Похоронная отрасль России: состояние, приоритетные задачи. Павел Кодыш, Санкт-Петербург

05.06.2007

В конце 2005 года избран новый президиум Союза Похоронных организаций и крематориев. Президентом Союза избран Павел Николаевич Кодыш, президент Северо-Западного Союза похоронных организаций из Санкт-Петербурга.
Предлагаем вниманию читателей его обзор рынка похоронных услуг России.
Общее состояние похоронного дела в РФ имеет ряд серьезных недостатков, требующих совершенствования Федерального закона «О погребении и похоронном деле», других федеральных законов и нормативных правовых актов, а также регионального законодательства на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Государственное регулирование похоронной деятельности пока не представляет собой целостной системы по ряду
причин:
1. Отсутствует единая государственная политика развития похоронного дела и общегражданская похоронная культура.
2. Не выполняются требования ряда важных статей федерального законодательства об организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
3. Отсутствуют правоустанавливающие документы по созданию и эксплуатации кладбищ, выделению для них земельных участков.
5. Слабо развита информационная и научная базы похоронного дела, не определены квалификационные требования к работникам похоронной службы, отсутствует единая система аттестации, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров.
6. Отмена лицензирования деятельности по оказанию услуг по погребению и отсутствие системы стандартов в отрасли приводит к свертыванию государственного и муниципального регулирования этой деятельности, снижению уровня защищенности граждан от недобросовестных предпринимателей.
7. Несмотря на потребности отдельных регионов, медленно развиваются услуги по кремации тел умерших. Крематории функционируют лишь в 11-ти городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Новокузнецк, Норильск, Сургут, Екатеринбург, Нижний Тагил, Владивосток, Артем и Ростов-на-Дону). В среднем по России кремация не превышает 7% (для сравнения: в странах Европы и США этот показатель достигает 80-90%).
8. Нет четкого механизма взаимодействия между участниками сферы похоронных услуг - федеральными, региональными и местными органами власти, государственными (муниципальными) и частными похоронными службами, органами ЗАГС, медицинскими учреждениями, органами социальной защиты.
Все это во многом является следствием того, что в структуре федеральных исполнительных и законодательных органов государственной власти, до настоящего времени не создан единый орган, регулирующий развитие похоронной отрасли.
Кроме того, в органах государственной власти фактически не представлены интересы предприятий похоронной отрасли, независимо от их организационно-правовых форм. Союз похоронных организаций и крематориев потенциально является общественной организацией, которая может эти функции успешно выполнять.
Несмотря на существующие проблемы, рынок похоронных услуг развивается, приобретает цивилизованные формы. Профессиональные участники этого рынка внедряют новые технологии, улучшают качество обслуживания населения, обмениваются опытом в различных сферах деятельности. Проводятся семинары, конференции, региональные и федеральные форумы и выставки, развиваются международные связи. Благодаря этому в регионах на рынки выходят новые предприятия, которые представляют населению конкурентоспособные виды продукции и услуг, и поэтому достаточно органично вписываются в сложившуюся систему отношений на рынках похоронных услуг. Главными задачами Союза как общественной организации, представляющей интересы профессиональных организаций похоронной отрасли из 50-ти регионов России, являются: поднятие отрасли на качественно новый уровень, содействие экономическому и социальному оздоровлению отрасли, развитию конкурентной среды, деловой активности и осуществлению антимонопольной политики.
В очередной раз актуальные проблемы развития ритуально-похоронной сферы в Российской Федерации рассматривались в рамках Общего собрания членов Союза похоронных организаций и крематориев (СПОК), которое прошло в Санкт-Петербурге в начале 2006 года. Напомним, что эта некоммерческая организация была создана в начале 2003 года для координации работы похоронной отрасли страны и возрождения погребальной культуры.
Участники собрания приняли следующие решения:
- Координировать работу по подготовке законопроектов в регионах, привлекая профессионалов, что позволит значительно облегчить взаимодействие с Минэкономразвития России;
- Подготовить и обсудить проблемы развития похоронной отрасли на Экспертном совете по вопросам развития потребительского рынка, а также заседаниях Подкомитета по бытовому обслуживанию в структуре ТПП РФ;
- Включить в общегосударственную Программу развития малого бизнеса вопросы развития малых предприятий, оказывающих похоронные услуги населению;
- Разработать проект Правил оказания похоронных услуг, в котором грамотно сбалансировать права исполнителей и потребителей услуг.

