Охранительные и придорожные кресты. Наталья Якушина. Новосибирск

20.12.2007

Современные российские дороги часто напоминают аллеи смерти: по обеим сторонам автотрасс мелькают придорожные венки, памятники, кресты - символы смертельных трагедий на транспорте.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ
Деревянные кресты, часто с двускатным накрытием, ставились издревле на Руси вдоль дорог на поклонение путникам и как охранительные по отношению к торговым путям, ибо путника могли в дороге подстерегать многие неприятности, от недобрых людей до непогоды. Крест с накрытием и киотом, иногда с образом, лампадкой или свечкой внутри, равно как и небольшой киот-домик поверх деревянного столба, получили в русской традиции наименование «голубцов». Чаще всего «голубцы» ставились вдоль дорог, хотя в некоторых областях встречались и как надгробные (примером могут служить кресты над могилами зарезанных ямщиков и почтарей, которых принято было хоронить вдоль дорог, непосредственно на месте их гибели).

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ. "МАВЗОЛЕЙ" ВДОЛЬ ДОРОГИ
Если в черте города придорожные памятники и венки встречаются не очень часто, то за городом их гораздо больше. Настолько, что можно задаться вопросом: «А не много ли?»
Многие говорят, что «мода» на установку памятников по обочинам дорог в местах автомобильных катастроф родилась не так давно - около 10-15 лет назад, и традиция это сугубо российская. Но это только мнение. Придорожные кресты можно встретить во всей Европе. Особенно их много в Германии. Точно утверждать, когда и откуда пришла к нам подобная традиция, не берется никто. Каждый день, при разных обстоятельствах, на дорогах гибнут люди. Страшная летопись дорожных трагедий не закончится никогда, а значит, всегда будут те, кого это горе коснется. Одни из них будут переживать свою боль внутри, другие - ею делиться. Разве памятник у дороги не попытка рассказать о своей беде? Только хотят ли люди знать о ней, хотят ли принять даже часть чужого горя?

ПРИДОРОЖНЫЕ КРЕСТЫ И ПАМЯТНИКИ
В последнее время все чаще можно встретить памятники, выполненные в виде православных крестов, изготовленные из самых различных материалов. Фантазия человеческая безгранична, и при создании подобных «шедевров» в ход идет все, что попадается под руку. От старых автомобильных покрышек и пластиковых бутылок до отдельных фрагментов кузова автомобиля. Зимой 2001 года на одной из улиц Новокузнецка красовался памятник погибшему в аварии водителю, высеченный из ледяной глыбы. Представьте себе такую картину: у обочины дороги - детская фигура, полулежащая в ледяном кресле, а рядом склонилась рыдающая мать. В этом памятнике сочеталось все: и любовь матери, и холод льда, и горечь трагедии. Весной ледяная фигура растаяла, но память о ней и о людях, погибших на зимней дороге, надолго осталась в сердцах горожан.
Нередки случаи, когда родственники на месте трагедии, у обочины дорог устанавливают стол со скамейкой, за которым время от времени собираются, чтобы помянуть погибшего. В советские времена широкое распространение получили стандартные стальные обелиски, выполненные и установленные по образцу надгробных памятников, но чаще всего на обочинах наших дорог можно встретить импровизированные стелы и обелиски с прикрепленным к ним рулевым колесом, либо просто колесо или покрышку, украшенную траурным венком. Нередко придорожные памятники встречаются рядом с предупреждающими дорожными знаками и как бы перекликаются с ними, а чаще всего можно встретить венки и корзины с цветами, прикрепленными с помощью проволоки или обычных гвоздей к столбу светофора или дереву, стоящему у обочины злополучной дороги.
Иногда встречаются настоящие шедевры, выполненные в виде часовен, огромные фигуры из камня и просто необработанные валуны с мемориальными досками, обнесенные ограждениями в виде кованых решеток и цепей. В народе такие памятники называют «мавзолеями».
Тема целесообразности подобных сооружений весьма деликатна. На протяжении всей дороги перед глазами встает не очень приятная для души и глаз картина: на фоне природы вдоль обочины магистрали стоят памятники погибшим в автомобильных катастрофах людям. Они стоят при дорогах, как кенотафы (от греч. kenos - пустой, и taphos - могила), памятники морякам, погибшим и погребенным вдали от родных берегов, как символы трагедии для родственников погибших, как вехи для путника. Но эти памятники все же нечто сугубо личное. Водителям и пассажирам проезжающих мимо автомобилей они навевают невеселые мысли. Специалисты в один голос утверждают: там, где установлены памятники, увеличивается риск новых аварий и ДТП. Не так давно именно возле придорожного памятника была сбита пожилая женщина. Она пришла на место смерти погибшего в автокатастрофе сына. Когда женщина перебегала через дорогу, из-за поворота на большой скорости вывернула машина и сбила несчастную насмерть.
Интересный факт. Мэр города Дева (Западная Румыния) Мирча Мантону занялся возведением деревянных крестов по обочинам одной из городских дорог, чтобы отпугнуть духов, которые, по его мнению, стали причиной серии дорожно-транспортных происшествий. Он сообщил, что несколько лет назад при строительстве дороги, использовали землю, привезенную со старого кладбища. Г-н Мантону считает, что причинами аварий стали духи тех, кто покоился на этом кладбище и был потревожен. Местные священнослужители поддержали инициативу мэра и согласились освятить придорожные кресты.
А что думают сотрудники служб, имеющие к этой проблеме непосредственное отношение? У представителей ГИБДД по этому поводу нет единого мнения. Первые считают, что об эстетике памятников трудно сказать что-либо положительное, кроме одного: они весьма наглядно рисуют перспективы лихачеств на дорогах, но лучшим предупреждением об опасности по-прежнему служат дорожные знаки. Другие категорически против того, чтобы на придорожной полосе были какие-либо памятники и любые другие сооружения, отвлекающие водителя от дороги. Однако сотрудники Госавтоинспекции подтверждают: претензии к тем, кто подобные «метки» ставит, можно предъявлять только в том случае, если памятник стоит на обочине и мешает движению или закрывает обзор водителям. К сожалению, подобные случаи очень часты. Установленные без согласования с дорожными службами монументы значительно затрудняют работу уборочной техники. Имеет место и человеческий фактор. Бывали случаи, когда рабочие, занятые благоустройством прилегающей к дороге территории, сознательно игнорируют подобные места. Одни из суеверного страха, другие из благочестивого желания не беспокоить душу погибшего здесь человека. В результате - подобные участки занесены сугробами, из безобидных, на первый взгляд, кустов вырастают взрослые деревья, со временем ширина проезжей части уменьшается, ухудшается видимость, а как следствие, и без того неспокойный отрезок дороги становится местом повышенной опасности. С точки зрения Православной церкви, памятник должен быть установлен на том месте, где похоронен человек, на священном месте, а не там, где человек погиб. Ведь не принято у православных христиан устанавливать монументы памяти умершим дома, в больнице… Возьмем к примеру памятники в форме православных крестов. Крест призывает любого православного остановиться и перекреститься. Уместно ли это на аварийно-опасном участке шоссе с напряженным движением? На открытие нового кладбища всегда приглашают служителя церкви, чтобы он это место освятил. Только после этого на кладбище разрешается хоронить усопших. Придорожные памятники не имеют благословения церкви и устанавливаются на неосвященных местах. Общее настроение служителей церкви в этом вопросе однозначно. Придорожные памятники в том виде, в каком мы их сейчас наблюдаем - внешние украшения, лишняя трата денег. Это совершенно языческое изобретение, и пользы душе умершего от памятников и венков не будет. Единственно приемлемым, считают святые отцы, является чин освящения на начало строительства дороги, ведь на Руси всегда был чин на начало всякого благого дела.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Ситуация осложняется тем, что ходят слухи о жертвах ДТП и одиноких водителях-дальнобойщиках якобы похороненных вдоль дорог. Говорить о том, что подобных захоронений в принципе не существует - нельзя. У многих представителей СЭС на местах есть данные о том, что подобные случаи имели место. По каждому отдельному факту незаконных захоронений работают сотрудники правоохранительных органов. Санитарные врачи комментируют сложившуюся ситуацию так: теоретически, если у родственников или друзей погибшего в ДТП человека будет на руках весь разрешительный пакет документов, можно не только устанавливать памятные знаки, но и хоронить умершего непосредственно на придорожной полосе. Такого рода захоронения не будут противоречить нормам, если на них получено разрешение в местном отделении СЭС, если они расположены на глубине не менее двух метров, рядом с ними нет водоисточников, мест отдыха или скопления людей. Но если придорожные захоронения не противоречат положениям СанПиНа, они полностью идут в разрез со статьями Закона «О погребении и похоронном деле», согласно которому хоронить человека можно только в специально отведенном и оборудованном месте на кладбище.

Наталья ЯКУШИНА, директор Новосибирского института соционики

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика