показал фотографию. На ней был винт пропеллера и металлический венок. Что-то мемориальное, но забытое, предположил я, – делился Царевский. – А вчера позвонил старший наставник старо-поморцев Александр Евгеньевич Хрычев и попросил помочь одному человеку, который ищет захоронение с винтом самолета на надгробии, ну разве не чудо?»
Тем самым человеком и оказался Сергей Ермолаев. Осмотрев захоронение, он пришел к выводу, что последние годы за ним кто-то ухаживал.
«Важно найти этих людей, расспросить. Дело в том, что находится могила в одной ограде с другими. И весной там явно кто-то был. Кресты здесь не один раз красились, но, вероятно, последнее обновление было не менее 15 лет назад. По весне кто-то оставил там искусственный цветок, убрал упавшую листву. Может быть, прибирались волонтеры. Или это старушка, которая уже не может обновить оградку и кресты, но приходит каждый год сделать, что в ее силах. Мы лишь предполагаем и очень надеемся найти ответы на вопросы».
«Когда люди возникают из небытия…»
Пока специалисты работают с архивами, мы можем обратиться к другим звеньям мозаики Панкратова. Долгие годы недостающим звеном в истории жизни героя оставалась Ксения Дубяго. В браке с ней у Панкратова родился сын, Арсений. Ксения принадлежит к известной казанской династии Дубяго – она тетя внучки основателя Астрономической обсерватории имени В.П. Энгельгардта Инги Дубяго. И этот факт из биографии до недавних пор был скрыт и от самой Инги Александровны.
«Мы, конечно, знали, что тетя была замужем за летчиком. Но после его гибели, в 1923 году она вновь вышла замуж, переехала в Америку. Затем связь и вовсе была утеряна, после 1937 года. Как это случилось с другими российскими семьями, мы просто не могли общаться, – рассказала нам Инга Александровна. – А сейчас, наверное, и в живых уже никого нет, разве что дети сына моей тети, ведь даже ему сейчас должно было бы быть больше 100 лет.
У нас остались фотографии в семейном архиве, их я и передала Сергею. Так интересно, когда люди возникают из небытия. Я совсем как-то о нем (Панкратове – ред.) не думала. Удивительная судьба, погиб в 28 лет, а столько всего успел».
Сергей Ермолаев добавил, исследование жизни и, как мы теперь понимаем, смерти Онисима Панкратова – историческая загадка, которая для нашего собеседника стала еще и личной.
«Я занимаюсь темой Онисима Панкратова 45 лет. Если говорить совсем честно, после здоровья близких это, видимо, главное для меня. Поэтому, если удастся при моей жизни установить памятник, будет ясно, что жизнь не прошла зря».
Что до сегодняшних находок, это еще один повод вспомнить о герое. Ведь в короткий промежуток времени совпало сразу несколько событий. Это беседа с Ингой Дубяго, находка на Арском кладбище, наконец, новый разбор архивов в поисках ответов на вопросы.
Кто он – Онисим Панкратов
Онисим Петрович родился 9 февраля 1888 года, а похоронен в Казани в сентябре 1916 года. Семья Панкратовых перебралась в Харбин в 1908 году, где наш герой поступил на службу в Харбинское вольнопожарное общество. Страстным увлечением Панкратова стал велоспорт, в котором он добился успеха — стал чемпионом-рекордсменом Харбина и носителем почетного нарукавного знака. Но мечтой стало кругосветное велопутешествие. И вот в июле 1911 года Онисим Панкратов стартовал из Харбина. Идеей загорелся отец Панкратова, когда увидел в газете предложение принять участие в велопутешествии и призе за мировое «турне». Предстояло не только подготовить себя физически, но и собрать деньги. Коммерческие вопросы решали вместе со спортивным союзом Харбина.
Вернулся Панкратов к месту старта 28 июля 1913 года в возрасте 25 лет, затратив на свое путешествие 2 года и 18 дней, преодолев 50 тысяч километров. Маршрут путешествия на карте внешне представлял собой восьмерку. За время путешествия Онисим Панкратов сменил 53 покрышки, четыре седла, два руля, 11 цепей и 750 спиц.
Международный союз велосипедистов удостоил Онисима Панкратова Бриллиантовой звезды почетной ленты с золотой медалью и лаврового венка. А после начала Первой мировой войны Панкратов вступил вольноопределяющимся в армию и 20 июня 1914 года был зачислен рядовым в Гатчинскую военно-авиационную школу, где прошёл курс подготовки к полётам на аэроплане «Фарман». 30 августа 1914 года он назначен в 12-й корпусной авиаотряд.
4 ноября 1914 года при выполнении авиаразведки позиций противника самолёт Панкратова был подбит и совершил вынужденную посадку, герой получил значительные травмы.
Излечившись, 14 апреля 1915 года Онисим Панкратов был произведён в младшие унтер-офицеры и переведён в 26-й корпусной авиаотряд, но там не задержался, поскольку уже 2 июня отправился в Новогеоргиевский крепостной авиационный отряд (33-й корпусной авиаотряд). За ряд отличий был награждён Георгиевскими крестами 4-й, 3-й и 2-й степеней («за боевые разведки до обложения крепости «Новогеоргиевска и во время её осады») и Георгиевской медалью. Приказом по армиям Западного фронта от 24 августа 1915 года Панкратов за боевые отличия был произведён в прапорщики.
15 февраля 1916 года переведён в 5-й авиационный отряд истребителей. 27 августа 1916 года Панкратов в качестве стрелка-наблюдателя вылетел с пилотом лейтенантом французской службы Анри Лораном на перехват вражеских истребителей. Сбив один самолёт, они сами были подбиты и оба погибли. Высочайшим приказом от 1 октября 1916 года Панкратов был посмертно награждён орденом св. Георгия 4-й степени.
Также посмертно Онисим Панкратов удостоен орденов святой Анны 4-й степени (3 января 1917 года), святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (12 мая 1917 года), французского правительственного ордена за храбрость.
Что дальше?
Когда открылись новые данные, вопросом сохранения памяти Онисима Панкратова вновь заинтересовались на уровне властей республики. С Сергеем Ермолаевым связались представители Государственного комитета РТ по сохранению объектов культурного наследия. И на первый план вышел вопрос установки памятника Онисиму Панкратову, отметил наш собеседник. Существуют готовые эскизы монумента, за работу готов взяться московский скульптор. Более того, существуют пластилиновые макеты будущего памятника – каждый метром в высоту. Вопрос лишь в поиске инвестора, который взялся бы за реализацию задумки.
В 2013 году изготовление и установка памятника оценивались в несколько миллионов рублей. Сегодня сумма едва ли меньше. Но монумент вполне может стать прекрасным символом Казани в ее новом статусе спортивной столицы России.
Регина Алендеева. Фотографии: Архив героев материала, Олег Косов