Бориса Ельцина Проводили по-христиански

20.08.2007

С Б. Н. Ельциным прощались по христианскому канону:  ни надгробных речей, ни громких слов о том, какое место ему уготовано в истории. Слова были действительно не нужны. Все и так видели - даже после смерти Борис Ельцин смог примирить непримиримое и вновь объединить вокруг себя всех.
В храм Христа Спасителя люди шли вечером, ночью, утром. Шли по большей части молча. Шли семьи с младенцами на руках, шли бабушки, которые могли передвигаться только с помощью ходунков, шли офисные девушки. У гроба сидели ближайшие родственники - Наина Иосифовна, дочери, зятья, внуки и внучки. Наина Иосифовна иногда не выдерживала, дочери выводили ее под руки. Как Ельцин навсегда останется первым Президентом, так и она - навсегда первая леди.
До полудня доступ в храм был открыт всем желающим. Чем ближе был полдень, тем чаще служители уносили в глубь храма цветы, которые горами ложились на специально приготовленные для этого столы. Чтобы освободить место для новых.
Ельцин вновь сотворил удивительную вещь. Ради того, чтобы проститься с ним, вместе собралось около 25 тысяч человек  без призывов, без организаторов и без разнарядок, просто потому, что они сочли это своим долгом. Такого страна не видела давно. А в самом храме легко стояли рядом и обменивались ободряющими кивками непримиримые в обычной жизни противники.
С утра к Наине Ельциной подходили в основном те, кто хотел успеть попрощаться с первым президентом до начала официальной церемонии. Руцкой, Гайдар, Явлинский, Бурбулис… Пришел экс-премьер Михаил Касьянов и его жена  с безумно заплаканными глазами. Касьянов, обнимая Наину Ельцину, сам не мог сдержать слез. Крестилась перед гробом Алла Пугачева, плакала вместе с семьей Ельцина Галина Волчек… Желающих выразить свои соболезнования к семье подводил бессменный и верный шеф ельцинского протокола Владимир Шевченко.
После полудня доступ в храм со стороны Волхонки перекрыли, оставив только вход для официальных лиц через нижний придел. Первыми огромной серой массой появились члены Совета федерации - сенаторы решили приехать полным составом. Среди них каким-то образом оказался экс-президент Киргизии Аскар Акаев. И уже вслед за ними губернаторы, депутаты, члены правительства. Очередь из VIP-персон была лишь ненамного меньше, чем та, которая вилась снаружи. Некоторые лица все же выделялись из толпы не столько известностью, сколько выражением лица, каким-то очень подлинным и искренним.
Владимир Путин пришел вместе с супругой, вслед за ними шли приехавшие проститься с Ельциным Нурсултан Назарбаев, Александр Лукашенко, Роберт Кочарян, Виктор Янукович. Начался чин отпевания. Его совершил старейший член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и митрополита Калужского и Боровского Климента. Раздали всем желающим поминальные свечи. VIP-персонам, стоявшим вокруг гроба, - зажженные. А все остальные зажигали свечи от соседних, одна от другой. Отпевание - один из древнейших чинов Православной Церкви, во время которого верующие оплакивают ушедшего в мир иной возвышенными строками песнопений, исполненных надежд на то, что Господь простит усопшему его прегрешения и дарует ему вечную жизнь.
Во время отпевания исполняются заупокойные стихиры (церковные песнопения), а в конце все присутствующие на службе поют «вечную память» усопшему, таким образом увековечивая эту память в сердцах знавших его людей.
Затем в храме появились офицеры почетного караула. Члены семьи Бориса Ельцина по очереди подходили к гробу. Владимир Путин подходить к гробу не стал. Было решено, что так прощаться могут только самые близкие и родные люди. Затем восемь офицеров подняли гроб, и Борис Ельцин отправился в свой самый последний путь.
От храма Христа Спасителя до Новодевичьего кладбища его провожали тысячи людей - они выстроились вдоль всего пути следования траурного кортежа.
В 15.44 небо над Москвой раскололось медленным и печальным колокольным звоном. Паузы между ударами становились все протяженнее и, наконец, все завершилось ударом главного колокола.
В наступившей, как показалось всем, оглушительной тишине со стороны набережной появился траурный кортеж. На часах было 15.50. Первым на Волхонку выехал черный катафалк с затемненными стеклами. За ним двигались зеленые микроавтобусы.
С появлением процессии все разговоры на тротуарах стихли. Люди вытягивали головы, провожая взглядами машины. На кладбище была совершена последняя, заупокойная лития. В 16.55 Ельцин обрел свое последнее пристанище.

Газета «Известия», № 74 от 26.04.2007

 

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика