«Укажите мне способ, посредством которого нация заботится о своих мертвых, и я с математической точностью рассчитаю степень милосердия и почитания законов страны, в которй они живут, а также их преданность высоким идеалам».
Сэр Уильям Глэдстоун
Не так давно в составе группы российских похоронщиков я побывала в Милане, где ознакомилась с организацией похорон в Италии. Я впервые увидела и убедилась, насколько это правильно, что организацией похорон за границей занимаются директора похорон, а церемонии прощания проходят в похоронных домах. Мы побывали в нескольких похоронных домах, с согласия родственников участвовали в двух траурных церемониях.
Разумеется, похороны прошли на высшем уровне, без каких-либо организационных обстоятельств, которые обычно омрачают похороны в России. Но я хотела бы поделиться с читателями журнала не столько впечатлениями от самих похорон, сколько тем, как работает персонал похоронного бюро с заказчиками.
Чтобы лучше понять особенности итальянского подхода к приему заказов, организаторы нашей поездки предложили деловую игру. Мы, похоронщики из России, должны были выступить в роли заказчиков. После нашего обращения с просьбой оформить заказ на похороны, нам вручили довольно обширный проспект - мануал по организации похорон. Нам объяснили, будет лучше, если мы займемся чтением, чем самим процессом организации похорон. Мануал призван облегчить состояние близких и помочь наилучшим образом организовать прощание и погребение покойного. В нем было все: описание услуг, прейскурант, порядок церемонии, скорбная поэзия, перечень необходимых дел, которые могут исполнить только близкие родственники, бланки писем и открыток, которые нужно было заполнить для отправки сотрудниками похоронного дома. Но больше всего мне запомнилось обширное описание содержательной части похорон. Читая эти материалы, которые, думаю, писались, собирались, обобщались похоронным домом не один год, я по-новому посмотрела на то, что у нас в России все еще находится в большом пренебрежении.
Было досадно и грустно. Думалось о России, о незаслуженно забытых, отброшенных высоких русских традициях погребения ХIХ века. Во многом то, что мы увидели в Италии, нам напоминало похороны, описание которых мы не раз встречали в русской художественной литературе позапрошлого века.
Если подвести итог, то все действия работников типичного итальянского похоронного дома были продиктованы одной заботой - облегчить прощание с близким, возвысить нас, живущих, до понимания смысла жизни. Им это удалось. Ведь нам вручили проспект, в котором целая страница была посвящена ответу на вопрос: в чем суть похорон. Надеюсь, читателям журнала «Похоронный дом» будет полезно прочитать некоторые цитаты из итальянской похоронной методички.
Как только мы увидели и осознали, каким образом следует «обращаться» со смертью, сейчас самое время задуматься о месте похорон. Целей, которые преследует печальная процедура, много, но наилучшим было бы выстроить их в нижеприведенный список.
ПОХОРОНЫ
- помогают подтвердить реальность, финалом которой является смерть;
- создают соответствующую атмосферу скорби с выражением горя;
- заставляют признать тот факт, что горе одного человека становится всеобщим горем;
- служат единственным местом проявления любви, обратной реакции на которую просто не ожидается;
- служат местом проявления уважения членов общины к памяти об умершем;
- способствуют утверждению религиозной веры;
- служат своеобразной демонстрацией того, что жизнь прожита, и в то же время служат подтверждением социологического постулата о фактическом случае смерти.
Похороны дают возможность людям помнить и чтить тех, кого они любили совершенно особым образом.
Похороны - это особое и единственное место, где собираются члены семьи умершего и друзья, дабы оказать эмоциональную поддержку друг другу.
Похороны - это печальное событие, поощряющее тех, кто скорбит, встречает лицом к лицу тяжелое бремя утраты и выражает свои мысли и чувства.
Похороны помогают тем, кто продолжает жить, справиться со своим горем и двигаться дальше по пути земному.
На похоронах мы и сталкиваемся с печалью, и постепенно «смыкаемся» со смертью.
Говоря о похоронах, мы, прежде всего, должны рассматривать их в контексте сегодняшнего дня. У многих в памяти возникают похороны как сугубо религиозное мероприятие, с телом, покоящимся в гробу, которое вскоре будет предано земле.
Под похоронами понимается некий список мероприятий (действий) после смерти человека, знаменующих собой значимую церемонию об увековечении жизни умершего.
- наряду с комфортом и уединением, о которых можно прочесть в своде обрядов храма или церкви, мы также должны признать тот факт, что для некоторых, кто не входит (или не является) в члены церковных общин, услуги, предлагаемые подобными учреждениями, могут оказаться просто неприемлемыми;
- похороны должны удовлетворять требованиям семьи умершего; на самих похоронах, будь они религиозны или нет по своей сути, могут иметь место истории или рассказы о предках покойного, панегирики, произносимые членами его семьи, а также исполнение музыкальных произведений, значимых для членов семьи умершего;
- пока мы молча созерцаем тело умершего и осознаем неминуемую реальность смерти, мы вместе с тем признаем, что члены его семьи имеют право на погребальные услуги, которые они сочтут необходимыми и значимыми;
В то же самое время мы всецело поощряем стремление членов семьи умершего и его друзей в проведении мероприятий после смерти.
- по нашему мнению, смерть - это не только частное, но и общественное событие; поскольку смерть члена семьи расценивается как личная утрата, смерть так же может затронуть дальних родственников, друзей, общины наконец;
- члены семьи, не желающие осознать ценность какой-либо конкретной услуги или стремящиеся к «частным» услугам, должны учесть боль и страдания других, тех, кто еще связан с утратой близкого человека.
Независимо от того, пожелают или нет члены семьи умершего быть рядом и видеть его тело, они должны позаботиться о надлежащей аккомодации других людей, пришедших на церемонию прощания.
В данном случае возможно иногда закрывать крышку гроба, если присутствующие в помещении, где он стоит, не желают видеть тело, а также время от времени открывать гроб, даже в том случае, когда члены семьи не хотят видеть тело покойника.
В то время, когда некоторые могут расценить нахождение в помещении, где стоит гроб, или сами похороны как весьма болезненное мероприятие, фактически это первый шаг к исцелению.
Уже имели место иллюстрации по прекращению зубной боли (с полным осознанием куда более сложной природы смерти). Поход к дантисту - болезненная процедура, впрочем, как и сама зубная боль, но когда все позади, наступает исцеление и боль затихает.
Нечто большее, чем преодоление боли, присутствие на похоронах должно стать первым шагом к исцелению, в дополнение к комфорту и поддержке членов семьи умершего и его друзей.
- аспект подготовки самих похорон несет в себе некий терапевтический эффект, поскольку человек в состоянии уныния и скорби вовлечен в коммуникации, принятие решений и взаимодействие с другими людьми;
- мы признаем тот факт, что кремация - альтернатива погребению в землю или погребению в иной форме; тем не менее, не следует думать о наличии альтернативы похоронной службе;
- нам не следует руководствоваться собственными предпочтениями, касающимися созерцания тела умершего, или контактируя с членами его семьи, а также решений, которые они принимают;
Поскольку в обязанности нашей службы входит информирование и предоставление практических советов по вышеупомянутым аспектам, они должны базироваться на фактической информации, свободной от наших собственных предубеждений. В итоге мы полагаем, что похороны несут двоякую функцию. Они как для живых, так и для мертвых.
Для живых - это еще один способ сказать «Прощай».
Вот так понимают смысл похорон в Италии. Многое созвучно с русской традицией. Добавлю, похороны - демонстрация уважения к мертвым. Ни одна преуспевающая цивилизация не выжила бы, просто забыв своих умерших. Думаю, нам, русским, нужно скорее отбросить предрассудки, пересмотреть многие ложные представления о смерти, которые не только умаляют память о мертвых, но и мешают жить живущим.
Людмила КОНДРАТЬЕВА, менеджер оптовых продаж Новосибирского похоронного торгового дома, тел./факс: (383) 212-89-33
#GALLERY#