Туринская плащаница - одеяние Христа?

20.04.2009

Более ста лет назад, в 1898 г., на выставке христианского искусства в Париже археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал лик на Туринской плащанице (она была представлена в качестве плохо сохранившегося творения раннехристианских художников). Пиа обнаружил, что изображение на ткани — негатив! С того момента к исследованию плащаницы приступили ученые. Вот уже более ста лет они пытаются разгадать тайну полотнища. Используются самые совершенные методы анализа и самая современная аппаратура; проводятся сложнейшие эксперименты; выдвигаются различные научные гипотезы, но результаты, кажется, не приближают, а только отдаляют решение загадки, и миллионы как верующих христиан, так и людей, далеких от веры, по-прежнему задаются вопросом: что же такое Туринская плащаница?
Что говорит наука

Открытие Секондо Пиа действительно произвело ошеломляющее впечатление. Позитивное изображение позволило разглядеть не только в лице, но и в фигуре такие детали, которые раньше увидеть было невозможно. Безусловно подтвердилось, что изображенный на плащанице человек был распят и что перед казнью он подвергся жестокому избиению. Профессор сравнительной анатомии Сорбонны И. Деляж, исследовавший снимки, пришел к поразительному выводу (следует упомянуть о том, что он считал себя атеистом): изображение на Туринской плащанице — подлинный отпечаток тела Иисуса Христа.
Ученые обнаружили следующее: на ткани сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; сама ткань изготовлена давно утраченным способом, применявшимся в начале нашего тысячелетия на Ближнем Востоке; все раны на теле полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Возникла целая наука — синдология, от греческого «синдон» — плащаница.
Однако научное сообщество на рубеже XIX — XX веков менее всего было склонно доверяться чудесам (как, впрочем, и теперь). Удобнее и проще было предположить, что плащаница — произведение искусства. Правда, химические анализы подтвердили, что следов краски на ткани нет. Но рисунок может быть нанесен на ткань не только с помощью красок, но и с помощью некоторых веществ, дающих при определенных условиях потемнение волокон. Анализы обнаружили следы крови на месте ран, но она могла быть нанесена и специально для большей убедительности.
И все-таки версию о том, что плащаница — творение художника, пришлось отвергнуть. Можно допустить, что древние алхимики, художники использовали для нанесения изображения на ткань вещества, которых мы не знаем и обнаружить химическим путем пока не можем. Но никакие алхимики не могли создать негативное изображение человеческого тела, даже Леонардо да Винчи не смог бы сделать рисунок в форме негатива. Это вообще невозможно, даже сейчас, когда эффект негатива известен и изучен. Что же говорить о времени, когда о нем не имели ни малейшего представления!
Исследовавшие плащаницу медики тоже решительно отвергли все версии о ней как о деле рук художника. Они утверждали, что лицо и тело на плащанице не только анатомически идеально точны, в них обнаруживаются признаки трупного окоченения, наступившего в распятом состоянии, а по характеру подтеков крови у ран можно установить, что тело вздрагивало от боли и предсмертных конвульсий. По их мнению, ничем иным, как только отпечатком мертвого тела, изображение на Туринской плащанице быть не может.
Подлинник или подделка?
Итак, мертвое тело. Но чье? Тело Иисуса Христа? Решить вопрос о подлинности плащаницы могла бы ее точная датировка. Определение времени изготовления ткани I веком н.э. значительно повысило бы вероятность ее подлинности; более поздняя датировка исключила бы такую вероятность. Самым точным в данном случае считается радиоуглеродный анализ.
