Ученые сегодня сходятся во мнении, что кремация берет свое начало со времен раннего Каменного века - приблизительно 3000 г. до н. э. - наиболее вероятно в Европе и на Ближнем Востоке. В Каменном веке кремация начала распространяться в Северной Европе, останки древних декоративных урн для праха найдены в Западной России. С наступлением Бронзового века - от 2500 до 1000 г. до н. э. - кремация переместилась на Британские острова и на территорию современной Испании и Португалии. Кладбища для кремированных останков развивались в Венгрии и Северной Италии, распространяясь в Северной Европе и Ирландии.
В Микенский период - приблизительно 1000 г. до н. э. - кремация стала неотъемлемой частью греческой традиции похорон. Фактически она стала доминирующим способом погребения и поощрялась по соображениям опасности инфекционных заболеваний для массового погребения убитых воинов.
Следуя традициям греков, римляне переняли кремацию приблизительно к 600 г. до н. э., и, очевидно, кремация стала настолько распространенной, что потребовался официальный декрет, изданный в середине 5-ого столетия, запрещающий кремацию тел в пре-делах города. Ко времени Римской империи - с 27 г. до н. э. до 395 г. нашей эры - кремация широко практиковалась, для праха изобретались все более изысканные и сложные урны, которые хранили в домах родственников или в колумбариях. С конца третьего тысячелетия до нашей эры известны так называемые «лицевые» урны, т. е. урны на горле и крышке которых переданы схематически черты лица человека. Иногда урнам придавали форму жилища (дома) или человеческой фигуры.
Хотя практика кремации была распространена среди римлян, она практически не применялась первыми христианами, которые считали этот ритуал языческим, а также иудеями, которые предпочитали традиционное погребение в пещерах и склепах.
Однако к 400 г. нашей эры в результате обращения империи в христианство Константином захоронение в землю полностью вытеснило кремацию. Кремация применялась лишь в редких случаях после эпидемий чумы или войн. В течение последующих 1500 лет погребение в землю оставалось общепринятым способом захоронения в Европе.
Современная кремация фактически началась немногим более столетия назад, после многих лет экспериментирования и разработок надежных кремационных печей. Когда в 1873 году профессор Брунетти в Италии закончил работу над своей моделью печи и показал ее на Венской выставке, движение в пользу кремации началось одновременно с обеих сторон Атлантики.
Как уже было сказано, урны для праха появились практически вместе с самой кремацией. Первые урны по форме были сходны с сосудами, посудой, использовавшейся в обиходе. Слово «урна» происходит от латинского слова, означающего «кувшин», «сосуд». Древние греки использовали урны в форме амфор и кувшинов, многие из которых дошли до наших дней.
ВИДЫ УРН
Современные формы контейнеров для праха весьма разнообразны, как и сами способы последнего упокоения праха усопшего. Формы, материалы, размеры современных урн различаются по видам их захоронения. Одни виды используются для традиционного хранения в нише колумбария - сооружения на кладбище или крематории для долговременного хранения праха. Сегодня на каждом кладбище в мире существуют колумбарии, колумбарные стены, подземные и наземные. Урны для захоронения в колумбарии используют самые различные: из металла, камня, стекла, фарфора, керамики, словом, из материалов, способных сохранять свои свойства многие десятилетия. Урны из дерева, картона для этой цели используются редко.
Другой вид захоронения праха - в земле. Обычно урна с прахом захоранивается в земле на глубине не более 50 см. Местом погребения урны может быть существующая могила, новая могила, участок под мемориальным деревом или кустом, либо просто укромный уголок любимого сада усопшего. Выбор материала для урны при этом виде захоронения зависит от предпочтений заказчика - желает ли он, чтобы урна сохранялась долгие годы в земле или нет. В последнее десятилетие в Европе развивается тенденция экологически чистых, или «зеленых» похорон. Борьба за экологию коснулась и урн для праха. Так, в Великобритании, США и некоторых других странах в последние годы в похоронных домах предлагаются так называемые биоурны, т. е. урны, разлагающиеся микроорганизмами. Эти урны изготавливают из древесного волокна, коры, опилок и крахмала без использования химических веществ и процессов. Такая урна разлагается в течение 2-3 часов в воде и меньше, чем за год в почве. По виду они ничем не отличаются от контейнеров из стандартных материалов. Для этих же целей производятся урны из картона, бумаги и других материалов с коротким сроком минерализации.
Еще один способ захоронения праха - в воде (в океане, море, реке, озере). Для этого вида захоронения также используют урны, способные быстро растворяться в воде. Однако существуют и другие виды урн, которые могут много лет сохраняться на дне водоема. Для того чтобы урна не могла всплыть, ее дно утяжеляют с помощью каменных или металлических грузов в днище. Такой способ захоронения разрешен не во всех странах.
У многих наций существует обычай хранения урны с прахом дома. Это разрешено законом, и многие семьи предпочитают хранить память о близком именно таким образом. Для этой цели существуют всевозможные варианты эстетического оформления урны - от изысканных шкатулок ручной работы с резьбой, росписью или инкрустацией до скульптур из камня, бронзы, дерева, и даже картин, в которых помещается прах. Прах после кремации совершенно безвреден. Под воздействием высоких температур в кремационной печи (до 1100°С) уничтожается вся органика. Поэтому прах не может быть источником каких-либо вредных испарений, не имеет запаха.
Похоронная культура многих народов предусматривает разделение праха усопшего среди ближайших родственников, которые хранят прах как память, каждый по своему усмотрению. После кремации небольшое количество праха помещают в шкатулки, броши, кулоны, подвески, капсулы, мини-урны, медальоны в виде сердца, крестика и раздаются родственникам во время церемонии похорон (либо отсылаются по почте).
В некоторых странах, например в традиционной похоронной культуре Китая, преобладают одна-две формы урн. Урна изготавливается в форме параллелепипеда, шкатулки в виде традиционного буддийского храма, пагоды, иногда в виде классических греческих храмов и построек. Другой допустимый образ урны - дракон, изготовленный из камня (оникса, нефрита). Обязательный атрибут традиционной китайской урны - это небольшая рамка для портрета усопшего. Традиционный материал для китайских урн - дерево или хрусталь. Однако в последнее время даже в консервативных культурах все чаще появляются новые формы, постепенно становясь традицией.
Следует упомянуть также о таком способе захоронения праха, как развеивание над гладью моря, на поле памяти, в лесу, в горах. В этом виде погребения урна, разумеется, не нужна. Однако и в этом ритуале предусмотрено использование урны для развеивания. С помощью специального приспособления дно урны приоткрывается, и прах равномерно рассеивается по ветру.
Один из новейших способов по-гребения праха - запуск кремированных останков в космос. Этот вид захоронения предусматривает отправку небольшой частицы праха - от 1 до 7 граммов - на орбиту Земли или в открытый космос. Прах помещается в небольшую цилиндрическую капсулу-урну, которая, в свою очередь, размещается в одной из ступеней космического корабля. После отделения ступени урна с прахом выходит на орбиту и вращается вокруг Земли определенное время. В конце пути капсула-урна сгорает в плотных слоях атмосферы. Урны для космического захоронения изготавливаются из легких алюминиевых сплавов, которые весят несколько граммов, размером не более спичечной коробки.
При изготовлении большинства урн всегда предпочитали использовать природные материалы: металлы, камень, дерево, керамику. В последние десятилетия с развитием новых материалов, которые по своим внешним характеристикам сходны с натуральными, урны производят из синтетических материалов - пластмассы, стекловолокна, акрила. Однако экологическое сознание в большинстве высокоразвитых обществ по-прежнему делает природные материалы более предпочтительными.
УРНА КАК СИМВОЛ
Символизм, присущий многим принадлежностям похоронных ритуалов разных народов и вероисповеданий, используется и при изготовлении урн для праха. Символы передаются через форму урны. В большинстве погребальных культур урна, как правило, символизирует бесконечность, вечность жизни, выраженную в формах шара, куба, пирамиды. Символика смерти выражается в формах сломанной колонны, песочных часов, закрытой книги. Урны могут быть выполнены в форме птицы, улетающего голубя (символ души); дерева, маяка (символ света, жизни). Формы многих современных урн связаны с религиозными символами: ангел, крест, руки молящегося, сердце. Кроме символов, урны передают профессиональную принадлежность усопшего и изготавливаются в форме фигур людей разных профессий, увлечений, а также инструментов и принадлежностей отдельных профессий. Следует упомянуть также урны в виде животных (из металла, гипса, камня), в которые хозяева помещают прах любимого питомца. Кремация домашних животных получает все большее распространение, а значит, появляются все новые виды урн, которые, как правило, хоронят на кладбищах для домашних животных (там, где они имеются), в саду или хранят урну дома.
На урнах, выполненных в традиционных формах (ваза, кубок, чаша, куб, цилиндр), часто используют накладные символы (крест, венок, роза, весы, ангел, птица) из металла, камня или пластика.
Примечательно, что в большинстве похоронных домов, предлагающих услугу кремации, обязательно есть урны с религиозной символикой тех вероисповеданий, которые официально запрещают кремацию. Среди символов на урнах можно встретить мусульманский полумесяц и иудейскую звезду Давида. Это свидетельствует о том, что представители ислама и ортодоксальные иудеи используют кремацию, несмотря на запреты. Это связано, прежде всего, со случаями, когда традиционное погребение невозможно по разным причинам: несчастный случай, пожар либо необходимость транспортировки останков на большие расстояния - в другую страну или на другой континент. Родственники в этих случаях принимают решение о кремации и выбирают урну с соответствующим символом, желая сохранить память об усопшем.
Кроме религиозных и философских символов, на внешнюю сторону урны может быть нанесена гравировка с именем, датами рождения и смерти усопшего. Нередко к урне прикрепляется табличка из металла, пластмассы, камня с гравировкой, рамка для фотографии.
РАЗМЕРЫ УРН
Классическая форма урны (кубок, чаша, ваза) часто используется как символ смерти в надгробной пластике. Урны малых и больших размеров (до нескольких метров) из камня, бетона, стали или бронзы можно увидеть на памятниках любого кладбища мира. Традиционное исполнение такого памятника - урна на постаменте или полуколонне, с цветами у подножия, венком, наброшенной материей.
После кремации человека весом 60-75 кг объем праха составляет около 2-2,5 литров. Современный процесс кремации и обработки праха предусматривает использование специального контейнера (капсулы) из пластмассы, в который прах помещается сразу после кремации и измельчения (кремуляции). Затем капсула с прахом помещается в декоративную урну. Пластиковый контейнер обычно герметично запаян, содержит информацию о кремированном и может сохраняться не одну сотню лет, тогда как внешняя урна может разрушаться в течение нескольких лет. Таким образом, объем стандартной внешней урны обычно не менее 3-3,5 литров. Капсула для праха используется не всегда. Часто прах помещают в полиэтиленовый пакет или текстильный мешок. Урны, имеющие нестандартную форму, зачастую имеют меньший объем, поэтому в них помещают не весь прах. Остаток праха может быть захоронен отдельно или развеян.
ЦЕРЕМОНИЯ ВЫДАЧИ ПРАХА
Церемониал получения праха близкого после кремации - трогательный и торжественный момент. Во многих культурах прах не принято передавать из рук в руки, сотрудникам похоронного дома или крематория не разрешается прикасаться к урне с прахом в присутствии родственников, передавать им урну из своих рук. Поэтому в большинстве современных похоронных домов существует отдельная комната или зал, сакральное место, где происходит последний ритуал прощания с прахом, молитвы. В таких залах предусмотрена особая торжественная обстановка, приглушенный свет, тихая музыка, родственникам предоставляется возможность побыть наедине столько, сколько нужно. Нередко родные умершего проводят в зале несколько часов. Урна с прахом устанавливается на красивом постаменте, который украшают лучшими материалами и цветами. После церемонии родственники уносят урну для последнего захоронения или хранения дома. Для транспортировки урны в похоронных домах предусмотрены различные варианты чехлов, сумочек, которые изготавливаются из кожи, замши, парчи, бархата. С недавнего времени в Европе используют специальный автомобиль-катафалк для торжественной транспортировки одной урны.
В заключение хотелось бы отметить, что изготовление урн для праха стало искусством в похоронной сфере. Разнообразие форм и художественных образов урн может сравниться с надгробной пластикой. Ручная работа, художественная роспись, инкрустация деревом и драгоценными камнями, пластика, скульптура порой превращают урну в настоящее произведение искусства. Фантазия производителей и художников не стоит на месте и воплощается в самых немыслимых формах, предлагая клиентам изделия от серийных до эксклюзивных, дизайнерских, произведенных в единственном экземпляре, экзотических, как, например, урны из натурального яйца страуса с орнаментом из бронзы или золота, предлагаемые одной из фирм Великобритании. Такая изысканность не просто дань моде или предмет престижа, она связана с желанием людей увековечить память о близком человеке наилучшим образом, воздать любимому последнюю почесть.
Надежда ДУДИНА, директор похоронного супермаркета, Новосибирск
#GALLERY#