Человеческие жертвоприношения в первобытных обществах имели вполне практическую цель – они помогали выстроить властную вертикаль или жесткую социальную пирамиду и сделать общество классовым.
К такому, возможно, не слишком оригинальному выводу пришел молодой ученый – социальный психолог Джозеф Уотс из Оклендского университета в Новой Зеландии. Он исследовал жизнь австронезийских народов – коренных жителей многих тихоокеанских островов, от Тайваня до Новой Зеландии, включая Полинезию, Микронезию и Мадагаскар.
На этих территориях до появления там колонизаторов племена часто приносили человеческие жертвы языческим богам - по случаю смерти правителя, строительства дома или корабля и прочим поводам. Несчастным – часто это были рабы - отрубали головы или убивали более изощренными способами. Ученые давно подозревали, что мотивом для этих жестокостей было не просто желание задобрить божества, а куда более земные, нерелигиозные соображения.
Вот что показал анализ истории и демографии 93 австронезийских племен, проведенный Уотсом и его группой. Ученые разделили эти племена на три группы: «равноправные», «относительно расслоенные» и «жестко расслоенные». Последний тип общества был выражено сословным, где привилегии передавались по наследству, а социальная мобильность сведена к минимуму.
Тщательно изучив генеалогические древа австронезийских родов, ученые выявили четкую связь между наследственными привилегиями и человеческими жертвоприношениями. Людей приносили в жертву в двух третях жестко сословных племен и только в одной четверти племен с эгалитарной структурой. При этом сначала входили в моду ритуальные жертвы, а затем ужесточалась и властная пирамида.
Признавая ценность работы Джозефа Уотса, антрополог Джозеф Генрих из Гарвардского университета указывает на невозможность чистого эксперимента. Генеалогические древа сами по себе не указывают на то, благодаря чему народившейся знати удалось утвердить наследственную передачу привилегий. Социальные практики, по его мнению, далеко не всегда вызревали внутри самого племени, но часто передавали от завоевателей к побежденным. Тем не менее, коллеги приветствуют более широкое проникновение статистики в религиозно-культурные исследования.