Несмотря на то что за 1997-2007 годы решены и решаются многие вопросы по развитию похоронного дела, в том числе организационные, технологические, нормативно-правовые, учебно-образовательные, информационно-аналитические и частично социальные и экономические, однако до настоящего времени:
- Не найден механизм финансового регулирования работ по предоставляемым услугам населению по похоронному обслуживанию.
- Выделяемые средства на благоустройство и содержание кладбищ недостаточны, и это отражается на качестве предоставляемых услуг.
- Как показывает практика работы кладбищ, они являются в основном убыточными, то есть себестоимость предлагаемых услуг выше их реализации.
- Все более обостряется проблема ограниченности территорий под захоронения. Она особенно ощущается при создании новых кладбищ для крупных городов.
- Более того, уровень решения социальных задач для необеспеченной категории населения достаточно низкий. Размер социального пособия за последние 8-9 лет не пересматривался и остается на уровне 1000 руб., что в 7-8 раз меньше реальной средней стоимости похорон в настоящее время.
Решение этих важнейших проблем похоронной отрасли требует новых подходов в современных условиях.
С 1997 года по настоящее время АНО «Всероссийский научно-методический центр по вопросам похоронного дела» совместно с ГУП «Ритуал» департамента потребительского рынка и услуг правительства города Москвы проводятся исследования по вопросам похоронного дела.
Исследования, проведенные в 1997-2004 годы, касались общих теоретических и практических (организационных и др.) вопросов работы кладбищ на длительном временном пространстве от начала их функционирования. Они открыли перспективы дальнейших исследований в различных направлениях похоронной отрасли, в том числе и в экономической области.
В 2004-2007 годах АНО «Всероссийский научно-методический центр по вопросам похоронного дела» проводились исследования по работе одно- и многоканальных земельных участков захоронений с использованием математической теории массового обслуживания. Они проводились с целью решения важнейшей экономической задачи определения реальной себестоимости услуг по обслуживанию выделяемых земельных участков захоронений.
На основе этих исследований разработан «Метод определения себестоимости услуг по обслуживанию при выделении двух- и многоканальных земельных участков захоронений кладбищ с учетом вероятностного времени использования их каналов», применение которого впервые делает возможным определение реальной стоимости (цены) услуг по обслуживанию земельных участков захоронений.
Результаты этих исследований открывают новые возможности для развития предоставляемых социальных услуг необеспеченной категории граждан с одной стороны, а с другой, дают возможность выйти на новый, более качественный уровень решения микро- и макроэкономических задач похоронной отрасли в Российской Федерации.
Использование результатов проведенных исследований за 2004-2007 годы АНО «Всероссийский научно-методический центр по вопросам похоронного дела» по работе одно- и многоканальных земельных участков захоронений с применением математической теории систем массового обслуживания делает возможным:
1 Решение вопросов финансового регулирования работ по предоставлению услуг населению по обслуживанию земельных участков захоронений. Это приведет к накоплению средств, в том числе и для дополнительного использования, на благоустройство и содержание кладбищ, а также, что в настоящее время весьма актуально, на решение социальных задач для необеспеченной категории населения.
Предварительные расчеты показывают, что суммарная себестоимость услуг по обслуживанию выделяемых для основных захоронений двухканальных земельных участков за 2004 год могла бы составить:
- для кладбищ г. Москвы от 230 млн до 400 млн руб., а их стоимость, даже при 40% накладных расходов, составила бы примерно от 322 млн до 560 млн руб. (для сравнения, суммарная себестоимость работ, проведенных по всем кладбищам г. Москвы по 2004 году, составляет 567 829 000 руб.);
- для кладбищ городов (населенных пунктов) Российской Федерации от 12,28 млрд до 21,70 млрд руб., а их стоимость при 40% накладных расходов составила бы примерно от 17,70 млрд до 30,40 млрд руб. в год.
2 Привлекательность вкладывания средств в благоустройство и содержание кладбищ для инвесторов.
Предварительные расчеты показывают, что:
- при дополнительном вложении одного рубля в себестоимость услуг по обслуживанию единицы территории кладбищ (кв. м.) г. Москвы, где проводились основные захоронения и которые находятся в зоне различной степени экономической выгоды, для вложения средств (?F = 150,7 га), т. е. 1507000 руб., усредненная чистая прибыль составила бы от 2,5 млн до 5,5 млн руб. за 2004 год.
- при дополнительном вложении одного рубля в себестоимость услуг по обслуживанию единицы общей территории кладбищ (кв. м.) городов (населенных пунктов) Российской Федерации, находящихся на 1 стадии их развития, имеющих возможный срок действия кладбищ для основных захоронений: 20, 15, 10 и 5 лет, усредненная чистая прибыль составила бы соответственно: 0,77, 1,36, 2,54 и 6,08 руб. за единицу общей территории рассматриваемого кладбища за год.
По всем кладбищам городов (населенных пунктов) Российской Федерации при дополнительном вложении одного рубля в себестоимость услуг по обслуживанию единицы общей территории кладбищ (кв. м.), находящихся на 1 стадии их развития, чистая прибыль, по предварительным расчетам, могла бы составить примерно от 31 млн до 64 млн руб.
3 Рациональное использование земель под захоронения.
Определено оптимальное количество каналов земельных участков захоронений, равное двум каналам.
При этом при необходимости (для удовлетворения потребностей населения, в том числе и его обеспеченной категории), становится возможным увеличение количества каналов земельного участка. Добавление очередного канала регулируется экономической целесообразностью, основанной на реальной себестоимости дополнительных услуг по обслуживанию указанного канала. Себестоимость определена с учетом вероятностного времени использования добавленного канала.
Если себестоимость услуг по обслуживанию двухканального земельного участка по кладбищам г. Москвы по 2004 году составила бы от 11020 до 19000 руб., то при выделении четырехканального - от 190 000 до 650 000 руб.
Предложен механизм обоснования расчета реальной себестоимости услуг по обслуживанию выделяемых земельных семейно-родовых участков под будущие захоронения, имеющий в своей основе учет среднеожидаемого времени повторного захоронения, близкого к верхней границе практических его значений Ттр = 40 лет.
4 Плавную реализацию на кладбищах городов (населенных пунктов) Российской Федерации предлагаемой организационно-экономической схемы, которая учитывает уровень благосостояния населения и местные особенности похоронного обслуживания.
В связи с тем, что по предлагаемой организационной схеме (приведена ниже) можно вкладывать в себестоимость услуг по обслуживанию единицы (кв. м.) общей площади кладбищ, находящихся в зоне экономической выгоды (в основном первая стадия развития кладбища), не только один рубль, а сколько угодно, то открываются просторы реального экономического стимулирования процесса благоустройства кладбищ.
Единственным сдерживающим фактором может быть уровень социального положения граждан города (населенного пункта). Именно оптимальное сочетание социальной и экономической составляющих может привести к поступательному успеху.
5 Дополнительное пополнение в бюджет:
В бюджет г. Москвы по 2004 году от 0,6 млн до 1,5 млн руб.
В местные бюджеты городов (населенных пунктов) Российской Федерации от 10,0 млн до 20,0 млн руб. в год.
Таким образом, реализация результатов экономических исследований, проведенных АНО «Всероссийским научно-методическим центром по вопросам похоронного дела» в 2004-2007 годах, существенно улучшит организационное и финансовое положение кладбищ и приблизит похоронную отрасль Российской Федерации к самоокупаемой и саморегулируемой, а значит, и к самодостаточной организации.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Результаты экономических исследований могут быть использованы для практического применения при реализации следующей организационной схемы:
1 При состоявшейся необходимости на безвозмездной основе (бесплатно) выделяется одноместный (одноканальный) земельный участок для захоронения.
2 При этом дополнительно рядом предоставляется (по желанию граждан) на безвозмездной основе (бесплатно) одно или более мест с учетом реальной себестоимости (стоимости) услуг по их обслуживанию.*
Предлагаемая организационная схема требует некоторых пояснений (может быть, некоторой соответствующей корректировки) п. 5 статьи 16 Федерального Закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ, который до настоящего времени не претерпел никаких изменений.
Законодатели в 1996 году при проработке п. 5 статьи 16 в части выделения земельного участка захоронения предлагали, что «размер бесплатно предоставленного участка земли должен быть таким, чтобы гарантировать захоронение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника», но фактически предписывают обязательное выделение только 2-х канального (двухместного) участка, являя тем самым формальный подход, не учитывающий волеизъявление граждан и экономические факторы регулирования целесообразности выделяемых участков в части их обслуживания.
Указанный подход, возможно, был оправдан в те годы.
Но, как показывает практика работы кладбищ за 1997-2007 годы, нередко бывают случаи, когда в силу определенных обстоятельств нет необходимости выделения участка с более чем одним местом захоронения, или при захоронении умерших (в том числе и мусульманского вероисповедования) требуется более двух мест; или на старых кладбищах имеется только возможность выделения одноместного участка и др.
С другой стороны, как было показано выше, на основе проведенных в 2003-2007 годах АНО «Всероссийский научно-методический центр по вопросам похоронного дела» исследований работы земельных участков захоронений кладбищ с применением математической теории систем массового обслуживания, в настоящее время имеется возможность определения реальной цены услуг по обслуживанию при выделении двух- и многоканальных земельных участков захоронений кладбищ с учетом вероятностного времени использования их каналов. При этом добавление очередного канала (по желанию граждан) регулируется экономической целесообразностью, основанной на реальной стоимости дополнительных услуг по обслуживанию указанного канала, с учетом вероятностного времени его использования.
Таким образом, предлагаемая организационная схема выделения земельных участков захоронений учитывает волеизъявление различных слоев населения и экономические факторы регулирования целесообразности выделяемых двух- и многоканальных участков, более адаптирована к современных условиям. Она социально ориентирована, так как на безвозмездной основе выделяются не только участки захоронений, но и услуги по обслуживанию участка основного (первого) захоронения.
Предлагаемая организационная схема не ограничивает источники финансирования услуг по содержанию земельных участков. При этом могут быть использованы как бюджетные, так и народные средства, или оптимальное их сочетание в зависимости от уровня благосостояния местного населения.
Александр ОГАНЯН, кандидат технических наук, генеральный директор АНО «Всероссийский научно-методический центр по вопросам похоронного дела», г. Москва
* Реальная себестоимость (стоимость) услуг по обслуживанию участков захоронений может быть определена по "Рекомендациям по определению себестоимости услуг по обслуживанию двух- и многоканальных земельных участков захоронений с учетом вероятностного времени использования их каналов для кладбищ городов (населенных пунктов) Российской Федерации". "Рекомендации…." разрабатываются в настоящее время АНО "Всероссийский научно-методический центр по вопросам похоронного дела" на основе результатов проведенных экономических исследований одно- и многоканальных земельных участков захоронений.
Использованная литература:
1. ОГАНЯН А. А. Актуальные вопросы развития похоронного дела в России (сборник научных материалов), - М.: АНО «НМЦПД», 2005. - 64 с.
2. МАЛЫШКОВ В. И., ОГАНЯН А. А., ПРОХОРОВ А. М. Работа московских кладбищ (анализ состояния и рекомендации по определению характерных их параметров), - М.:АНО «НМЦПД», 2005. - 104 с.
3. ОГАНЯН А. А. Всероссийский научно-методический центр по вопросам похоронного центра // Похоронный дом. - № 3-4, 2006.
4. ОГАНЯН А. А. Работа земельных участков захоронений (практика, теория, экономика), - М.: АНО «НМЦПД», 2007. - 160 с.