Успение Божией Матери. Кончина земной жизни Богородицы. Иеромонах Дометиан, Новосибирск

31.05.2007

Слово «успение» означает «усыпание», то есть кончину земной жизни. Успение Богоматери окрашено не скорбью смерти, а радостью восхождения Богородицы в рай. В тексте Евангелия об Успении не говорится, и потому это событие окружено множеством легенд. Точное место кончины Божией Матери неизвестно: по одной легенде, это город Эфес, по другой - Гефсимания близ Иерусалима. Есть предание, согласно которому Усопшая была воскрешена Своим Сыном и вошла в рай всем существом своим - как духовным, так и телесным.
Среди множества версий Успения Божией Матери особого внимания заслуживает известная проповедь архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (1800 - 1857), в котором еще в юности обнаружилось высокое самобытное дарование отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами. Его версию Успения Божией Матери, которая легла в основу одной из самых ярких его проповедей, мы предлагаем вниманию читателей.

Мария, мать Иисуса Христа, после вознесения сына жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят - 10 лет, другие - 22 года). Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Иисуса Христа, принял ее к себе в дом и заботился о ней как родной сын до самой ее кончины. Мария стала для всех учеников Христа общей матерью. Они вместе с ней молились, слушали ее поучительные беседы о Спасителе. Когда христианство распространилось в других странах, то многие христиане приходили издалека, чтобы увидеть Марию и послушать ее.
Каким бы надежным и безмятежным ни было это убежище и какой бы нежной заботой ни окружали ее в доме любимого ученика Иисуса, но материнское сердце влекло Марию в Иерусалим, где почти каждая стезя ознаменована была стопами ее сына, где все напоминало ей о его славе и страдании.
Поэтому вскоре Мария вернулась в Иерусалим, где, как повествует предание, она любила ходить по драгоценным следам сына, молиться там, где он молился, отдыхать там, где он отдыхал. Голгофа, Елеон, Гефсимания - в этих местах чаще всего можно было встретить Марию. Гефсимания даже стала постоянным ее пристанищем. Подобно сыну, троекратно молившемуся здесь до кровавого пота, она дни и ночи проводила в молитве. О чем она молилась? Без сомнения, ее молитвы были о скорейшем распространении спасительной веры в Иисуса Христа по всей земле, об обращении к вере и познанию истины погибавшего в неверии и ожесточении народа иудейского. Молилась Мария и о новых церквах, кои в разных странах и у разных народов были насаждаемы апостолами; молилась, без сомнения, и о всех будущих церквах, которые должны быть основаны учениками и преемниками апостолов. Следовательно, молилась и о тех из нас, которые в свое время просветились светом евангельской веры. Все молитвы ее оканчивались просьбой освободить ее от уз плоти, чтобы встретиться и никогда больше не расставаться с любимым сыном.
Казалось бы, такая чистая и святая молитва должна быть немедленно услышана и тотчас же удовлетворена. Но случилось это нескоро, а по прошествии многих лет. И в этом состоит великий урок Божией Матери, который учит нас не уставать в наших молениях, не считать знаком невнимания свыше, если происходящее с нами противоречит нашим мольбам и желаниям.  Долготерпение Марии имело и смысл милосердия по отношению к ученикам Иисуса. Ведь утрата любимого учителя оставила в каждом сердце его учеников глубокую рану. Поэтому присутствие рядом с ними Марии облегчало их горе, давало им силы для выполнения их великой миссии распространения учения Христа по всему миру.

ЛЕСТВИЦА К НЕБУ/ЛЕСТНИЦА В НЕБО
Однажды, когда Мария молилась на горе Елеонской, явился ей Архангел Гавриил, тот самый, который сообщил ей о непорочном зачатии. Он держал в руках райскую финиковую ветвь, которая станет у ее гроба символом победы над смертью. Архангел сообщил Марии радостную весть о том, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе. Этой радостью Мария поделилась со своим нареченным сыном Иоанном и стала готовиться к своей кончине. Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме. Они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе. Мария желала проститься с ними, и желание ее было исполнено. Господь чудесным образом собрал к ней всех апостолов, кроме Фомы. Когда апостолы узнали, для чего Бог собрал их, они погрузились в глубокую печаль. Горестно было им лишиться общей матери.  Но Мария утешала их, обещая не оставлять их в своих молитвах после своей смерти. Каждый из апостолов получил ее благословение.
В час кончины Богоматери необыкновенный свет осиял комнату, где она лежала. Сам Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял ее душу. А тело Марии апостолы похоронили по ее желанию в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Богоматери слепые прозревали, бесы изгонялись, и всякая болезнь исцелялась. Множество народа следовало за одром, на котором лежало ее тело. Иудейские священники и начальники пытались разогнать это шествие, но невидимая сила охраняла его. Один из иудейских священников, по имени Афоний, подбежал к одру и схватился за него, чтобы опрокинуть. Но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Афоний, пораженный страшным чудом, тут же раскаялся, и апостол Петр исцелил его.
Через три дня после погребения Марии прибыл в Иерусалим апостол Фома. Он был в отчаянии, что не попрощался с Марией, не отдал последний поклон ее телу. Апостолы сжалились над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать Фоме возможность проститься с телом Богоматери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы обратились к Богу, чтобы он открыл им, что стало с телом Марии. Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение и увидели над собой в сиянии небесной славы, окруженную ангелами Божию Матерь. «Радуйтесь! - сказала она апостолам. - Я с вами во все дни; и всегда буду вашей молитвенницей перед Богом».
Эти слова значили, что Иисус воскресил Марию и поставил выше всех ангелов.

НЕ СТРАШИТЕСЬ СМЕРТИ
Архиепископ Иннокентий не был бы всемирно известным проповедником, если бы ограничился простым пересказом об Успении Богородицы.
Он осмыслил это чудесное явление и сделал из него поразительные выводы, полные глубокого философского смысла, снимающие все сомнения по поводу целесообразности смерти матери Иисуса Христа. Такие сомнения могли возникнуть на фоне библейского свидетельства о вознесении на небо живыми праведников Еноха и Илии. Казалось, что если кому можно было не умирать, подобно Еноху и Илии, то это матери Сына Божиего. Однако же она почила сном смертным. Значит, смерть неизбежна! С другой стороны, когда бы в смерти было для человека существенное зло, то мать Сына Божиего не была бы подвергнута злу. Значит, смерть - не зло для человека!
Смерть неизбежна, смерть безвредна. Вот две истины, которые сами собой приходят на мысль в день Успения Божией матери.
Нужно ли человеку помнить их? Крайне нужно. Ибо если смерть неизбежна, то человек должен заблаговременно готовиться к ней. Если смерть сама по себе безвредна, то нет причины страшиться и трепетать перед ней.
Однако помним ли мы об этом? Напротив, кажется, ничто так не забывается, как это. Мы живем так, как бы нам никогда не пришлось умирать, ибо нисколько не готовимся к смерти. А умираем так, как бы никогда не воскресать, ибо чрезмерно страшимся смерти.
Размышлениям о смерти мы уделяем слишком мало времени. Трудно найти человека, который бы посвящал этому хотя бы несколько минут каждый день. Между тем, смерть может настигнуть любого из нас не только каждый день - каждую минуту. Еще меньше внимания мы уделяем приготовлению к смерти. Вместо этого мы жаждем награды за наградой, строим здания за зданиями, переходим от удовольствия и забавы к новым удовольствиям и забавам. Даже люди, прожившие более полувека, чувствующие, что давно за полдень, недалек вечер, в виду ночь, что приготовили для ночлега? И такое невнимание к смерти у самых престарелых. Что сказать о людях в среднем возрасте? Что сказать о юношах? Они бы просто улыбнулись в ответ на напоминание о необходимости приготовляться к смерти. Между тем, сколько юношей сходит каждый год в могилу!
По крайней мере неосмотрительно - считать ненужным приготовление к смерти. Ведь, отправляясь и в недальний путь, мы заботимся, что взять с собой, где пристать, чем заняться, а вступая во врата вечности, воображаем, что все равно, как вступить в них, что взять с собой, как расположить себя! Может ли быть большее невнимание к себе и вечной судьбе своей? Может быть, мы не любим себя, и потому нам все равно, что с нами будет после смерти? Но, судя по всему, ненависти к себе в нас нет. Мы для того и живем, чтобы угождать себе: малейшую скорбь души стараемся удалить и малейшую язву тела  исцелить.
Скорбь и болезнь заботят нас, а смерть  нет, а вечность  нет! Что это? Ослепление? Безжалостность к себе?
Подобное отношение можно объяснить только тем, что мы считаем смерть концом всего. Тогда не к чему готовиться, не о чем заботиться в будущем. Но мы хотим жизни вечной, верим в воскресение из мертвых. Хотим и верим, а живем как овцы для заклания. Можно ли поступать пагубнее и безрассуднее? Этим вопросом архиепископ Иннокентий заканчивает свою проповедь.

Иеромонах ДОМЕТИАН, священник домовой часовни «Спас Нерукотворный», Новосибирск

Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика