Перспективы в камне. Синтез новых технологий в художественной обработке камня. Лидия Осипова, Москва

14.06.2007

В монументальном искусстве природный камень использовался испокон веков. Он, как материал для ритуальных зданий и сооружений, не только практичен и декоративен, прочен, долговечен, но и несёт смысловую нагрузку, поскольку сам ассоциируется с Вечным, величественным.
Конечно, камень красив сам по себе, он неповторим и обладает обширной гаммой расцветок и текстур. Но большего зрительного эффекта можно добиться, используя нетрадиционные изделия, такие как рельефные мозаики, инкрустации и гравировку облицовок, создание монументальных композиций, сочетающих разнообразные геометрические формы, выполненные из различных материалов.
Однако нельзя забывать, что для получения удовлетворительного результата при эксплуатации таких изделий необходим оптимальный подбор сырья.  Выбор камня диктуется климатическими особенностями региона и связанными с ними требованиями к материалам и технологиям. Удачное сочетание всех свойств природного камня позволяет широко использовать его как для фасадных, так и для интерьерных работ.


ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ
Изделий из камня существует великое множество. Вообще каменную продукцию можно подразделить на:
· блочные изделия (строительный материал);
· облицовочные изделия;
· архитектурно-строительные изделия;
· ритуальные изделия;
· изделия для дорожных покрытий;
· изделия технического назначения;
· поделочные изделия.
Художественная обработка камня видит своим предметом архитектурно-строительные, ритуальные и сувенирные изделия. Поскольку именно в них важную роль играет соответствие формы содержанию, образность, решение не только задач утилитарных, но и эстетических.
К архитектурно-строительным изделиям относят изделия простой формы (цокольные, накрывочные, подоконные плиты, ступени, проступи, парапеты, в том числе криволинейные) и изделия профильные (колонны, базы колонн, карнизы, шары, балясины, детали мостов и набережных). Чаще профильные изделия изготавливаются вручную по индивидуальному заказу. Размеры изделий по длине и ширине должны быть кратными 10 мм.
Ритуальные изделия представлены надгробными памятниками и мемориальными досками. В СНГ, а также в большинстве развитых стран, в состав ритуальных изделий входят: надгробная плита - стела, основание (подставка), постамент, ограда (бордюр), цветник. Реже в состав изделия входят различные вазы, сиденья, скульптурные и барельефные изделия из натурального камня. Памятник может состоять либо из всех перечисленных деталей, либо из их части, но наличие стелы обязательно.
Сувенирные изделия представлены памятными подарками, наградами, рекламной продукцией. К ним относятся: книжки, кубки, подсвечники, кулоны, броши, значки, минералогические наборы, статуэтки.

КЛАССИФИКАЦИЯ МОЗАИК
Часто архитектурно-строительные, ритуальные и сувенирные изделия украшают мозаикой. В то же время она может выступать как самостоятельное законченное изделие - панно в облицовке, картина из камня, столешница.
Обратимся к мозаичному искусству более подробно.
По форме мозаики делятся на:
· плоскостные (картины, столешницы, витражи);
· пространственные (колонны, вазы).
В зависимости от типа основания различают:
· инталию (вставка мозаики в углубление в фоновом материале);
· монолитное основание;
· гибкое основание (сетка и т.д.).
К перспективным, с точки зрения воплощения художественного замысла дизайнеров и архитекторов, следует отнести мозаики, сочетающие плоские и объёмные фрагменты. в плоском основании делаются углубления (техника инкрустации) под мозаичные рельефные и плоские фрагменты.
Кроме того, нанесение на поверхность таких панно значительно повышает художественную ценность гравировки. Такого рода изделия можно изготовить вручную, что весьма трудоёмко. К тому же, их качество в значительной степени зависит от квалификации мозаичиста-камнереза. Тенденции к компьютеризации обрабатывающих производств явились толчком ко всё большему распространению станков с числовым программным управлением в камнеобработке. Современное гравировально-фрезерное оборудование позволяет изготавливать рельефные мозаики высокого качества, сокращая субъективный (человеческий) фактор и затраты времени.
Помимо рельефной мозаики, с точки зрения повышения эстетической ценности изделий из камня, интересна объёмная мозаика. Малые её формы широко распространены. Так, на весь мир известны екатеринбургские объёмные мозаики из уральских самоцветов. Техника скульптурной мозаики трудоемка, на изготовление вещи требуется не один месяц. Каждый фрагмент выполняется как самостоятельное произведение, с применением резьбы или пластичной мозаики (инкрустация деталей лица, орнаментов одежды). После соединения элементов (штифтового или клеевого) получаются нарядные декоративные статуэтки.
Применительно к ритуальной сфере упрощённые объёмные мозаики из природных облицовочных камней могут быть использованы в архитектуре кладбищ: памятники, составные колонны, фонтаны, малые архитектурные формы, сочетающие в себе несколько типов различных по цвету камней, являющихся выразительными средствами при создании композиционного решения. Однако область объёмной архитектурной мозаики только начинает развиваться. Такие изделия позволяют дизайнеру и архитектору расширить палитру изобразительных средств, обращаться к символике, применять её в декорировании.

СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Получив представления об ассортименте каменной продукции, более подробно остановимся на технологиях, применяемых для её изготовления.
Существуют хорошо отработанные способы изготовления каменных изделий. К ним относятся: точение, обработка профильными фрезами, ручная резьба и гравировка, пескоструйка. Эти методы позволяют получать обширную гамму традиционной продукции: плоские (плиты, бордюры), объёмные (колонны, шары, вазы, рельефы, скульптуры) и гравированные изделия. Необходимое оборудование широко распространено.
К способам обработки камня при получении высокохудожественных изделий можно отнести гравировальные, фрезерные и мозаичные работы. Причем современное оборудование позволяет производить их на одном гравировально-фрезерном станке с компьютерным числовым управлением (ЧПУ), т. е. наносить векторные или растровые плоские изображения на поверхность материала (глубиной от 0,1 до 2 мм), прорабатывать рельефы высотой до 10 см, вырезать по контуру мозаичные фрагменты. Однако такое оборудование пока ещё мало распространено, в основном это заграничные образцы: BRETON S.p.a., Z. Bavelloni, Cielle (Италия). Хотя есть ряд отечественных фирм, занимающихся их производством: НПФ «САУНО» и ООО «Гравировальная техника» (Москва), НПО «Багус-Технология» (Екатеринбург) и другие.
Если станочные гравировальные технологии применяются давно, то фрезерование рельефов и вырезание фрагментов мозаик, по большей части, осуществляется вручную. Однако предлагается автоматизировать и этот вид работ. Применение современных программных пакетов для дизайна, конструирования и технологической подготовки производства вкупе со станком с ЧПУ позволяет не только ускорить процесс изготовления изделий, но и повысить их качество, расширить номенклатуру и виртуально промоделировать как саму обработку, так и внешний вид изделий.
Технология изготовления мозаики при частичной автоматизации процесса представлена на рис. 3. Она позволяет изготавливать плоские и рельефные мозаики, причём даже в технике инкрустации - врезке в фон мозаичных фрагментов.
Нанесение гравировки на поверхности фрагментов на станке с ЧПУ предполагается до этапа их вырезания - на плитке гравируется изображение, а затем она раскраивается. Это реализуемо благодаря точному позиционированию современного оборудования и применению компьютерного конструкторско-технологического проектирования. Вариант гравирования по уже полностью собранному и отполированному панно также возможен.
Для производства такого рода изделий целесообразно создать на базе мастерской по обработке природного камня участок гравировально-фрезерно-мозаичных работ.
Для его оснащения требуется:
· гравировально-фрезерный станок с ЧПУ;
· персональный компьютер, оснащённый CAD-CAM системой;
· рабочий стол, на котором осуществляется процесс сборки мозаичных изделий. Желательно для быстрой сушки склеенных фрагментов над ним разместить подвесную сушильную лампу или же оснастить участок муфельной печью;
· шлифование и полирование плоских мозаик осуществляется на обычных станках. Ручной электроинструмент позволяет прорабатывать как плоскости, так и объёмные изделия. Эти операции целесообразнее проводить на базе основного производства. Кроме того, оправдано использование химического полирования - нанесения специальных составов, повышающих яркость цвета и глянец. Такой метод подходит для дополировки плоскостей и рельефов.
При проектировании участка должны учитываться СНиПы, рекомендации по технике безопасности и экологичности производства.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Для снижения себестоимости каменных изделий целесообразно рассмотрение вопросов об увеличении номенклатуры выпускаемой продукции, использовании отходов обработки. Так, помимо стандартных ритуальных изделий с рельефами, гравировкой и мозаикой - надгробных плит (стел), оснований (подставок), постаментов, оград (бордюров) и цветников - целесообразно изготавливать и другие архитектурно-строительные изделия: скамейки, фонтаны, элементы садово-парковой архитектуры. Отходы камнеобработки предпочтительно вовлечь в производство, например, использовать как сырьё для мелкой пластики  - сувенирной продукции.
Итак, к перспективным видам художественных изделий относятся мозаики, в частности, рельефные, с гравировкой, объёмные. Такие изделия являются высокохудожественными и отлично подходят для использования в ритуальной сфере в убранстве кладбищ и крематориев, при изготовлении памятников. Они могут нести не только утилитарное назначение, но и в полной мере быть элементами декора, обладать эстетической ценностью, отражать информацию посредством применения символики, например,  мозаичные изображения гербов, флагов.
Для их изготовления целесообразно создать специализированный участок на базе имеющейся камнеобрабатывающей мастерской или же полностью производство «с нуля». Его оснащение гравировально-фрезерным оборудованием с числовым программным управлением от компьютера (CNC) позволит повысить качество продукции. Наряду с зарубежными на рынке представлены отечественные разработчики такого оборудования. Причём российские станки по камню стоят на порядок ниже импортных аналогов (около 5 -15 тыс. евро в противовес 100 тыс. евро и более). Ускорение окупаемости такого оборудования возможно за счёт расширения номенклатуры выпускаемой продукции - выпуска, помимо мозаичных, других видов продукции, таких как рельефы, гравированные плитки. Они находят широкое применение в ритуальных, архитектурно-строительных и сувенирных изделиях. Пересмотрев номенклатуру стандартно-выпускаемой камнеобрабатывающими производствами продукции и способы её изготовления, можно синтезировать новые виды и формы, найти интересные решения.

Лидия ОСИПОВА, инженер-технолог по художественной обработке материалов (облицовочный и декоративный камень), аспирантка, Московский государственный горный университет, г. Москва

Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика