Страна простилась с первым Президентом Российской Федерации. Мы выражаем своё глубокое соболезнование Наине Иосифовне, семье Бориса Николаевича, его друзьям, соратникам, близким. Велика тяжесть утраты. Вместе со своими коллегами мы склоняем головы в память о Борисе Николаевиче. Мы делаем это, как и все граждане Российской Федерации.
Но мы - профессионалы похоронного дела, и в этой статье пойдёт профессиональный разговор об организации и проведении похорон первого российского Президента.
Такого масштаба прощание и похороны первого лица государства проходили впервые. Впервые в такой церемонии участвовал Президентский полк. Никогда ещё с российским Президентом не прощались в величественном храме. Конечно, мы помним не так давно прошедшее перезахоронение императрицы Марии Фёдоровны, но здесь многое пришлось решать заново. И, скажем сразу, в целом Бориса Николаевича проводили торжественно, с надлежащими почестями, как и подобает провожать в последний путь Президента страны.
Сразу же необходимо выразить должное уважение и восхищение организационной работе ДПРУ Правительства Москвы и особенно потрясающему организационному искусству Тамары Ивановны Чепелькиной, много лет руководящей похоронным делом в столице. Только такой опыт, воля и умение скоординировать разнообразные силы участвующих в подготовке и проведении таких похорон организаций, включая силовые, позволили в кратчайший срок совершить достойную и многосложную церемонию, ранее не имевшую прецедента такого уровня сложности.
Скажем доброе слово Русской православной церкви за всё, что в эти скорбные дни она приняла на себя и своих служителей. Кончина редко не бывает внезапной. Это очень усложняет процессы подготовки столь сложной церемонии с учётом многочисленных требований государственного и дипломатического протокола, воинских уставов и обычаев. Поражает, как, не имея времени на репетиции, многочисленные хоры в Храме Христа Спасителя виртуозно исполнили сложнейшие произведения печального богослужения. И ещё раз восхитимся потрясающей отработанностью выполнения длительной и непростой богослужебной церемонии всеми её многочисленными участниками будь они митрополитами, священниками или причтом. А ведь и для них такой масштаб свершаемой службы - редкость.
Что же касается светской стороны дела и, особенно отдания почестей, в том числе и воинских, то здесь, увы, не всё обстояло так, как должно.
Нет спору, старались все, и большая часть погребения прошла достойно. Впервые на погребении такого уровня был применён сингуматор, это дополнило красоту и торжественность момента. Был красиво и строго убран хвоей могильный грунт у могилы. По большому счёту нет претензий к скорбному автомобильному кортежу и салютной батарее. Достойно сработала московская комендатура - чувствуется наличие опыта и должной подготовки. Телевидение в лице своих первых и ведущих каналов, помимо трансляции в прямом эфире, оперативно сформировало очень добрые и человечные передачи о Борисе Николаевиче Ельцине в этот печальный день. Всё это правильно и хорошо. Так и должно было быть.
А вот по поводу отдания гражданских, государственных почестей и действий почётного караула столь же приятных слов сказать не получается. Здесь нередко просматривалось заурядное невежество, а то и просто преступная, в буквальном смысле, халатность.
Некоторые журналисты в своей неуёмной оперативности проявили бестактность, в том числе и по отношению к членам семьи покойного. Свобода собственного слова оказалась для них выше человеколюбия, федерального закона и просто достоинства российского гражданина.
Пусть не обижаются те, кого коснётся критика. Мы не хотим никого наказывать. Просто на ошибках надо учиться. А лучше учиться заранее, чтобы их не допускать и не позорить тем свою страну и нашу культуру. Ведь даже в системе наших Вооружённых Сил проводится подготовка по похоронной культуре, есть квалифицированные специалисты. Есть, наконец, Уставы, которые нужно знать и строго выполнять. И в дни траура об этом самое время вспомнить тем, кто лично участвует в столь важном деле и представляет своими действиями Россию и российскую похоронную культуру.
Признаемся, что у коллег автора статьи не всегда совпадает мнение с коллегами при вынесении оценок тем или иным действиям. Поэтому большая часть соображений носит рекомендательный характер. У наших коллег всегда будет дефицит времени при подготовке похоронных обрядовых церемоний, поэтому им нужно быть постоянно в надлежащей готовности. Многое, что необходимо напомнить, уже публиковалось в журнале. Однако повторение, как известно, мать учения.
Огрехов было несколько, но весьма обидных. Видимо, ряд организаторов президентских похорон посчитал для себя излишними советы и знания компетентных специалистов, не знает о существовании профессиональной литературы по этому вопросу, в том числе и журнала «Похоронный дом». Напомним, в действующем федеральном законе «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ установлено, что погребение, обрядовые действия по захоронению останков осуществляются такими профессиональными организациями, как специализированные службы по вопросам похоронного дела. Они по закону должны действовать в соответствии с этическими требованиями (наряду с санитарными, экологическими и другими требованиями). Вот с этими этическими требованиями в данном случае и возникли расхождения на президентских похоронах.
Страна прощалась со своим Президентом. Пусть бывшим, но Президентом, лицом, которому был присвоен должностной символ - Президентский штандарт. Ему должно было быть отведено надлежащее место и в шествиях, и на гробе. Предположим, нам ответят, что штандарт - символ только действующего Президента. Хорошо, согласимся. Но тогда почему участие в церемонии и отдании гражданских почестей действующего Президента Российской Федерации не было отмечено присутствием и склонением у гроба Президентского штандарта? Это, как ни грустно признать, неуважение к памяти усопшего Президента.
По мнению специалистов, Президентский штандарт следовало нести с траурной чёрной лентой перед гробом и склонить вместе с государственными флагами и воинскими знамёнами. Коллеги, обратите внимание: подобным образом следует поступать всегда при погребении лиц, имеющих служебные вексиллологические символы. Было бы правильно, если бы руководители государственных и региональных учреждений, министерств, ведомств, управлений, администраций, имеющих собственные, официально присвоенные им флаги, были бы также представлены ими на печальном торжестве, они, в частности, для этого и должны применяться.
Почетный караул в храме у гроба был, наверное, впервые не на высоте. Ведь это тот же пост № 1! Куда вдруг исчез церемониальный шаг? Его заменила неуверенная торопливая проходка, что даже и не в наших воинских обычаях. Действия почётного караула должны обязательно включать движение церемониальным, но бесшумным шагом, в этом тоже выражается отдание воинских почестей. Кстати, и «коробка» постов часовых нередко становилась почему-то кривой (ну, понятно, репетиций в храме-то не было, подкачали строевые командиры!).
Признаемся, автор и его военные коллеги разошлись в своих убеждениях насчёт того, должны ли были часовые на посту в храме находиться в головных уборах. По Уставу были бы должны, но по обычаю миряне в храме должны быть с непокрытой головой. Возможно, возник прецедент, и впредь в аналогичных случаях так и следует поступать. Такие положения нужно внести в общевойсковые, а заодно и другие подобные уставы.
На мой взгляд, лафет был украшен неудачно: флаг не должен быть ниже гроба и декорировать колёса. Он, как символ государства, должен быть сверху всего, на него даже цветы не возлагают. Это неуважение и к флагу, и к государству, которое он представляет. Что же касается обкладки могилы государственным триколором, то это просто воинское преступление: по уставу ни знамя, ни флаг, не должны даже касаться земли, а не то что быть в ней погребёнными!
Стиль же возложения Государственного флага на крышку гроба и порядок снятия его вызывает разочарование и возмущение. Это надо же было догадаться заклеить почетный вексиллологический атрибут широченным скотчем! Флаг - не перетяжка на улице, порядок его возложения не допускает драпировочных вольностей. Он не должен лежать по диагонали, это вульгарно и неуважительно. И, естественно, сложить схваченный скотчем флаг просто не удалось - он превратился в неказистый мешок. Не так это делается. Не подготовились и опозорились.
А ведь на перезахоронении Марии Фёдоровны со штандартом на гробе всё было в порядке! Значит, всё же умеем.
И это, тем более, что эти ритуалы изданы были уже дважды, в двух тиражах гражданского требника «Современные скорбные и траурные ритуалы России» и журнале «Похоронный дом». Оба издания иллюстрированные. Автор похоронных вексиллологических обрядов, бывший офицер и художественно одарённый человек А. В. Панкратов работает в Архангельске, подготовил церемониймейстеров, в частности и военных, способных провести вексиллологические обряды на высоком уровне. Их стоило бы пригласить. Там, где они выполняли уже свою миссию, люди замирали от гордости и восторга за свою державу. Этому нужно учиться.
Ещё один повод для разговора о похоронной этике и, соответственно, о похоронном этикете. С древних времён принято приносить утешение тем, кто понёс утрату близкого человека. Они первые лица на скорбной церемонии. К ним и должны в первую очередь обращаться слова сочувствия и соболезнования. На прошедшем прощании, к сожалению, даже служивший митрополит позволил себе сначала обратиться к действующему Президенту страны, прибывшему как участнику церемонии прощания, а уже затем к Наине Иосифовне и её семье. Получилось не очень красиво, по меньшей мере, и нарочито верноподданически. За такими вещами нужно следить всем.
Увы, очевидно не удалось создать единую похоронную комиссию на принципах единоначалия и неукоснительной скоординированности. Апломб и недостаточная профессиональная подготовка некоторых руководителей и их персонала стали причиной досадных недоразумений. Недооценка опыта департамента похоронно-ритуальных услуг, ведущего постоянно обучение и аттестацию персонала в ВУЗе, невнимание к профессионалам похоронного дела также послужили поводом для огорчений. В уже упоминавшемся здесь сборнике похоронных ритуалов «Современные скорбные и траурные ритуалы России» есть часть 4. «Руководства, наставления, памятки», а в ней разделы «Предметы особой заботы комиссии», «Руководство для церемониймейстеров и персонала, проводящих погребение», «Наставление военным, почетному караулу и почетному эскорту» и особо «Наставление похоронным комиссиям ведомств, организаций и предприятий». Как видим, материал достаточного объёма. Этим было бы разумно воспользоваться, дать возможность опытным профессионалам сделать своё дело достойно и качественно. Так, чтобы потом можно бы было написать в их честь сугубо похвальную статью. Но и сейчас принесём свою благодарность нашим коллегам-специалистам, всю свою трудовую жизнь посвятивших отечественному похоронному делу.
В марте прошли парламентские слушания в Государственной Думе по совершенствованию похоронного законодательства. В ходе проработки их рекомендаций в комитете Государственной Думы по делам ветеранов было предложено разработать проект регламентного документа Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по похоронному делу «Государственный церемониал похорон депутатов, руководителей органов исполнительной власти и советников государственной службы. Отдание почестей и применение государственной символики». С аналогичным предложением готовится выступить и Генштаб Вооружённых Сил Российской Федерации, и московское Федеральное государственное унитарное предприятие «Ритуал». Очевидно, что подобное предложение актуально, оно соответствует требованиям Федерального закона «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ и направлено на развитие общегражданской и протокольной этической культуры.
При этом нелишне вспомнить слова первого адмирала России Франца Лефорта, ещё в 1685 году сказавшего: «Должно приучать россиян к уважению собственному».
СЧИТАЮ НЕОБХОДИМЫМ ВНЕСТИ НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЯМ И ДОПОЛНЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 6. Государственный флаг Российской Федерации поднимается (устанавливается) во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств и в дни скорбных и мемориальных торжеств.
Государственный флаг Российской Федерации ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Ритуал подъема Государственного флага Российской Федерации в воинских частях и отдельных подразделениях устанавливается Президентом Российской Федерации.
Во всех случаях, предусмотренных общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации для выноса Боевого Знамени воинской части, одновременно выносится прикрепленный к древку Государственный флаг Российской Федерации. Порядок совместного выноса и размещения Государственного флага Российской Федерации и Боевого Знамени воинской части определяется Президентом Российской Федерации.
При отдании государственных, общегражданских и воинских почестей, в том числе скорбных и траурных, Государственный флаг Российской Федерации и Боевое Знамя воинской части могут склоняться знаменщиками не более чем до горизонтального положения древка, при этом полотнище и аксессуары (кисти, ленты) должны быть подобраны рукой и прижаты к древку так, чтобы никакая часть флага, знамени и аксессуаров не касались земли (воды, пола, палубы).
Государственный флаг Российской Федерации и Боевое Знамя воинской части не могут служить декором (драпировкой) и располагаться ниже предметов, в том числе гроба или иного вместилища с телом покойного, которым отдаются почести.
Статья 7. В дни скорби и траура в верхней части древка Государственного флага Российской Федерации крепится черная лента с бантом, длина концов (в том числе с кистями такого же цвета) которой равна (длине - исключить) высоте полотнища флага. Государственный флаг Российской Федерации, поднятый на мачте (флагштоке), приспускается до половины высоты мачты (флагштока).
Катафалк, лафет и иные средства доставки гроба или иного вместилища с телом покойного могут декорироваться лентами цветов Государственного флага Российской Федерации, в том числе с черной лентой с бантом, но не полотнищами Государственного флага Российской Федерации, помещёнными ниже гроба или иного вместилища с телом покойного.
Во время скорбных и траурных церемоний, предусматривающих отдание государственных, общегражданских и воинских почестей умершему (погибшему) гражданину Российской Федерации, гроб или иное вместилище с телом покойного накрывается полотнищем Государственного флага Российской Федерации. Перед погребением полотнище Государственного флага Российской Федерации снимается с гроба или иного вместилища с телом покойного, торжественно сворачивается и передается родным (близким) покойного.
Статья 10. Использование Государственного флага Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным флагом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вносимые изменения и дополнения выделены в тексте жирным шрифтом.
Основанием для внесения изменений и дополнений по символике являются требования общевойсковых уставов о боевых знамёнах и статьи 6, 7 и 10 действующего федерального конституционного закона «О государственном флаге Российской Федерации» № 1-ФКЗ, а также общепринятые протокольные и строевые правила отдания почестей вексиллологическими атрибутами (знамёнами, флагами, вымпелами, лентами).
Вносимые изменения и дополнения в федеральный конституционный закон «О государственном флаге Российской Федерации» могут быть включены в текст федерального закона «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ, а в дальнейшем войти в раздел «Обрядовая символика и её применение в похоронном деле» Похоронного кодекса Российской Федерации. Туда же может быть включён раздел «Государственный церемониал похорон и отдание государственных и воинских почестей».
Михаил ЛИМОНАД, гранд-доктор философии, доктор архитектуры, профессор, преподаватель курса «Основы похоронного дела» Московского государственного университета сервиса
#GALLERY#