Дева Мария (на западе именуется Мадонна) в христианском вероучении — земная мать Иисуса Христа, непорочно Его зачавшая.
Легенда о происхождении Девы Марии сообщает, что ее родители не имели детей. Отец Иоахим на 40 дней удалился в пустыню и молился о том, чтобы Бог даровал ему ребенка. И действительно, по прошествии положенного времени жена его Анна родила, как ей и возвестил ангел. Когда Мария достигла 14 лет, первосвященник Захария обручил ее, по знамению Господню, со старцем Иосифом Обручником, который уважал ее обет. В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы, во время прядения которой и произошло Благовещение.
Со временем утвердился католический догмат, что Дева Мария была зачата от обычных родителей, но на неё не перешёл первородный грех. Догмат отвергается православием (непорочное зачатие Марии, но не её девственность), протестантизмом и более мелкими христианскими течениями. Библейское обоснование девственности Марии содержалось в ветхозаветном пророчестве Исайи (7:14), которое Евангелие от Матфея отнесло к Марии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына…». «Мария же сказала архангелу Гавриилу: как будет это, когда я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лука, 1, 34—35). Мария в ответ на слова архангела дает свое добровольное согласие на Боговоплощение: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лука, 1, 38). И архангел Гавриил отходит от Богородицы. Совершается безмужнее зачатие Господа Иисуса Христа.
Долгое время отцы церкви не могли договориться, была ли дева Мария матерью Бога или она родила человека — Иисуса из Назарета. Учение о приснодевственности Марии впервые было выдвинуто в ответ на отрицание её девственности некоторыми гностиками, в частности, Керинфом около 100 года от Р.Х. и языческими критиками типа Цельса. На третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 году от P. X. она была объявлена Богоматерью. А вскоре был выработан термин «Приснодева», закреплённый на пятом Вселенском соборе в Константинополе. Начиная с IV века общепринятыми становятся формулы, подобные августиновской: «Девой зачала, девой родила, девой осталась».
Непорочное зачатие. Этот термин относится не к зачатию Христа в утробе Марии, как иногда считают (оно изображается в искусстве как Благовещение), а к зачатию самой Марии в утробе ее матери Анны. Согласно этой доктрине, поскольку Мария была избрана быть сосудом Воплощения Христа, сама она должна была быть незапятнанной (отсюда ее название Purissima). Более специфически это значит, что она единственная из рода человеческого была свободна от порока первородного греха, то есть она сама была зачата «без вожделения». Эта идея медленно, на протяжении всего средневековья получившая обоснование, стала главным итогом догматических споров. В средние века Мадонна была возведена в более высокий ранг, в ней видели царицу небесную, которая была выше других святых и стала высшей заступницей за людей перед Богом. В XII—XIV вв. были основаны многочисленные ордены, посвященные Деве, а в церквах в ее честь стали устанавливать статуи на тех местах, которые дотоле сохранялись за ее сыном Иисусом Христом. Особое почитание Мадонны явила Испания в начале XVII века.
8 декабря 1854 г. Папа Пий IX утвердил догмат о непорочном зачатии Девы Марии (Maria Immaculata), определявший, что «Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия особой благодатью… Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа… сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха». Согласно этому догмату католической Церкви, с момента зачатия Богоматери, вне всякого Ее участия, Ее Божественный Сын до Своего воплощения и крестной смерти распространил на Нее искупительное действие Голгофской жертвы. В отличие от всех людей, которые искуплением Христовым могут освободиться от первородного греха, присущего их природе, Мария была изначально свободна от заражения им. По определению энциклики Пия XII «Mystici Corporis» (1943), Божия Матерь была «свободна от всякого греха, будь то личного или наследственного» (Христианское вероучение, с. 231). Такое состояние природы Богоматери есть следствие особого действия Бога. Он возвращает Ее природе благодать, утраченную прародителями в грехопадении, и этим, согласно католическому учению, освобождает Марию от первородного греха. «...Этим даром исключительной благодати Она значительно превосходит все прочие тварные существа: и небесные, и земные».
В 1950 г. был принят догмат о телесном вознесении Богоматери после смерти на небо, а в 1964 г. Папа Павел VI провозгласил Богоматерь «Матерью церкви».
Древнейшим богородичным праздником, отмечаемым в Риме, было торжество Пресвятой Богородицы (1 января), завершающее октаву Рождества Христова. Между 550 г. и 595 г. в этот день стала совершаться особая литургия в честь девственности Марии. В VII веке появился обычай посвящения Марии среды и пятницы после третьего воскресенья Адвента. В XIX веке в церковный календарь был внесён праздник почитания Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, отмечаемый на тринадцатый день после Дня святой Троицы. В XX веке установился обычай почитать Непорочное Сердце Марии по первым субботам месяца. А 8 декабря ежегодно отмечается один из главных богородичных праздников Immacolata — непорочного зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме, особенно в Италии. В костелах в этот день совершаются торжественные богослужения. На севере Италии дарят детям подарки, по сути, это предвестник Рождества. В Неаполе на площади Иисуса пожарные кладут цветы в руки Мадонны — статуи высотой несколько метров — цветы меняют каждый год в этот день. Ещё в Неаполе в этот день принято наряжать елку. А в Риме множество людей с цветами собирается на римской площади Миньонелли, что рядом со знаменитой площадью Испании. Античная колонна, дошедшая до нас со времен Древнего Рима, была водружена в честь официального принятия догмата «Непорочного зачатия». Вершину колонны украшает бронзовая статуя Мадонны.
Тайну рождения сына Божьего от девственницы в духовном смысле не следует искать в буквально понимаемом чуде непорочного зачатия. Девственница, в данном случае, означает совершенство покоящегося в себе женского существа, которое не подчиняется мужскому, потому что носит его в себе. Если о Деве Марии говорят, что она была без греха, это означает, что Мария не потеряла себя в физической любви, а осталась сама собой. Как невеста Божья, родившая Бога, она находилась в состоянии милости и мудрости, ее символ — лилия, как знак совершенной любви, заключающейся в единении человека с Богом. Марию часто изображают с серпом луны — указание на связь с древними женскими божествами, которые всегда находились в тесной связи с луной. В Европе существовал определенный канон, согласно которому Мадонна должна была изображаться в виде девочки, стоящей на полумесяце, озаренной солнцем, увенчанной сиянием двенадцати звезд, в голубом плаще и белом платье, символизирующем ее чистоту.
«Изображая Богоматерь в виде прекрасной и совершеннейшей женщины, художники выражали принятые в их время понятия о прекрасном и не могли возбудить ни насмешливых порицаний со стороны язычников, ни упреков со стороны христиан. Ни язычество... ни само христианство, ревниво оберегавшее чистоту и неприкосновенность христианской догмы, никогда не оспаривали внешних достоинств Богоматери... Эта общая характерная черта проходит во всех древнейших изображениях Богоматери». Так считал Н.?В. Покровский (1848-1917), признающийся и ныне одним из крупнейших специалистов по христианскому искусству. Строгая величественная красота запечатлена на лице Богоматери, черты лица правильные, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок, тонкое очертание губ. Полная симметрия во всех деталях изображения. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста... Тип этот в основных чертах удержан всеми восточными христианами и особенно старательно оберегаем был старинными русскими живописцами... Достоинство этого типа заключается не в роскоши внешних форм, а во внутреннем величии.
Митрополит Кирилл (в миру Владимир Гундяев) - ныне Патриарх Московский и всея Руси - в книге «Бог и человек. История Спасения» так писал о Матери Божией: «Если бы не было Девы Марии, то не было бы и Спасения. Но и Сама Божия Матерь очень многое получила от Своего Сына. Как свидетельствует церковное Предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились. Это особое действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии».
Священник Михаил Воробьев говорит, что латинское обращение Madonna Immacolata к Божией Матери совпадает с ее наименованием в Православной Церкви Непорочной, или Пречистой. При этом имеется в виду непорочность, или Приснодевство Богородицы до Рождества Христова, в Рождестве и после Рождества. К выдвинутому римо-католиками догмату о непорочном зачатии Самой Девы Марии эти эпитеты никакого отношения не имеют. Православная церковь в согласии со всей древней Вселенской церковью чтит Богородицу святой и Пренепорочной Приснодевой; как к скорой помощнице и заступнице прибегает к Ней в молитвах; славит Ее за оказанные благодеяния; в честь Ее установила многие праздники и освятила многие храмы, имеет и чтит Ее чудотворные иконы.
С точки зрения искусства вывод напрашивается такой: Девы Марии, непорочной Матери, идеальной женщины, родившей Иисуса Христа — этой Мадонны как образа не создаст больше никто.