Обращение к Вам - это вынужденная и назревшая необходимость изменить положение, в котором сегодня оказалось похоронное дело России.
Обращение вызвано озабоченностью сегодняшним неудовлетворительным состоянием отечественной мемориальной культуры, духовным, материальным и правовым обеспечением похоронного дела в нашей стране.
Несмотря на все шаги, предпринимаемые Союзом похоронных организаций и крематориев (парламентские слушания, обращения в государственные структуры и т. д.), необходимых результатов пока нет, и, похоже, в ближайшее время они не предвидятся.
Похоронное дело - необходимый, многоплановый, деликатный и сложный вид деятельности. Его практическая работа связана с решением морально-этических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, градостроительных, технологических, архитектурных и целого ряда других задач.
Похоронное дело связано с областями здравоохранения, морали, этики, культуры, задачами идеологии, с религиозной похоронной обрядностью. Поэтому и отношение к нему должно быть серьезным и трепетным, исходя из того, что все без исключения люди смертны.
Несколько слов о состоянии похоронного дела сегодня. Ежегодно в России умирает 2-2,5 млн чел. В похоронах принимает участие 20-25 млн человек. Похоронные услуги предоставляют около 5 тысяч предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. В течение трех лет каждый гражданин России участвует в похоронах своих родных, близких, знакомых.
Неуважение к памяти умерших, масса трудностей, с которыми сталкиваются родственники умерших, неудовлетворительное состояние подавляющего большинства российских кладбищ, унаследованный формализм и казенность вчерашних похоронных ритуалов, забвение вековых народных традиций погребения, невозможность отыскать могилы родных и близких в собственной стране, безнаказанный вандализм на кладбищах - вот краткая характеристика нынешнего состояния похоронного дела.
Некогда святые понятия родового древа, знание родо-словной, поклонение родным могилам стали малозначащими понятиями и потребностями. Миллионы могил наших предков, среди которых могилы знаменитых, выдающихся сынов и дочерей Отечества, заброшены или стерты с лица земли. Такая же участь определена для кладбищ семнадцати тысяч поселков, сел и деревень, исчезнувших с карты страны в последние годы. Разве можно с этим смириться? Разве можно спокойно за этим наблюдать? Простят ли нас потомки, или они так же будут глумиться над нашими могилами?
Принятый в 1996 году Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» с одной стороны - гарантирует погребение умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни и пожелания родственников, гарантирует предоставление материальной и иной помощи для погребения умершего, с другой стороны - этот же закон сегодня обрекает умершего на произвол. Внесенные в него изменения не учитывают вековые традиции нашего народа и культуру погребения, специалистов, уровень жизни нашего народа, лишают похоронное дело перспективы цивилизованного развития с учетом времени. Стоимость гарантированного перечня услуг по погребению и социального пособия на погребение сегодня составляют 1000 рублей. Нравственно ли это?
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во многих регионах самоустранились от решения вопросов содержания и благоустройства кладбищ, а также от решения различного рода проблем в похоронной сфере.
Сегодня предоставлением услуг по погребению умерших, увековечением их памяти, содержанием мест погребения и другими вопросами этого направления занимаются различные министерства и ведомства, различные организации, и каждый из них выполняет данные функции так, как сам считает нужным. Подобным образом используются и финансовые средства, выделяемые на эти цели.
В последнее время похоронное дело в России переживает некий период реформации, связанный с освоением современных похоронных технологий, внедрением кремации, развитием коммерческого и смешанного секторов похоронных услуг, поиска новых форм взаимодействия с региональными органами управления. Но это очень робкие шаги, которые нуждаются в поддержке со стороны государства именно на этом этапе.
Основы реформирования похоронного дела заложены только благодаря энтузиазму и настойчивости некоторых руководителей похоронных предприятий и организаций, которые в 2003 году объединились и создали «Союз похоронных организаций и крематориев» (в настоящее время членами Союза являются 102 организации, предоставляющие похоронные услуги в 53 регионах России). Традиционными стали профессиональные выставки похоронной тематики, появились отечественные производители продукции похоронного назначения, имеются печатные издания, создаются элементарные условия для подготовки необходимых специалистов.
Для того чтобы иметь возможность постоянно отслеживать мировые передовые погребальные технологии и внедрять их на территории страны, Союз похоронных организаций и крематориев в мае 2004 года стал национальным членом Всемирной Федерации похоронных организаций «FIAT-IFTA».
Союз похоронных организаций и крематориев в 2003 году стал инициатором парламентских слушаний на тему «О практике применения Федерального закона «О погребении и похоронном деле». В рекомендациях парламентских слушаний изложены основные проблемные вопросы, касающиеся похоронного дела, в них имеются адресные рекомендации направлений работы всем государственным структурам, но, к великому сожалению, все проблемы остаются на бумаге вот уже полтора года. Главная причина такого состояния похоронного дела в стране заключается в том, что на государственном уровне нет структуры с определенными полномочиями, которая смогла бы возглавить и направить работу по организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, нет таких структур и в большинстве субъектов Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного и учитывая, что похоронное дело - это самостоятельный вид деятельности, и в настоящее время оно крайне нуждается в государственной поддержке, прошу Вас, уважаемый Михаил Ефимович, о следующем:
определить в Правительстве Российской Федерации струтуру, которая могла бы на государственном уровне координировать деятельность, способствовать развитию, представлять интересы похоронного дела на государственном уровне. Сейчас, к сожалению, похоронное дело предоставлено само себе, государству оно не нужно, несмотря на огромные суммы, составляющие его товарооборот;
рассмотреть возможность возложить исполнение вышеупомянутых полномочий на Союз похоронных организаций и крематориев.
При необходимости, со стороны Союза похоронных организаций и крематориев будут предоставлены необходимые для работы справочные и другие материалы как в письменном виде, так и посредством личного общения с Вами, уважаемый Михаил Ефимович, и представителями Правительства.
С уважением, Михаил ГЕНЖАК, президент Союза похоронных организаций и крематориев России