Важно отметить, что с конца 2005 г. принцип работы Президиума Союза усовершенствован. В его состав включены вице-президенты от каждого федерального округа РФ, которые координируют работу похоронных предприятий по территориальному принципу. Кроме того, члены Президиума возглавляют различные комиссии, формируемые в настоящее время, в том числе:
- по взаимодействию с силовыми структурами и правоохранительными органами;
- по законодательной работе и внешним связям;
- по развитию коммерческого сектора рынка;
- по вопросам военно-мемориальной деятельности;
- по инновационно-промышленной деятельности;
- по малому предпринимательству;
- по организации работы и развитию союза;
- по социальным вопросам;
- по вопросам науки и образования;
- по вопросам технического регулирования;
- по представительской работе.

Основные направления работы Союза в текущем году:
1. Формирование системы управления похоронным делом как самостоятельным видом деятельности в соответствии с законодательством о похоронном деле;
2. Развитие нормативно-правовой базы похоронного дела, в том числе доработка ФЗ №8 «О погребении и похоронном деле»;
3. Разработка общегосударственной концепции развития похоронного дела, а также программ развития похоронной отрасли всех уровней;
4. Активизация работы с регионами, в том числе создание сети региональных представительств Союза для организации эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления;
5. Реализация бизнес-проектов, связанных с образованием, юридическим, информационным обеспечением членов Союза;
6. Дальнейшее развитие организационно-экономических, материально-технических и научно-методических основ работы Союза;
7. Разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих похоронное дело в РФ, включая:
- Порядок создания, эксплуатации и финансирования крематориев;
- Порядок создания и работы специализированных служб по вопросам похоронного дела с учетом того, что они могут быть организациями различных форм собственности;
- Нормативы по похоронному обслуживанию населения;
- Перечень профессий и должностей в сфере похоронного дела, с учетом вредных условий труда;
- Квалификационные требования к работникам сферы похоронного дела;
- Систему нормирования, охраны и оплаты труда работников сферы похоронного дела, учитывая особые условия их работы;
- Выделения «похоронных услуг» как самостоятельного вида платных услуг населению;
- В Общероссийский классификатор специальностей по образованию специальности в сфере похоронного дела;
- Составление  перечня  регионов,   в  которых  целесообразно  обеспечить кремацию  умерших  (районы  вечной  мерзлоты, постоянно подтопляемые территории, горные, скалистые територии с ограниченным ресурсом земли, пригодной для погребения);
- Определение регионов, в которых необходимы крематории для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф;
- Подготовка Программы профессиональной подготовки кадров в сфере похоронного дела;
- Создание системы регулярного проведения ежегодного мониторинга о составе и деятельности организаций похоронной сферы, в том числе о размерах кладбищ (мощности крематориев), количестве захоронений (кремаций);
- Внесение дополнений в СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» с учетом сложившейся в субъектах Российской Федерации практики похоронного обслуживания.
Примечание: мероприятия, запланированные в соответствии с «Рекомендациями парламентских слушаний», являются вопросами совместного ведения органов Государственной власти и Союза похоронных организаций и крематориев.
Если эти рекомендации (и другие, оставшиеся в оригинальном тексте «Рекомендаций парламентских слушаний») систематизировать по блокам, то получается следующая система направлений деятельности Союза:
1. Законодательство по похоронному делу.
2. Финансово-инвестиционная сфера (с бюджетной составляющей).
3. Инженерная инфраструктура развития отрасли.
4. Архитектурно-строительные аспекты.
5. Методология,   стандартизация,  лицензирование,  обучение и подготовка кадров.
6. Социальная сфера.
7. Проблемы межведомственных отношений в сфере исполнительных органов государственной власти.
8. Региональные аспекты развития похоронной отрасли.

Павел КОДЫШ, президент Союза похоронных организаций и крематориев России

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика