Врата

20.12.2007

Врата всегда связаны с понятием пути, символизируют этапы, переход, уход в иное. Скрытое за вратами пространство предполагает в себе таинственные силы. Поэтому прохождение врат - это всегда испытание, которое обещает нам встречу с тайной (пугающей или прекрасной - зависит от нас) и тем самым дает нам возможность измениться. Врата смерти - это энергопереход из нашего мира в другой, загробный. На пути в Царство Небесное человеку предстоит пройти сквозь многие врата. После смерти человек попадает в рай или ад. Считается, что Врата Рая расположены в горах Тибета. Врата Ада находятся в пустыне Гоби - на границе Монголии и Китая.
Загробный мир, Небеса  - хранилище всего, что мы накопили в течение своей жизни. Здесь взвешивают весь ваш «багаж» и сравнивают добрые и дурные дела. И лучше пораньше каждому задуматься: как прошла ваша земная жизнь? Вы прожили ее во имя Бога или во имя себя любимого? Какой след оставили на земле? Все будет учтено.
Во многих культурах ритуалы перехода от одной сферы, жизненной ступени к другой символизируются проходом через врата.  Переходность - это путь даосизма, индуизма, буддизма, узкие врата в христианстве, тарика в исламе. Во многих культурах врата, арка, две колонны могут олицетворять опору небес и небесные врата, через которые нужно пройти, чтобы попасть в храм или церковь. Такое прохождение символизирует переход к новой жизни, или в иной мир, в вечность.
Врата  имеют общий символизм с порогом, окном, сообщением между мирами, живыми и мертвыми, также олицетворяют защиту Великой Матери. В христианстве Дева Мария - это Врата Небесные. Согласно Библии, замечание Бога по поводу восточных ворот храма в видении Иезекииля было воспринято как пророчество о приходе Иисуса. Ворота символизировали девственность его матери Марии.
В религиях древнего Египта, Хаанана, Финикии, как и во многих других, ворота храма символизировали вход в мир богов, переход между сакральным и профанным. Обитель божества часто представлялась в виде огромного дворца с внушительными воротами. В мифологии Египта каждые врата дома бога и владыки загробного мира Осириса охраняются богиней, и чтобы пройти в них, необходимо знать ее имя. Врата Востока и Запада являются дверями Храма Мира, через которые солнце проходит утром и вечером. Солнечный бог Ра попадает в иной мир через «Дверь Протаскивания» (Ра-Сетау, владыкой которой был бог Сокар). В этот момент на земле живых наступает ночь. Через этот проход отправляются и души умерших. Пересекая этот портал между мирами, умерший для земной жизни человек «рождается» в ином мире.
Врата  ассоциируются и с мудростью: короли вершили свой суд у ворот, так как ворота считались священным местом, обладающим божественной силой. У финикийцев были известны ритуальные столбы Мелькарта, в Вавилоне - ворота Иштар и Мардука.
Вавилонская башня строилась как лестница от земли к «Баб Эль» - Вратам Бога. Ворота в храм давали доступ внутрь Аменте, или душе, соединяющейся с бессмертным духом и остающейся там с этих пор навсегда. Особую роль играют ворота при переходе умершего в потусторонний мир: специальная «Книга врат» описывает путь бога Солнца через нижний мир, причем всегда охраняемые ворота должны быть защищены от извергающих огонь змей и других демонов (двенадцать этапов посвящения). Прекрасное изображение 12-ти ворот подземного мира находится в гробнице царя Аменхотепа II. Двери помещений для гроба и ворота храмов имеют символическое значение. В большинстве пирамид на переход из переднего помещения в комнату для гроба указывает надпись «высокие ворота, которые часто называются «воротами Нут» (небесными).
У кельтов был праздник Открытия Врат - Самайн соединение мира живых и мира мертвых.
В Иерусалиме были Золотые Ворота, в которые должен был войти грядущий Мессия. В культурах Древнего Востока присутствует образ солнца, которое в своём дневном движении по небу входит и выходит из небесных врат. Отблески этого образа встречаются в еврейской литургии, которая ввела в вечернюю молитву слова о Всевышнем «в мудрости Своей открывающем врата». Каббалисты описывают период между Песах и Шавуот как проход между 49-ю «воротами нечистоты», которые вели евреев из египетского рабства к Откровению и Дарованию Торы на Синае.
В иудаизме врата, кроме того, - эмблема изгнания Адама и Евы из рая,  символ конца молитвы. Во многих синагогах, особенно сефардских, встречаются внутренние ворота. Зачастую бима окружена многими воротами, что символизирует вход молящихся в священное пространство для молитвы. Врата кивота символизируют вход, ведущий к Торе и Богу.
У христиан врата имеют несколько значений. Они могут символизировать вход в рай или ад. «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные...» (Пс 23:7). В сцене Судного дня они служат преградой, отделяющей праведников от грешников. Ворота - это центральный элемент в сцене сошествия Христа в ад: после того как Христос проходит сквозь врата преисподней, их обломки остаются лежать у его ног. Разрушенные ворота - символ ада и зла, которое попрал Христос своим воскресением: «Врата Небесные отверзлись для тебя. Ты живешь в мире».
Согласно поверьям, лишь в период Пасхальной недели и на Вознесенье райские врата открыты для душ усопших.  Причем никто в это время врата не охраняет. В Пасхальную ночь на земле появляются души умерших, и их можно видеть, общаться с ними и т. д.
Как элемент материальной культуры и обрядности, врата особенно значимы в традиции восточных и западных славян. Золотые ворота Киева в сознании русских имели своим прототипом не только Константинополь, но и Иерусалим. Они были святыми (иногда так и назывались), вели прямо к главной святыне Киева - Софийскому собору. В Москве известны Чертольские (Зубовская площадь), Покровские ворота, Красные ворота.
При похоронах на Руси  принято было вкладывать в руку покойнику монету или «письмо к святому Николаю», которого называли «стражем райских врат», чтобы тот беспрепятственно пропустил душу новопреставленного. Привратником же ворот ада считался старший бес или св. Касьян.
Символически царские врата в храмах означают вход в Царство Божье. Икону «Спас» помещают на иконостасе рядом с царскими вратами, как бы показывая верный путь верующему.
В Древнем Риме  ворота связывались с ритуалами перехода, очищения и чествования. В эпоху Ренессанса на фронтисписах книг часто изображали ворота и порталы, как бы приглашающие читателя в мир учения. Janua coeli, «ворота неба» - так назывались двери святилищ в христианских церквях.
Древнегреческий философ Софокл утверждал, что Энодией (это «хранительница перекрестков и дорог») звали и Персефону, богиню подземного царства, которая охраняла врата смерти и губила все живое.
Лудгейт Хилл в Лондоне приобрел свое название от ворот Луда, или входа в подземный мир, по версии приверженцев бога Луда (Луга), который некогда был покровителем Лондона (Lugdunum). У ворот стоял огромный камень Кром Крехт («кровавый полумесяц»), который символизировал жертвоприношение Луда и его прохождение через врата смерти.
В Княжеский портал в Бамберге (Германия), т.е. в ворота Собора (построен в 1004 г.), имели право входить только духовные лица и дворянство, а для черни были остальные входы (Врата Адама, Врата Милости и Красивые Врата).
У мусульман Всевышний Аллах создал специальные врата в Раю в награду тем, кто во имя Него терпел голод и жажду поста в месяц Рамадан, через которые они войдут в Рай. Пророк Мухаммад сказал: «У Рая есть врата, называемые Ар-Райан, через которые входят постящиеся, а когда они пройдут, врата закроются, и никто другой через них пройти не сможет». Душа правоверного покидает его тело, пред ней открываются все врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них. Ангел смерти прибирает душу.
У Ада  семь врат: «Воистину, Геенна - это место, обещанное всем им. Там семь врат, и для каждых врат предназначена определенная их часть» (Аль-Хиджр, 43-44). В Коране сказано: «Поистине, не откроются врата небесные пред ними, и они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко» (Преграды, 40).
Индия. «Врата небес широко откроются, если ты погибнешь на войне», - говорит Господь Кришна. Символика врат отражена и в архитектуре. Монументальные Делийские ворота (1566 г.) - главный вход крепости - считаются одним из наиболее значительных образцов крепостных ворот в Индии.
Япония. Воплощением подлинно японской национальной культуры могут служить ворота с двойной перекладиной. Такие Красные врата высятся и перед главной святыней синтоизма. Это храм богини солнца Аматерасу в Исэ - место совершения религиозных обрядов.
Китай. Врата Небесного Мира (Тяньаньмэнь) были возведены  в 1417 г. и восстановлены в 1651 г. Ворота обозначают вход в Императорский город (хотя и не на территорию Запретного города), и только император - наместник бога - имел право пользоваться центральным из пяти проходов.

 

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика