Расставание с телом умершего близкого, любимого человека в последние минуты перед погребением - душераздирающая картина, апофеоз скорби, горя. В эти минуты для скорбящего тело усопшего - это последнее материальное воплощение всего светлого и счастливого, что было в отношениях уходящего в мир иной и его близких, остающихся жить. Поэтому отношение к мертвому телу испокон веков - сакральное*, благоговейное, трепетное.
Именно так относились к умершему древние египтяне, они старались сохранить его, сберечь от разрушения как можно дольше. В записках историка и этнографа графа Кайло говорится: «Египтянин был бы казнен смертью, если бы он мертвому учинил хотя бы малую обиду». Не только у египтян, но и у древних персов, ассирийцев, коренных народов Южной Америки в их культах поклонения предкам - знатным соплеменникам - память о них была неразрывна с бережным, любовным отношением к их внешнему облику. Проявление этих чувств воплотилось в искусстве бальзамирования, кажущемся непостижимым при отсутствии у людей анатомических знаний. Поражает, как народы древнего мира, не обладая нужными сведениями в области естественных наук, физики и химии, могли бальзамировать тела покойных таким образом, что они пролежали в каменных гробах в течение многих веков и сохранились до наших дней.
ПЕРВЫЙ БАЛЬЗАМАТОР
Первым бальзаматором, по древнеегипетскому преданию, был бог Анубис (он же позже Осирис) - покровитель умерших, царь загробного мира. Его имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно которой одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращение его в мумию. Особенности египетской культуры удивительны для европейцев. Первыми из европейцев попытались разгадать тайну египетских мумий французские ученые Шампольон и Рупе - участники Наполеоновской экспедиции. В трудах этой экспедиции находятся первые сведения о загадочных мумиях, найденных в египетских пирамидах, и о способах их бальзамирования.
Знаменитый русский биолог Д. Выводцев, живший в прошлом столетии, отмечает, что египтяне искусно бальзамировали тела умерших. В своем стремлении противостоять разрушительным силам природы они обращались к природным средствам, выискивая новые возможности, совершенствуя в течение долгих веков искусство сохранения нетленными своих дорогих покойников. Процесс бальзамирования у древних египтян был очень длителен и сложен. Почти все исследователи описывают этот процесс по двум древним источникам: по Геродоту и Диодору Сицилийскому. Не всегда их данные сходятся как в самой технике, так и относительно применявшихся веществ и времени их воздействия (так, по Геродоту, погружение тела умершего в натрон - сложный раствор, содержащий азотнокислый калий, хлористый и сернистый натр, углекислый калий и известь, - занимало 70 дней, а по Диодору - всего 30). По одному источнику, цена бальзамирования по первой категории, к которому прибегали только знатные и богатые, более чем на треть выше, чем по другому.
ТЕХНИКА БАЛЬЗАМИРОВАНИЯ В ЕГИПТЕ
Способ бальзамирования по первой категории (всего их было четыре) стоил в Древнем Египте дорого. Вторая категория стоила уже вдвое дешевле, а четвертая была доступна даже для беднейших египтян. Источники свидетельствуют, что бальзамирование первой категории происходило со вскрытием полостей, которые промывали пальмовым вином и квасией, наполняли воском, писифальтом, асфальтом с берегов и со дна Мертвого моря. После погружения в натрон, просушивания, тело натирали магическими маслами, щедро посыпали порошком благовоний и помещали в раствор меда и смол на 20 дней. Затем надевали рубаху, которую зашнуровывали сзади, и 15-20 раз бинтовали шелком, пропитанным смолами (для этого требовалось до тысячи локтей шелка, то есть около 500 метров). Руки бинтовали отдельно, а ноги вместе. Лицо покрывали целым куском шелка и разрисовывали. Очень богатым покойникам на лицо накладывали золотую или серебряную маску-портрет. Для позднейшего периода был характерен портрет на досках на месте лица, так называемый «фаюмский» портрет. Забинтованное тело лакировали при бальзамировании как по первой, так и по второй категории (вторая осуществлялась без вскрытия полостей). Для обертывания тел бедняков вместо шелка использовали холст, их мумии зарывали в пустыне без гроба (саркофага). Богатых египтян хоронили в мавзолеях или в специальной, заранее приготовленной каменной могиле, в дубовых или каменных саркофагах. Часто саркофаги вкладывали один в другой, иногда их было до восьми. Причем для самых знатных египтян, для фараонов их делали из чистого золота, украшали драгоценными камнями. Например, саркофаг фараона Тутанхамона был золотым и весил 4,5 центнера. Саркофаги образовывали непроницаемый футляр, но это было, скорее, данью роскоши, а не необходимостью герметизации для сохранения останков.
Природные условия Египта с его сухими почвами, хорошо вентилирующимися, содержащими минеральные и известковые отложения, способствуют мумификации. Искусство бальзамирования возникло и развивалось там по «подсказке» самой природы. В египетских пустынях, песчаниках, обвеваемых сухим ветром, часто наблюдалось образование мумий естественным путем. Так, обнаруживали высохшие нетленные останки людей из караванов, заблудившихся в пустыне и погибших без пищи и воды.
Аскетическая жизнь египетских бедняков позволяла после их смерти бальзаматорам тратить меньше усилий для обеспечения сохранности их останков. Исследователи отмечали также, что в Египте не бальзамировали тела умерших детей, считая их безгрешными. Лишь однажды, как описывает граф Кайло, была найдена мумия маленького мемфисского принца.
БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ В МИРЕ
Древние римляне оставляли для оплакивания тела умерших на восемь-девять дней, натирая их благовонными маслами и душистыми бальзамами. У римлян был способ бальзамирования, который археологи и биологи находят достаточно совершенным, но его секреты не дошли до наших дней. Для древних греков бальзамирование покойных не было характерным, однако и они прибегали к нему в исключительных случаях для очень знатных людей. Но далеко не все народы стремились сохранить тела умерших, полагая это залогом их будущего воскресения. Например, народы арабского Востока, Средней Азии, Индии, Кореи, Китая, Монголии, Калмыкии и другие, исповедующие ислам, буддизм, индуизм, совсем по-другому понимали смерть и загробный путь человека.
БИБЛИЯ О БАЛЬЗАМИРОВАНИИ
Нет бальзамирования и в иудейской культуре. Понятно, что по своим религиозным воззрениям такие народы не могли создать своего направления в искусстве бальзамирования. Но и эти древние народы, тем не менее, в некоторых случаях прибегали к нему, о чем свидетельствуют как книги, так и археологические раскопки. В главе пятидесятой книги Бытия: после кончины Иакова, нареченного Израилем, «Иосиф пал на лицо отца своего, и плакал над ним и целовал его. И повелел Иосиф слугам своим - врачам бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней; ибо столько дней употребляется на бальзамирование». Здесь обнаруживается сильнейшее влияние культуры египетской, которую Иосиф воспринял с юности, будучи в 17 лет проданным братьями измаильским купцам, везущим верблюжьим караваном в Египет бальзам и ладан. В самом конце пятидесятой главы сообщается, что Иосиф тоже, как отец его, просил перед смертью: «Вынесите кости мои отсюда». И далее: «И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте» для отправки на родину.
БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ У МУСУЛЬМАН
Коран и Шариат не одобряют бальзамирования, считая этот обряд языческим. Отсутствие сведений о бальзамировании в письменных источниках мусульманских народов не означает, что на практике оно не осуществлялось. Так, в усыпальнице династии Тимуридов в самаркандском мавзолее Гур-Эмир при вскрытии в 1941 году гроба основателя династии Тамерлана, как свидетельствует известный антрополог, археолог и скульптор М. М. Герасимов, ощущался сильный запах камфары, ладана, канифоли, ароматических смол, который присутствовал затем длительное время, что несомненно говорит о бальзамировании. Могила сына Тимура Шахруха находилась в таком месте мавзолея, которое дважды оказывалось под водой. Несмотря на то что затопление крайне неблагоприятно для сохранения останков, на них были обнаружены даже мышечные ткани. Известно к тому же, что Шахрух умер в 1447 году в Герате. Долгий караванный путь из Герата в Самарканд к усыпальнице Тимуридов тело покойного не выдержало бы без бальзамирования.
БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ В ЕВРОПЕ И РОССИИ
В средневековой Европе хотя и редко, но осуществлялись попытки сохранения останков великих людей, например французских королей, с помощью бальзамирования. С наступлением XVIII века искусство бальзамирования прочно становится на научную основу, опираясь на достижения химии, физики, биологии. В Европе в то время работали в этом направлении известные ученые Понтер, Палентано, Шассе, Гональ, Трончини, Лясковский. Опыт первых русских анатомов Щепина, Протасова, Мухина и других не сохранен, так как не осталось их записей. В России точные описания по бальзамированию появились в XIX веке. Это, в частности, руководство по хирургии бальзамирования академика И. Буша, написанное в 1831 году, труды основоположника топографической анатомии профессора И. В. Буяльского.
Одновременно с И. В. Буяльским над созданием собственных препаратов и приемов их введения работал профессор Харьковского университета А. Венедиктов. Он применял скипидар, мед и воск, использовал в своей практике метод обмотки бинтами, смоченными в растворе воска, как у египтян. А трактат его удалось напечатать лишь в самом конце века профессору М. Попову, который сам известен как один из искуснейших бальзаматоров своего времени, добившийся очень стойких длительных результатов. Многие медики, его современники, восхищались обликом прекрасной молодой девушки, наблюдаемой ими в витрине кафедры анатомии: в волнах розового газа она походила на спящую красавицу. Профессор М. Попов вместе с известным биологом Д. Зерновым бальзамировал тело покойного русского государя Александра III в 1894 году. Долгое время он применял раствор хлористого цинка в спирте и карболовую кислоту. Он по достоинству оценил новое бальзамирующее средство - формалин, открытый Блюмом в 1893 году.
Русские анатомы нередко работали вместе с европейскими. Так, А. Виноградов подробно описал бальзамирование умершего 27 мая 1840 года гениального скрипача Николо Паганини (погребение его в земле римская католическая церковь позволила произвести лишь в 1896 году, то есть спустя 56 лет после смерти). Это показывает, что более чем за полвека до открытия формалина, определившего на долгие годы, вплоть до наших дней, новый этап в развитии анатомической консервации, европейская медицина и, в частности, русская школа имели весьма впечатляющие успехи.
БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ В. И. ЛЕНИНА
Именно в России был реализован уникальный эксперимент по бальзамированию человеческих останков. Речь идет о попытке сохранить «на века» тело В. И. Ленина. Дело было поручено профессору Борису Збарскому, который возглавил лабораторию, размещавшуюся под мавзолеем. Когда в конце марта 1924 года профессора Воробьев и Б. Збарский впервые погрузили тело Ленина в вязкую смесь глицерина и ацетата калия, мало кто мог представить себе, что мумия из плоти и крови переживет нетронутой разложение созданного ею режима, закончившего свое существование 25 декабря 1991 года.
Борис Збарский собственными руками проводил операции с трупом Владимира Ильича Ульянова (Ленина), на протяжении 18 лет периодически смазывал его с головы до ног секретным бальзамом и находился рядом с ним в сибирской эвакуации во время фашистской оккупации. Все началось с того, что в 1924 году Ф. Дзержинский принял Б. Збарского в своем кабинете. Феликс Дзержинский, основатель секретных советских служб и глава похоронной комиссии, разговаривал с Борисом Збарским, ни на что не надеясь. «Что будем делать с Лениным?» - скептически спросил он. Hесмотря на оппозицию Троцкого, Бухарина и Каменева, Сталин поставил себе цель сохранить тело вождя.
Однако прошло уже более трех месяцев со дня его кончины и обычный способ бальзамирования, использованный профессором Абрикосовым для временного сохранения тела (через аорту была проведена инъекция шести литров спирта, формальдегида и глицерина), больше уже не действовал. Лицо Ленина покрывалось трещинами на глазах у тысяч советских граждан, ежедневно приходивших в Колонный зал, чтобы проститься с вождем.
Hесмотря на грозящую ему в случае неудачи опасность, Збарский заявил о своей готовности работать с телом. Он заверил Дзержинского, что реактивы, изобретенные его другом, профессором Воробьевым, заведующим кафедрой медицины в Харьковском университете (Украина), смогут остановить разложение тканей. Идея заморозить тело вождя, наподобие того, как в свое время были заморожены туши мамонтов, предложенная большевистским деятелем Красиным, с самого начала льстила Дзержинскому. Однако германская фабрика, которая должна была поставить рефрижераторное оборудование, безнадежно задерживала выполнение задачи. Атеистический бог разлагался, как простой смертный, и Дзержинский был вынужден принять предложение Збарского и Воробьева, посвятивших себя работе по бальзамированию отца революции в мрачном подвале, расположенном под временным мавзолеем.
Во время первых сеансов были извлечены легкие, печень и селезенка, после чего была полностью промыта грудная клетка. Получив разрешение партии, Б. Збарский по всему телу сделал надрезы на животе, на плечах, ногах, спине и ладонях рук, для того чтобы бальзам проникал и хорошо пропитывал все тело. Лишь после этого тело Ленина погрузили в каучуковую ванну, наполненную секретным эликсиром. В состав раствора входили глицерин, ацетат калия, вода и хлор-хинин. Эта формула была предложена в XIX веке ученым Мельниковым-Разведенковым, пользовавшимся раствором при анатомическом препарировании. В лаборатории, пристроенной в 1939 году к мавзолею из красного гранита (заменившего в 1929 году деревянный, возведенный четырьмя годами ранее), Збарский проводил эксперименты с бальзамом на безымянных трупах и занимался мумией Ленина, находясь под зорким контролем информаторов HКВД (впоследствии КГБ). Три или четыре раза в неделю наносили жидкость на лицо и кисти рук, а один раз в году мавзолей закрывался на полтора месяца, чтобы была возможность погрузить тело в раствор и пропитать его химическим препаратом.
Хотя метод и сохраняется сегодня практически без изменений, он превратился из «государственной тайны» в «тайну коммерческую». В 1992 году тогдашний президент Борис Ельцин прикрыл глицериновый кран, что вынудило нынешнюю группу бальзаматоров искать новые источники финансовых поступлений. За последнее десятилетие ученые из мавзолея не только обучали зарубежных специалистов, но и основали компанию «Ритуал», которая занимается восстановлением и бальзамированием изуродованных трупов «новых русских», взимая за это плату в размере 12 020 евро за неделю работы. Обычной клиентурой этой специфической клиники загробной эстетической хирургии, бывшей очень модной в девяностых годах, были мафиози, убитые во время кровавых разборок. В 1995 году лаборатория получила 1 141 922 евро от правительства Северной Кореи за бальзамирование тела лидера этой страны Ким Ир Сена. Кроме Ленина, через руки работников лаборатории в 40-е годы прошли мумии Георгия Димитрова, лидера болгарских коммунистов, и Чойбалсана, главы социалистической республики Монголии.
По воспоминаниям Збарского, мумия однажды заставила испытать сотрудников лаборатории сильный страх. На трупе появились черные пятна. В лаборатории знали, как бороться с зеленой и белой плесенью, но та плесень была черная, что с ней делать было непонятно. Hе открывая происхождения образцов, их отправили в Институт микробиологии. Микробиологи ответили, что избавиться от плесени можно, если ее сжечь или обработать серной кислотой. В результате удалось уничтожить черные пятна собственными методами дезинфекции.
Посетителя, впервые попавшего в темный мавзолей, удивляет румянец на щеках у Ленина, блеск, контрастирующий с изможденным внешним видом главного большевика на последних фотографиях, сделанных в 1923 году, когда прогрессирующий паралич сковал уже правые ногу и руку (именно этим и объясняется, что одна рука у мумии сжата в кулак). Чтобы справиться с крайней худобой, наполнили ткани и отбелили кожу. Желтоватая бледность была устранена с помощью двух фильтров красного цвета, поставленных на источники света, которые направлены на кисти и лицо Ленина. Таким образом, создается впечатление, будто он спит. Замена глаз стеклянными шариками, чтобы не были заметны пустые глазницы, помогла сохранить со дня смерти вождя внешнюю идентичность Ленина, губы которого были сшиты под усами. Течение времени и последовавшая эволюция в моде привели в 1961 году к решительным изменениям в его внешнем виде, когда знакомый всем военный френч был заменен костюмом черного цвета, каждые два года обновляемым в пошивочной мастерской Кремля.
Hесмотря на 18-летнюю близость к телу, бальзаматор никогда не имел доступа к мозгу советского лидера, потому как с 1928 года мозг, разделенный на доли и покрытый парафином, хранился в растворе спирта и формальдегида в сейфе Института мозга СССР. В его стенах знаменитый немецкий ученый Оскар Фохт попытался найти хоть какую-нибудь зацепку, которая связывала структуру мозга революционера с его плодовитым мышлением. После пяти лет исследований гистологических образцов (общее число их 30 963) профессор так и не пришел ни к какому выводу.
*сакральный - (лат. sacrum - священное) священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу, обряду
Продолжение следует
Сергей ЯКУШИН, президент Ассоциации крематориев и производителей кремационной техники, издатель журнала «Похоронный дом»
#GALLERY#