Максим Скулачев – ведущий научный сотрудник биологического факультета МГУ, сын академика Владимира Скулачева, соавтор книги«Жизнь без старости». Команда под руководством Скулачевых много лет изучает механизмы старения и способы его предотвращения. Лекция Максима, прошедшая в яхт-клубе«Тверца», называлась «Старение как вредоносная программа, которую можно отключить».
Самоубийство клетки
Максим Скулачев признался, что чаще ездит по научным конференциям и редко выступает в формате научно-популярных лекций. Он поблагодарил«Караван» за привлечение внимания к теме, которая странным образом не поднимается в СМИ.
– То, что я буду рассказывать, – это гипотеза, – сразу предупредил Максим. – В биологии вообще трудно
Отец Максима, академик Владимир Петрович Скулачев (кстати, сам Максим его называет не иначе как «Академик»), – самый цитируемый российский биолог. В конце 1970-х он остановился в шаге от Нобелевской премии. Открытие особых молекул (ионов, проникающих в митохондрии), с помощью которых удалось доказать, что в этой части клетки есть электричество, было сделано в МГУ, в лабораториях Скулачева. Однако Нобелевку дали Питеру Митчеллу – ученому, выдвинувшему эту смелую гипотезу. Они со Скулачевым были друзьями и коллегами. Молекулы, кстати, получили название «ионы Скулачева» и в начале XXI века стали важной частью механизма борьбы со старением.
Но об этом позже.
Свою лекцию Максим сопровождал креативной презентацией, мультом и даже нарезкой из фильма про Джеймса Бонда.
Главный месседж команды ученых под руководством академика Владимира Скулачева заключается в том, что старение – это регулируемый процесс, некая программа биохимического самоубийства, заложенная на генетическом уровне, которая в определенный момент запускается в теле человека.
– Давно доказано, что во всех клетках есть программа апоптоза(запрограммированной смерти). Биологические системы умеют сами себя уничтожать. Мы считаем, что старение – как раз такая программа. А если это программа, ее можно «отключить».
По просьбе Скулачева знаменитый лингвист Михаил Гаспаров придумал термин для обозначения запрограммированной смерти организма –«феноптоз». С этой точки зрения старение рассматривается как «медленный феноптоз».
Секрет голого землекопа
Первый постулат Скулачевых – «Старость – это вовсе не обязательная программа». Смерть – это важный механизм эволюции, с помощью которого идет смена поколений. Но к смерти можно прийти и не через механизм старения. Сегодня ученые бьются не над проблемой бессмертия (это невозможно), а прежде всего над проблемой активного долголетия.
Сегодня главный тотем геронтологов со всего мира – это голый землекоп, зверек, обитающий в африканских пустынях. Феномен землекопа в том, что он не стареет и фактически не болеет раком (онкозаболевания также являются возраст-зависимыми). Максим показал публике забавный мультфильм про землекопа и сообщил, что скоро будет запущен персональный сайт голого землекопа – он будет рассказывать о последних научных разработках по теме старения.
Отсюда второй постулат лекции – если землекоп в процессе эволюции
Скулачев рассказал о нефармакологических способах «отодвинуть» старение. В первую очередь это небольшой стресс, с которым организм может справиться сам: ограничение питания (но не полный голод), мышечные нагрузки (но не до изнеможения), сильное, но не слишком, переохлаждение, отравление ядами в «гомеопатических» дозах. Большое внимание Скулачев уделил психологическому аспекту старения.
– Доказано, что пожилые люди, интегрированные в общество и чувствующие свою «нужность», доживают до 90 и выше. Люди на востоке живут дольше, потому что сильно заняты в воспитании детей и в целом социально активны. В Японии, например, нет домов престарелых. В восточной культуре возраст – это достижение. Когда 60-летней японке скажут: «Вы выглядите на 80!», это будет комплиментом.
Согласно исследованиям, активная умственная деятельность также продлевает жизнь – среди нобелевских лауреатов 16,67% старше 90 лет, среди академиков РАН – 7,51% 90-летних, а среди обычных американцев таковых всего 0, 15%. Любопытно, что в группу долгожителей попадают и дирижеры – 12,12%.
– Думаю, главное значение имеет педагогический момент. Человек – уникальное животное. Нам позволено жить уже после того, как мы прекратили размножаться, потому что мы передаем своим потомкам информацию не только с помощью генов, но и с помощью речи. Только у человека развит институт «полезных» бабушек и дедушек. Как правило, все ученые, и дирижеры тоже, – это люди, имеющие широкий круг учеников. Они активно делятся своим опытом, передают его новым поколениям и таким образом выполняют важную эволюционную функцию.
Рецепт для Джеймса Бонда
Когда возникла гипотеза о старении как о программе, ученые заговорили об интервенции – применении веществ, прерывающих работу программы старения. Сам академик Скулачев заявляет, что поиск «лекарства от старости» сегодня превратился в технологическую задачу.
Доказано, что механизм старения плотно связан со свободными радикалами – активными формами кислорода, которые накапливаются в клетках. Когда масса свободных радикалов становится критической, орган перестает функционировать. Джеймсу Бонду, кстати, в фильме «Никогда не говори никогда» доктор прописал не злоупотреблять вином и белым хлебом, чтобы не увеличивать число свободных радикалов в организме. «Придется отказаться от белого хлеба», – сделал вывод Бонд.
Однако у Максима Скулачева есть рецепт получше.
– Большая часть свободных радикалов образуется в митохондриях, наших«энергетических станциях», где пища сжигается в кислороде, что дает энергию. Часть кислорода превращается в очень активные ядовитые молекулы. Это давно было известно, но только в XXI веке появилась технология, которая позволяет хоть
Третий постулат и главная идея академика Скулачёва состоит в том, что он изобрёл механизм транспортировки антиоксидантов с точностью до нанометра именно в то место, где образуются свободные радикалы. Речь идет о том самом «ионе Скулачева», к которому «пришивают» остаток пластохинона – самый сильный антиоксидант, имеющийся в природе.
– Эти ионы способны проходить сквозь любые биологические оболочки, для них нет преград в нашем организме, – говорит Максим. – Они несут на себе положительный заряд. Так повезло, что есть единственное место в нашем организме с отрицательным зарядом — митохондрии. К этому иону можно было «пришить» любое вещество, чтобы доставить его в митохондрию. Скулачев придумал и нарисовал эту конструкцию. Ион, к которому пришит антиоксидант, проходит через стенки в митохондрию и начинает бороться со свободными радикалами.
Так ученые синтезировали новое вещество – митохондриальные антиоксиданты SkQ (антиоксидант + ион Скулачева).
С 2005 года в МГУ ведутся исследования влияния SkQ на процесс старения. Было проведено более пяти клинических исследований (на пациентах-добровольцах), одно из них в США.
– Мы проводили очень простой эксперимент: кормили крыс веществом SkQ, измеряли их состояние. Вот две крысы одного возраста. Первая не принимала SkQ, смотрите: у нее развит остеопороз, она ослепла, у нее выпали усы. Вторая крыса, принимавшая SkQ, лишена этих признаков старения, и усы целы.
К 2035 году будет лекарство от старости?
Чтобы провести клиническое испытание системного препарата, замедляющего старение, на человеке, требуются долгие годы
Поэтому четвертый постулат Скулачевых: сначала надо действовать локально. Если сейчас нельзя полностью «вылечить» старость, можно начать со старческих болезней. Так были созданы и запатентованы глазные капли, которые уже сейчас – официально, клинически доказано – помогают от ряда старческих болезней – сухого глаза, катаракты. В нём действующее вещество — тот самый SkQ.
– Это единственный в мире препарат, адресно воздействующий на митохондрии и по нашей исходной идее замедляющий старение глаза, – говорит Максим.
Скулачев представил дорожную карту развития. По ней, к 2018 планируется выпуск системного препарата, замедляющего процесс старения (в сентябре 2015 стартовала первая фаза клинических испытаний), а к 2035-му«лекарство от старости» войдет в широкое применение.
Сам академик Скулачев как автор идеи проводит эксперимент на себе – уже несколько лет он капает себе капли с SkQ и принимает раствор этого вещества.
– Это было рискованно, ведь не все испытания проведены, – признается Максим. – Но Владимир Петрович привел аргумент, что наши препараты не действовали на очень старых крыс… А академику уже сейчас 82-й год, поэтому он не стал затягивать с экспериментом. И, что интересно, сейчас его волосы начал темнеть, хотя десятки лет был седой как лунь. То же самое мы видели на крысах, принимающих SkQ – их шкурка не седела с возрастом.
После лекции на Максима обрушился шквал вопросов – от «Помогает ли алкоголь в борьбе со старением» до «Эффективна ли в этом вопросе генная терапия».
Для автора лучшего вопроса «Караван+Я» подготовил сюрприз – книгу«Жизнь без старости». По решению самого Скулачева подарок получил Павел Королев, депутат Законодательного собрания Тверской области, задававший серьезные научные вопросы (по образованию Павел медик, это его конек). Такой же приз достался Дмитрию Большакову – победителю розыгрыша в группе «Караван+Я» «ВКонтакте».
Но на этом подарки не закончились – Максим Скулачев приготовил для дам косметические презенты, anti-age сыворотку для кожи, изготовленную с использованием SkQ. Надеемся, отечественная инновационная разработка найдет свое применение не только в России, но и за рубежом.
Обсуждения идей, озвученных Скулачевым, продолжалась и после лекции, и на следующий день. Каждому было что сказать, с чем согласиться, с чем поспорить, над чем задуматься. А в этом, собственно, и состоит цель проекта «Интеллектуальные вечеринки».