Блажной гроб. Павел Дзюба, Новосибирск

30.05.2007

Так случилось, что в годы студенчества мне пришлось поработать в мастерской по производству гробов. Нас было больше 20 человек, и руководство поощряло обивщиков премиями, устраивая конкурсы на лучший гроб, новый вид обивки, оригинальность драпировки.
Было интересно, я бы сказал, даже увлекательно. И хотя никто от нас не требовал ставить на гроб собственное клеймо, к каждому изделию мы старались относиться с трепетом. Такой работы требовал от нас руководитель мастерской, опытный обивщик с многолетним стажем. Он любил повторять: «Гроб можно делать только чистыми руками и с чистыми помыслами. Стремитесь сделать такой гроб, в каком вы бы хотели, чтобы похоронили вас самих. Халтура и кощунство недопустимы. Ведь это последнее пристанище человека на земле».
Учился я на историческом факультете, и меня тема производства гробов заинтересовала так, что я начал искать материалы о необычных гробах. Вот что удалось собрать.

У каждого народа свое отношение к смерти. Например, восприятие смерти большинством африканцев и сознанием европейского человека сильно разнятся. На Западе смерть ощущается как печальное событие. Для африканца смерть не драма, а радостное событие - освобождение души. Это не конец, а начало. Поэтому и похороны носят характер праздничных торжеств. Люди собираются, чтобы оплакать смерть и праздновать жизнь ушедшего. По этому случаю надевают не черные, а красные и белые одежды.
С некоторых пор достопримечательностью похорон стали необычной формы гробы. К выбору гроба африканцы относятся с особой тщательностью. Так повелось, что здесь даже на похоронах люди хотят оставить о себе хорошее впечатление. Случайно попавший на африканские похороны иностранец будет удивлен, увидев впереди похоронной процессии вместо традиционного гроба фигуру ярко раскрашенной тропической рыбы, какао-боба, перца-чилли, петуха, льва и других самых неожиданных предметов из природы и быта. Но это не проявление древней ганской традиции. Хотя похороны в Гане всегда были большими, шумными, красочными и длились несколько дней, в зависимости от состоятельности умершего. Эти похороны разительно отличаются от стандартных американских похорон, как ворона от австралийского попугая.
Смерть в понимании жителей Ганы - промежуточная фаза в направлении более высокой формы бытия, поэтому это событие радостное. У аканов, составляющих племя ашанти, есть такая поговорка: "Смерть, несмотря на всё свое могущество, ситом воду из реки не унесет". Иными словами, смерть забирает тело, но не душу. Душа продолжает жить, уходя к богам, управляя смертными на земле. Поэтому явление призраков праотцев глубоко почитаемо. В Гане умершие остаются полноправными членами семьи. Ганцы верят: оказать умершему подобающие почести - значит, обеспечить благосклонность богов к живущей семье.
Продуманно вырезанные из дерева, настоящие художественные произведения, и ярко окрашенные саркофаги Теши - прибрежного городка в тридцати километрах от Аккры, столицы Ганы, - были явлением середины XX столетия.
Вот как описывает историю рождения необычных гробов в Гане европейский журнал «Thanos».
Зачинателем производства таких гробов стал плотник Ата Ову, родившийся приблизительно в 1904 году. Он был известен тем, что делал похоронные паланкины (носилки на брусьях) для деревенских старост. К тому же он сам проектировал и строил саркофаги в форме орла.
Староста из соседней деревни был столь впечатлен паланкином с орлом его коллеги, что заказал один для себя. Только он хотел иметь гроб в виде гигантского стручка какао - главной культуры в Гане. Староста умер прежде, чем его стручок какао был закончен. Саркофаг был заменен на гроб. Это было в 1950 году.
Одному из самых талантливых учеников Ата Ову, Канеквею Осекре, понравился гроб в форме стручка какао. Когда его бабушка умерла в 1951 году, он построил для неё гроб в виде самолета. Она никогда не летала на самолетах, но мечтала об этом. Благодаря внуку она наконец получила “билет” на самолет.
Канеквей начал делать гробы, символически отражающие признаки земной жизни покойного: особенность его характера, род занятий, социальное положение в обществе. Идея эта пришлась по вкусу и завоевала популярность. Гробы непросты в изготовлении и стоят очень дорого. Это никого не останавливает - лишь бы оказать покойному подобающие почести. С тех пор самые богатые семейства хоронят своих родственников в таких экстравагантных гробах самой различной формы.
Например, петушок просыпается первым и кричит по утрам. Если глава семьи или руководитель будет похоронен в петушке, каждый на похоронах будет знать, какой важный это был человек. Аналогично “антилопы”, “слоны” и “львы” предназначаются для значительной фигуры, потому что символизируют быстроту, мудрость и силу. Для бизнесменов это может быть автомобиль или самолет. Мерседес - для начальника таксопарка. Рыбак может быть похоронен в гигантском крабе, проповедник в библии, фермер в переросшей маниоке и кто-то, более робкий от природы, - в бабочке.
За прошедшие двадцать лет такие гробы, очень популярные в Гане, сделали оригинальный вклад в традицию погребальных культов в Западной Африке. Канеквей открыл собственный магазин и начал делать гробы, выполненные в символической форме относительно статуса покойного и его мирского занятия: лодки для судовладельцев; рыбы, крабы или омары для рыбаков; коровы и быки для селекционеров; львы и леопарды для охотников; стручки какао, перчики, зеленый лук для фермеров.
Со дня своего основания, когда была изготовлена первая "рыба", мастерская "выдала на-гора" 10 000 гробов. "Можно похоронить в чем угодно, нужно лишь сделать заказ заранее," - говорит теперь уже его сын Даниэль, и лицо его расплывается в широкой улыбке. Две трети населения Ганы - христиане, и отец Даниэля из их числа, вот почему он выбрал для себя обычный гроб. "Христиане по натуре весьма сдержанны, но среди них есть и такие, кто впадает в “художественные” крайности," - продолжает свои объяснения юноша и указывает на гроб в форме открытой библии. "Библия" стоит рядом с "перезрелым бобом" и "большим цыпленком".
Налажены также и экспортные поставки. "Мы регулярно отправляем гробы в Калифорнию, а с недавнего времени и в Испанию. Те, что стоят в углу, - “какао-боб”, “перец чилли” и “цыпленок” - вскоре отправятся в Нидерланды". Очевидно, они предназначены для выставки, но старший брат Даниэля, Эбенцер, надеется на получение заказов от многочисленной ганской общины из Голландии.
Бизнес процветает... Но не лежит ли в его основе (в плане потенциальной клиентуры) СПИД - болезнь, буквально заполонившая не только Гану, но и другие страны на Африканском континенте? На этот вопрос Эбенцер реагирует с удивлением: “Нет, СПИД никоим образом не влияет на наш бизнес. Те, кто умирает от СПИДа, не размещают у нас заказы. Во-первых, это дорого, а во-вторых - у нас несколько иной состав клиентуры”. "Но ведь и богатые умирают от СПИДа..." В ответ Эбенцер простодушно улыбается. Он долго думает, его ответ говорит о том, что Гане еще предстоит проделать огромный путь. "У жертв СПИДа несколько отличные похороны, потому что по жизни они несут с собой только проклятие. Жертвы СПИДа пропадают в гуще джунглей безызвестности, праздник не для них. Обычно семьи предпочитают тихо замять скандал, не выказывая его на публике".
В начале 1960-х Канеквей взял в ученики этой необычной профессии своего молодого племянника, Джозефа, который показал себя как одаренный плотник. В 1977 году он основал собственный бизнес. Это новая ветвь, отделившаяся от истоков ремесла. К 1993-му Джозеф приобрел такую широкую известность, что был вынужден расширить помещение и открыть демонстрационный зал. Сегодня его магазин стал одной из самых популярных достопримечательностей Ганы и одним из самых успешных предприятий, производящих гробы в стране.
Джозеф достиг такой степени популярности, что теперь продает свои гробы по всему миру. Покупатели из Африки, Европы и Северной Америки платят около $1500 за гроб. В начале прошлого года Джо и его команда из 10 молодых рабочих представляли 14 гробов на выставках в Зимбабве и Германии. Редкая продукция привлекает много знаменитостей в его магазин. Несколько лет назад прежний Президент США Джимми Картер прибыл в Африку с заказом на гробы в виде орла, красного перца и Мерседеса Бенц. Канеквей умер в 1992-м, но его наследие продолжает жить.
Уважение к покинувшим этот мир и их мощам - неотъемлемая часть ганской культуры, хотя почтение сегодня часто переплетается с юмором и игривостью. Ганская пословица гласит: «Радуга смерти обвила шею каждого человека; никто не поднимается на лестницу смерти и возвращений». Пока смерть забирает людей, шуточные гробы будут неотъемлемой особенностью похоронных церемоний. И каждый может быть спокоен, зная, что будет погребен в своей любимой вещи, будь то Мерседес Бенц или бутылка пива.
Такой подход к изготовлению гробов, когда форма гроба напоминает функцию или мечту умершего человека, можно назвать конструктивистским. Безусловно, это творчество невозможно отрицать, запрещать и, конечно, высмеивать. Это - подвид сакрального искусства. Во все века, начиная с египетских пирамид и древних захоронений в деревянных срубах у народностей Севера, люди стремились художественно выразить свое отношение к смерти. А мастера, которые изготавливали последнюю домовину для сородичей, всегда высоко ценились, они были уважаемыми людьми.
Как профессия эта деятельность окончательно оформилась в XIX веке, когда гробовщиков стали называть «гробовых дел мастерами». В Англии, кстати, до сих пор существует профессиональная Гильдия гробовых дел мастеров. Эта ассоциация объединяет всех индивидуальных изготовителей гробов, она оказывает содействие в получении патента на новые виды гробов, распространяет лучшие образцы и ежегодно устраивает конкурс с вручением диплома и медали «Лучший гробовых дел мастер», аналог советскому конкурсу «Лучший по профессии».
Сегодня, когда повсюду в Европе возникли заводы-гиганты по автоматизированному производству гробов с общим объемом производства от 40 до 60 и даже 100 тысяч гробов в год, профессия гробовщика стала уходить в прошлое. Но человеческое желание «оставить хорошее впечатление о своих похоронах» бывает так велико, что люди продолжают прибегать к услугам этих своеобразных мастеров-отшельников, которые в своих небольших цехах, гаражах изготавливают настоящие шедевры похоронного искусства.
Людская блажь или желание выделиться даже на своих похоронах, или стремление быть до конца преданным своей профессии, или в последний раз продемонстрировать свою привязанность к любимым вещам, животным, увлечениям - главные мотивы, которые заставляют людей вновь и вновь устраивать творческое соревнование на своих собственных похоронах. Сохраняющаяся потребность людей в необычных гробах помогает таким образом жить многим ремеслам, связанным с их изготовлением: роспись, ковка, резьба, плотницкое искусство, плетение.

Павел ДЗЮБА, историк-социолог

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика