Уважаемые читатели журнала Похоронный дом. С большим удовольствием хотел бы проинформировать вас о деятельности Союза в первом полугодии 2009 г. Прошедшие 6 месяцев были на редкость плодотворными, насыщенными многими делами, новыми идеями, дискуссиями и законодательными предложениями.
9 АПРЕЛЯ 2009 Г. В МИНРЕГИОНЕ РОССИИ ПРОВЕДЕНО ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА СОЮЗА
На заседании утвержден перечень первоочередных задач Союза с учетом утвержденного на Общем собрании плана деятельности, среди которых:
- Законотворческая работа, в т.ч. дополнение и изменение ФЗ-8 «О погребении и похоронном деле», законодательство по лицензированию
- Работа по формированию системы управления отраслью, в первую очередь по определению Министерства (ведомства), на федеральном уровне координирующего деятельность по развитию отрасли
- Дальнейшее развитие взаимодействия Союза с региональными и федеральными органами государственной власти по утвержденным направлениям совместной деятельности (деятельность Президиума Союза, информационно-аналитическая деятельность, региональные программы и проекты, образовательная деятельность, добровольная сертификация и т.д.)
- Решение вопросов по формированию федеральных и региональных программ и проектов развития отрасли, формирование адресных программ и перечня объектов похоронного назначения
- Создание региональных представительств на базе предприятий-членов Союза с целью активизации региональной политики по развитию похоронного дела
- Продолжение работы по формированию пакета национальных стандартов ГОСТ-Р
- Разработка систем добровольной сертификации и внутренних стандартов Союза
- Развитие российской похоронной и мемориальной обрядности и символики
- Совершенствование административной работы Союза через разработку внутренних документов, регламентирующих деятельность административных органов Союза.
Президиум Союза принял ряд решений, основные среди которых:
1. Продолжить работу над проектом Федеральной целевой программы развития похоронного дела с учетом замечаний и предложений, поступающих от членов Союза. В рамках этой работы рассмотреть возможность проведения совместно с ФАС России, Минэкономразвития России и Росстатом анализа современного состояния рынка ритуальных услуг с целью формирования аналитического блока программы.
2. Считать необходимым разработку Типовой региональной программы (методики) развития похоронного дела в регионе (субъекте РФ) с последующим получением рекомендаций по ее внедрению в Минрегионе России и Минэкономразвития России.
3. Активизировать комплексную работу по развитию кремационного дела в России.
4. Продолжить работу с руководителями субъектов Российской Федерации, членами Союза и членами Президиума Союза по реализации Рекомендаций парламентских слушаний и Резолюции Первого Северо-Западного отраслевого форума в регионах, формированию совместных планов работ.
5. Обратить внимание членов Союза на необходимость формирования системы целевых взносов для выполнения мероприятий, предусмотренных Планом деятельности Союза на 2009-2013 гг.
6. Внести ряд дополнений в Типовое положение о региональных представительствах Союза.
Утвердить Положения о Башкирском региональном представительстве и представительстве по Ярославской и Костромской областям.
7. Поддержать проведение 4-го Уральского похоронного отраслевого форума.
Продолжить подготовку к поведению Первого Южного отраслевого форума.
Поддержать проведение выставки «Некрополь 2009» и двух очередных научно-практических конференций: «Современные подходы к управлению похоронным делом», «Смерть и смертные люди». Организовать работу на выставочном стенде.
РАБОТА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С начала года в Комитете Государственной Думы по делам ветеранов состоялся ряд рабочий совещаний и заседание Рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере погребения и похоронного дела.
Протокол заседания Рабочей группы от 10 апреля содержит следующие основные решения:
1. Союзу похоронных организаций и крематориев и Комитету по делам ветеранов обобщить предложения по совершенствованию похоронного законодательства из регионов для включения их в план дальнейшей работы Рабочей группы.
2. Обеспечить возможность координации Рабочей группой предварительной подготовки законопроектов по изменению отраслевого законодательства, вносимых в Государственную Думу депутатами, субъектами Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти и т.д.
3. Считать основным направлением деятельности Рабочей группы в 2009 г.: законодательное и нормативно-правовое обеспечение утвержденных приоритетных направлений деятельности Союза похоронных организаций и крематориев; использование статуса органа государственной власти Российской Федерации — Государственной Думы РФ для поддержки деятельности Союза похоронных организаций и крематориев по вопросам развития похоронной сферы.
4. Подготовить текст законопроекта о внесении изменений в ст.?25 Закона «О погребении и похоронном деле» в части расширения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в организации похоронного дела (возможность установления размера стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, определения требований к качеству данных услуг, определения порядка создания специализированных служб и т.д.).
Подготовить текст законопроекта о внесении изменений в ст.?29 Закона РФ «О погребении и похоронном деле» в части определения порядка создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, в т.ч. на конкурсной основе.
Подготовить комментарий к ст.?2 Закона РФ «О погребении и похоронном деле» о возможности участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в организации похоронного дела посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Подготовить план работы по внесению дальнейших изменений в Закон РФ «О погребении и похоронном деле».
Запланировать в 3-4 квартале 2009 г. проведение «круглого стола» по вопросам применения похоронной и мемориальной символики при проведении соответствующих обрядов.
6. Подготовить обращение Союза похоронных организаций и крематориев в адрес Президента Российской Федерации Медведева Д. А., Председателя Правительства Российской Федерации Путина В. В. по вопросам дальнейшего развития похоронной отрасли России.
Комментарий к ст. 2 прилагается ниже.
СОТРУДНИЧЕСТВО С ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ РФ
2 марта 2009 г. вышел Приказ ФАС России о создании Экспертного совета по развитию конкуренции на рынке похоронных услуг, а также утверждены Положение о совете и его состав. Всего в совет вошли 60 специалистов, в том числе полностью Президиум Союза и юрисконсульт Союза.
18 мая состоялось первое заседание Экспертного совета, на котором обсуждались: современные тенденции и проблемы развития конкуренции в похоронном деле, возможные модели организации рынков услуг по погребению, распределение функций между участниками рынка и органами власти, первоочередные задачи по модернизации похоронного законодательства и т.д.
В выступлении президента Союза были отмечены наиболее острые проблемы в реализации решений ФАС России, взаимодействии похоронных служб различных форм собственности, применении норм федерального закона «О погребении и похоронном деле». Особенно была отмечена проблема неоднозначной трактовки ряда основополагающих понятий закона.
При доработке законодательства со стороны Союза предложено:
1. Обеспечить четкую трактовку понятий, исключив разночтения, с учетом принятого ГОСТа по терминологии в похоронном деле.
2. Узаконить предпринимательство в похоронном деле. Определить принципы создания специализированных служб всех форм собственности. Определить порядок создания и обслуживания различных объектов похоронного хозяйства (кладбищ, крематориев, колумбариев, похоронных домов, останкохранилищ).
3. Расширить полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере организации похоронного дела и четко определить их функции.
4. Четко определить функции специализированных служб и муниципалитетов.
5. Рассмотреть возможность возврата лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг. Продолжить работу по развитию систем контроля качества в отрасли.
6. Разработать и принять технический регламент и государственный профессиональный стандарт в похоронной отрасли.
Также участниками совета обсуждалась ситуация, связанная с работой ФАС России в регионах и проверкой ряда предприятий. Сделан вывод, что принятие конкретных решений по спорным ситуациям нецелесообразно до проведения комплексного анализа современного состояния отрасли.
Более подробную информацию о новостях работы Союза смотрите на сайте http://ufoc.narod.ru
КОММЕНТАРИЙ
к Статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле
1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
В связи с развитием законодательства о местном самоуправлении функции по организации похоронного дела в 2004 г. были выведены из компетенции федеральных и региональных органов власти и переданы в муниципалитеты. Однако за органами местного самоуправления не закреплены полномочия по принятию соответствующих нормативных правовых актов – эта функция по-прежнему возложена на федеральный центр и органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 1 ст.2).
В целом, из закона следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ участвуют:
в финансовом обеспечении гарантии по предоставлению населению гарантированного перечня услуг по погребению (п. 3 ст. 9 ФЗ-8);
в процессе создания мест погребения (ст.15), определяют порядок создания семейных (родовых) захоронений (ст.21);
в соответствии со ст.?25 органы государственной власти субъектов РФ – городов Москвы и Санкт-Петербурга – могут своими законами в полной мере регулировать вопросы организации похоронного дела.
Таким образом, в законе наблюдается противоречие. С одной стороны, региональная власть создает нормативно-правовую базу похоронного дела, с другой – его организация осуществляется органами МСУ. Несмотря на право разрабатывать и принимать законы об организации похоронного дела, субъекты РФ не спешат им воспользоваться. В настоящее время из всех 85 субъектов подобные правовые акты имеются лишь в 16 (менее 19%).
В соответствии с законом об МСУ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения (ст. 14) отнесены: п. 22 – организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Но, говоря об организации похоронного дела вообще, в первую очередь необходимо законодательно установить административные, социально-экономические, этические, технологические и иные принципы похоронной деятельности. На их основе муниципалитеты могут координировать и организовывать работу похоронных предприятий и объектов похоронного хозяйства на местах.
Современная практика показывает несостоятельность действующей редакции закона ФЗ-8 в части обеспечения государственных гарантий по погребению граждан, установления стоимости и качества гарантированного перечня услуг по погребению, создания и определения порядка работы специализированных служб и объектов похоронного назначения, строительства и эксплуатации кремационных комплексов и колумбариев, останкохранилищ, похоронных домов.
Передача полномочий по организации похоронного дела органам МСУ, наряду с отменой лицензирования и отсутствием системы контроля качества в похоронном деле, оказали крайне негативное влияние на похоронную отрасль, несмотря на ее исключительную социальную и культурную значимость. Эти проблемы дважды рассматривались на парламентских слушаниях в Государственной Думе.
Сегодня совершенно очевидно, что органам местного самоуправления не хватает ни финансовых, ни административных, ни кадровых ресурсов для решения вопросов организации похоронного дела. В то же время на общегосударственном и региональном уровнях антикризисная работа в данной области практически не ведется.
Рабочая группа считает необходимым беспромедлительно начать работу по реформированию похоронного дела на уровне субъектов Российской Федерации, и статья 2 позволяет делать это на законных основаниях.
В настоящее время опыт подобной работы имеется у правительств городов Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Нижегородской, Свердловской, Тверской и других областей, Краснодарского Края, Республики Башкортостан и т.д. Изучение и применение такого опыта сегодня крайне полезно для других регионов.
Учитывая выше изложенное, мы призываем руководителей субъектов РФ проявить самое пристальное внимание к вопросам развития похоронного законодательства, а также поддержать инициативу по внесению изменений в закон о погребении.
Участники Рабочей группы и специалисты Союза похоронных организаций и крематориев готовы оказать всестороннее содействие в указанной работе. В частности, разработать во Вашим заявкам проекты региональных законов о похоронном деле и программ его развития.
В заключении хочу поблагодарить всех, кто помогал мне в разработке, проведении важных мероприятий, направленных на развитие нашего союза, основная задача которого — содействие процветанию похоронной отрасли.
Комментарий составлен в соответствии с решением РГ (Протокол от 10 апреля 2009 г.)
Более подробную информацию смотри на сайте НО «СПОК» http://ufoc.narod.ru
Павел КОДЫШ, президент Союза похоронных организаций и крематориев