В 1988 году для радиоуглеродного анализа были взяты образцы ткани. Три независимые лаборатории в США, Англии и Швейцарии выдали схожие данные: возраст Туринской плащаницы составляет всего 600 — 730 лет! Но в Европе XIII в. казнь путем распятия была исключена. К XIII — XIV вв. в христианской традиции сложились устойчивые каноны изображения Христа. Фигура на кресте никогда не представала нагой, но всегда в набедренной повязке; руки бывали пробиты в ладонях; терновый венец, если изображался (чаще не изображался), рисовался в виде обруча — подобия королевской диадемы. На плащанице же распятый совершенно обнажен, что соответствует римским обычаям; руки пробиты в запястьях, что опять-таки соответствует исторической правде — ладони не выдержали бы тяжести тела; терновый венец сплетен в виде митры — царского венца Востока. В изображении на плащанице открылись такие исторические подробности, о которых в XIII в. знать просто не могли. Анатомы утверждают, что тело распятого было исполосовано римским бичом с шипами — в XIII веке такой бич был неизвестен. Все сходится на первом веке христианской эры.
Еще одно мнение
Двадцать лет понадобилось, чтобы доказать, что плащаница все-таки подлинная, а в радиоуглеродную хронометрию вкралась ошибка. Сделали это россияне. Группа исследователей под руководством директора Института криминалистики ФСБ Анатолия Фесенко выяснила, почему радиоуглеродный анализ волокон, сделанный в лабораториях Аризоны, Цюриха и Оксфорда, «омолодил» ткань на целых тысячу триста лет. Причина ошибки в датировке — следы растительного масла, которым еще в средние века реставрировали плащаницу после пожара. Эти привнесенные в ткань извне органические вещества более позднего происхождения и «омолодили» ее, серьезно повлияв на результаты исследования.
Московский химик Андрей Иванов провел серию собственных экспериментов. Он смоделировал пожар, при котором в средние века пострадала плащаница, и установил, что плащаница загрязнилась «молодым» углеродом. Ученый предложил другой способ определения возраста плащаницы: по содержанию азота, который со временем замещает углерод в льняных волокнах ткани. И хотя азота там ничтожно мало, существуют приборы, способные точно зафиксировать его количество.
Пожарам плащаница подвергалась множество раз. Летом 1997 г. помещение, где она хранилась, выгорело полностью. Однако пожарному удалось обычной кувалдой разбить пуленепробиваемое стекло: он сам говорил, что вдруг почувствовал в себе геркулесовы силы. Опоздай он на минуту, и плащаницу не удалось бы спасти.
"Свидетель" воскресения?
Похоже, ученые близки к тому, чтобы дать внятное и приемлемое в научной среде объяснение главной загадке плащаницы: каким образом на ней запечатлелось, как на фотопленке, изображение тела Христа. Российский физик Александр Беляков доказывает, что выжженный на ткани портрет — след процессов, происходивших в теле Спасителя при Воскрешении. Он сформулировал теорию, которая получила название теории «огненного тела». Суть этой теории в том, что в момент Воскресения Иисуса Христа его плоть преобразилась в световую энергию. Энергия как бы наполнила тело в момент Воскресения, повторяя его форму.
Ученый своими экспериментами продемонстрировал необычность этого излучения. При помощи различных лучей — от ультрафиолетовых до рентгеновских — исследователь проецировал изображение на ткань. Но четкого рисунка не получалось даже на очень близком расстоянии. Между тем на плащанице изображение губ, пальцев и других более мелких деталей очень четкое. Таким образом, был сделан вывод, что ни один из известных современной физике видов излучений не мог оставить на ткани таких следов! Сейчас перед учеными стоит проблема: как сохранить плащаницу от разрушительного действия времени.

ТЕЛО ХРИСТОВО

Ученые воссоздали Облик спасителя (рост 182 см, вес 79,4 кг)
Эксперты научного центра в Колорадо впервые воссоздали объемную фигуру Христа по изображению, отпечатавшемуся на Туринской плащанице.
По преданию, именно в это полотно был завернут Спаситель после казни, в нем он был погребен в пещере. И из него восстал, воскреснув из мертвых.
Американские ученые при помощи новейших компьютерных технологий по отпечатку с плащаницы высчитали все параметры тела Христа. А затем вылепили по ним гипсовую модель. Ее можно назвать точнейшим слепком с фигуры и лица Иисуса. Христос был высоким, стройным и очень красивым мужчиной. По расчетам специалистов, его рост был 182 сантиметра, а вес не превышал 79,4 килограмма. Он был выше своих современников на целую голову. Когда Иисус шел среди учеников, его было видно отовсюду. И даже сидящий Христос был выше остальных.
По снятым параметрам сделали муляж тела. Затем высчитали на компьютере объем. Гипсовый слепок в точности соответствует параметрам фигуры, завернутой в плащаницу почти 2000 лет назад Однажды ученые уже пытались воссоздать образ Христа, тогда только виртуальный, по отпечатку на плащанице. В 1976 году американский физик Джон Джексон, основываясь на лабораторных анализах американского ученого Билла Моттерна, создал объемную модель тела на компьютере. Конечно, программа, конвертирующая плоскостной отпечаток в трехмерный, была по нынешним меркам примитивной. Но и тогда ученых потрясло, что полученная фигура была анатомически очень точной. И версия скептиков о том, что изображение на плащанице всего лишь рисунок, который сделал художник в средние века, отпала.
Ведь отпечаток фигуры Христа очень точно переносился в систему объемного изображения. Ни один художник на свете не способен учесть все факторы, которые сформировали отпечаток, — вес тела и отдельных его частей, различную отдаленность от полотна его участков и прочие обстоятельства.
Затем для пробы даже были взяты многие древние художественные копии Туринской плащаницы, их тоже пропустили через компьютерную программу VP-8, преобразующую изображение в объемное. Все без исключения результаты оказались непропорциональными.
Анатомически правильный отпечаток можно было получить, лишь реально завернув тело в ткань. Но требовалось доказать, был ли укрытый древним холстом человек Иисусом Христом. Чтобы сделать это, потребовалось еще более тридцати лет.
Совпадения
Историки нашли подтверждения, что Туринская плащаница была известна уже в VI веке. Никто не сомневался в те времена в ее подлинности, ей поклонялись верующие. И оказалось, что иконописцы в ту пору писали лик Христа именно с плащаницы. Существует древняя икона Христа Вседержителя в монастыре Святой Екатерины на горе Синай. По преданию, ее подарил император Юстиниан I, который и построил здесь монастырь.
Неизвестный художник, написавший этот лик в 544 году, старался передать образ Спасителя наиболее верно, копируя его с самого достоверного источника плащаницы.
Сходство иконы и изображения на ткани почти фотографическое. В точности совпадает расположение глаз, носа и рта. Точность прослеживается даже в мелочах. Волосы с левой стороны падают на плечо, волосы справа короче. Глаза очень большие, нос тонкий и длинный, лицо худое, борода разделена, есть проплешинка под нижней губой, тонкая длинная шея. Эта икона и изображение на Туринской плащанице точно совпадают по параметрам и, более того, имеют 45 общих черт! В суде достаточно совпадения всего по 14 пунктам, чтобы признать идентичность личности.
Монеты
Есть еще один факт, говорящий о подлинности плащаницы. Ученые выяснили, что можно точно идентифицировать обе монеты, отпечатки которых нашли вокруг глаз Христа на плащанице. Это лепты — реальные мелкие дензнаки, существовавшие в те времена. Отпечаток на правом глазу более четкий. На нем четко видны буквы UCAI. Они точно совпадают с буквами на лепте Понтия Пилата. Современная техника позволяет найти общие детали отпечатков. Их нашлось аж 74!
Причем именно такой вариант лепты именно с таким написанием UCAI относится к 29 году нашей эры, или 16 году правления Тиберия.
Монета на левом глазу менее четкая. Но ее все равно можно узнать. Эта лепта «Julia» Пилата. Такие вообще были в ходу только в течение одного года, а именно в 29 году нашей эры. Вероятность того, что две разные монеты, отчеканенные в один и тот же год, положили на веки погребенного спустя большое количество времени после их выпуска, очень невелика. Поэтому выходит, что полотно использовалось для похорон именно в период, близкий к 29 году нашей эры. Иисуса казнили в 33-м.
Скульптура
Объемное изображение Иисуса Христа, воссозданное по отпечатку с плащаницы, решили сравнить с самыми известными статуями Спасителя. Оказалось, что лишь гениальный скульптор Микеланджело наиболее приблизился к оригиналу!
Его мраморное творение хранится в базилике Святого Петра в Ватикане. На ней Дева Мария держит на руках тело снятого с креста своего сына Иисуса. Это одна из самых совершенных работ Микеланджело. Что позволило ему достичь такой точности? Интуиция? Или промысел Божий? Видимо, не случайно современники говорили, что резцом водил сам Господь!

По материалам Интернет. Фото газеты «Жизнь»
Геннадий ОРЛОВ, редактор журнала «Похоронный дом»

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика