Этика и этикет похоронного дела России.

23.10.2009

Похоронное обслуживание — необходимая многоплановая и сложная отрасль, она связана с областями здравоохранения, морали, этики, задачами идеологии, с религиозной похоронной обрядностью. Невнимание к обрядам, их содержанию и социальной значимости дорого обходится живущим — психические и физические заболевания весьма тяжелого характера, утрата части культурного достояния, падение нравов, ослабление проявляемого сочувствия.
Работа в сфере похоронного и мемориального обслуживания населения относится к области духовной культуры, и лишь техническая сторона дела связана с коммунальным хозяйством. Возродить и создать высокие образцы погребальной культуры – актуальная задача нового тысячелетия. Кроме того, переживание горя и работа по похоронному обслуживанию населения небезопасны для здоровья, и физического, и психического. Поэтому достойная оценка труда и заслуг усопшего перед своим народом, семьёй есть выражение продуманности политики выведения похоронного дела на уровень, где нет места коррупции и пренебрежению по отношению к человеческому горю.
Чувственный мир человека и его информационная сторона – имманентные свойства личности. Через них реализуются мировоззрение, представление о чести и достоинстве, душевные комфорт или страдания, влияющие непосредственно на здоровье и поведение человека, как осознанное, так и неосознанное. А это, в свою очередь, является свободами человека и гражданина, которые признаны статьёй 2 Конституции Российской Федерации высшей ценностью, а их защита – обязанностью государства. Отсюда вытекает и правовая защита чувственного мира личности и семьи. В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации политика государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь», что включает и проведение погребения, как это указано в Федеральном законе «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ. Это единственный закон, которым введён учёт этических требований. Эти требования и приведены в настоящем стандарте.
Стандартизация в сфере обрядности возможна и необходима. Примером является ряд специальных документов, разработанных для таких торжеств, как свадьбы, балы, похороны. Из свадебных и похоронных норм такого рода старейшими являются чин погребения Домостроя и Большого требника Русской православной церкви, а в военной похоронной обрядности — пришедшие из петровских уставов положения, превратившиеся ныне в требования главы 17 Устава Гарнизонной и Караульной Служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Сейчас создание подобного документа снова стало актуальным.
Предлагаемый С.Б. Якушиным стандарт «Обряды и обрядовые церемонии похоронного дела. Этика и этикет похоронного дела России» устанавливает общие правила построения, введения и применения обрядовой деятельности и соответствующей символики похоронного дела России, а также похоронных этики и этикета.
Достоинством нового стандарта является то, что он определяет:
— основные цели и этические принципы построения подсистемы обрядовой деятельности и обрядовой символики Системы символики похоронного дела России;
— требования к действиям, операциям и технологиям этой подсистемы, в том числе их построению, смысловому содержанию, оформлению и применению;
— этические принципы и требования этикета в похоронной и мемориальной деятельности;
— порядок разработки, принятия, введения в действие ритуалов и соответствующей атрибутики обрядов и обрядовых церемоний похоронного дела России.
После тщательного коллективного обсуждения и утверждения на Президиуме СПОК стандарт должен будет применяться всеми членами и сотрудниками СПОК, а также организациями, взаимодействующими с ним на контрактной основе независимо от государственной или иной принадлежности и форм собственности.

Павел КОДЫШ, президент Союза похоронных организаций и крематориев

Парадоксальный факт: во Всемирной Декларации прав человека (ООН) ничего не говорится о погребении и увековечении памяти об ушедших поколениях. Ни в декларации прав и свобод граждан России, ни в российской конституции нет ничего о правах, связанных со смертью людей. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Установлено законное волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоя-тельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение похоронных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего. Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется похоронной службой.
Отнесение обрядности к сфере символики вполне обосновано: ведь обрядовые действия – действия символические. А, стало быть, имеют конкретное символическое значение. Всё это нуждается в упорядочении и единообразии понимания. Если же ко всему этому прибавить правовые и этические аспекты проводимых обрядовых церемоний, которые пока не нашли ещё своего толкования в государственных законодательных и нормативных документах, то актуальность разработки подобного стандарта становится очевидной. Исходя из сказанного, обрядовая деятельность разумно включена в состав предметов нормирования в Системе символики похоронного дела России.

Михаил ЛИМОНАД, гранд доктор философии, доктор архитектуры, профессор, г. Москва

История показывает, что обряд захоронения покойных поя­вился у людей не сразу, а лишь в процессе развития человеческого общества — сначала как чисто утилитарная, санитарно-гигиеническая изоляция умерших от живых, а с ростом сознания как потребность в устройстве общественных мест захоронений, которые, храня память об ушедших из жизни, можно периодически посещать. Материальная потребность — захоронение умершего человека, обусловленная санитарно-гигиеническими соображениями и сопровождаемая сильными переживаниями людей, продиктовала необходимость возникновения таких социальных явлений, как похороны, траурные обряды и похоронное обслуживание населения. В этом проявляется уровень духовной культуры народа.
Значимость факта смерти в жизни человеческого общества привела к развитию обряда похорон, его совершенствованию: он не только обогатился техническими приемами погребения, но и приобрел развитые обрядовые формы, тем самым став мощным средством воздействия на людей. С возникновением и развитием религиозных верований похороны стали одной из форм идеологической деятельности религиозных организаций. Усложнение обряда похорон и монополизация его религией и одновременно концентрация населения в городах и рост численности городского населения привели к появлению специальных служб и профессионалов, занимающихся исключительно похоронами.
ОБРЯДНОСТЬ
Стандартизация похоронной и мемориальной обрядовой деятельности, этических требований похоронного дела России вводится в целях повышения качества похоронного и мемориального обслуживания населения, выполнения этических требований, создаваемых для этого продукции и художественных произведений, управления похоронным делом, укрепления достоинства и самосознания как населения, так и специалистов похоронного дела.
Обряды формируются как невещественная поведенческая система, отражающая в кодированном виде:
- этические отношения, правовой статус и социальную роль личности, семьи и общества, отмечаемые заслуги покойных,
- вероисповедание, выражаемые чувства печали, соболезнования и сочувствия.
Обряды призваны:
- уменьшить переживаемое горе и связанные с этим душевные страдания,
- предотвратить стрессовые ситуации,
- защитить чувственный мир участников похоронной и мемориальной деятельности посредством выполнения этических требований. Через обрядовую деятельность проходит важный психотерапевтический процесс поддержания здоровья тех, кто переживает утрату близкого человека.
Обрядовая культура является частью духовной культуры и относится к культурным ценностям населения России и защищается законом.
Обрядами называются символические действия по поводу значимых, а чаще – переломных событий в жизни человека. Стандарт устанавливает, что похороны и есть такое переломное событие. Функциональной частью этого события является захоронение, в какой бы форме оно ни происходило.
Обряд – реальное жизненное событие, поступок. Роль участника обряда – социальная роль, выполнение которой защищается нашими конституционными правами в главе 1 Конституции Российской Федерации. Проведение обрядовой церемонии – почесть, отдаваемая погребаемому лицу, лицам, понёсшим утрату близкого человека, средство выражения сопереживаний постигшему горю. Это требует выполнения этических правил поведения, являющихся средствами передачи и защиты чувств, управления церемонией.
Обрядовое поведение – команды, жесты и поступки — является языком обрядового акта. Обряды ценны для выражения и выстраивания чувств, для управления чувственными процессами и психическими состояниями.
Обрядовая грамота нужна всем участвующим в церемониях, независимо от степени их официальности. Обрядовый язык должен пониматься и адекватно распознаваться и теми, кто совершает обряд, и теми, кто его наблюдает. Без этого чувственно-эмоциональный обмен, составляющий главное назначение обряда, будет невозможен, а стало быть, культурная и этическая эффективность обрядового акта сведена к минимальной.
Погребение, как его трактует федеральный закон, — обрядовые действия, которые могут образовывать обрядовую церемонию. Обрядовая церемония – целостное системно организованное действо, состоящее из отдельных обрядовых актов или действий. Погребение входит составной частью в похороны.
Похоронные обряды относятся к реальным обрядовым процессам, которые символизируют значимые переломные события, содержащие качественные изменения жизненной ситуации, связанные со сменой поколений, и являются формой совершения погребения и сопутствующего ему первого поминовения погребённого лица. Они – форма свершения действия, влекущего изменение правового статуса и гражданского состояния.
В соответствии с федеральным законом обряды похорон определяются как погребение. В церемонию похорон входят, как правило, обряды:
- омовения и подготовки к похоронам;
- скорбного и траурного кортежа (похоронного поезда);
- прощания и панихиды (скорбного митин­га);
- переноса останков к месту погребения;
- захоронения останков (праха после крема­ции);
- поминовения.
Традиционными обрядами являются такие, которые проводятся по поводу ранее проведенных или совершившихся реальных торжественных событий. Все мемориальные обряды – традиционные.
Традицией, собственно, является проведение таких обрядов через определенные интервалы времени. Проведение традиционных обрядов и обрядовых церемоний – по сути, «записная книжка» памяти населения о значимых событиях. Традиционные обряды и обрядовые церемонии, в отличие от реальных, не ведут к перемене прав и гражданского состояния, не порождают новой ситуации. Они — повтор событий, напоминание о них, мемориальное действо.
В реальных церемониях, как правило, участвуют в качестве ведущих специально на то уполномоченные лица. Это обусловлено тем, что акт должен быть публично признанным, дееспособным в правовом отношении. Традиционные церемонии могут проводиться и без участия профессионалов, хотя всегда профессиональное влияние позволит выстроить достойную и красивую церемонию, правильно отдать необходимые почести памяти тех, кто ушел из этой жизни.
Скорбная и траурная обрядность - один из видов семейно-бытовой обрядности. Обряды, совершаемые вплоть до окончания захоронения останков или прахов включительно, являются скорбными. Остальные обряды относятся к траурным обрядам.
Скорбная и траурная обрядность является символической фор­мой осуществления реальных переломных событий в жизни людей. Эта форма существует в виде отдельных обрядов и целых обрядовых церемоний, которые выполняются в строго определенном порядке по сценарию, называемому ритуалом. Так как он регламентирует и состав участников, и тексты, и музыкальное сопровождение, и атрибутику, то нередко под выполнением ритуала понимают выполнение обряда.
Ритуалом называется строго определенный сценарий обрядов и обрядовых церемоний. Ритуал требует доскональной точности изложения. В нем должны приводиться точные тексты речей, описания жестов и поступков, форма одежды всех участников, описание атрибутики и символики, репертуар музыкального сопровождения, этические правила поведения при совершении обряда.
Точное и стройное выполнение обряда по ритуалу – знак уважения к печальному торжественному событию и тем, кто понёс утрату, кто удостоен чести участвовать в обряде или наблюдать его. Порядок проведения обрядов и обрядовых церемоний (ритуал) должен определять:
- состав участников и их роли;
- облачение участников и их атрибутику;
- вид и декор предметов для проведения похорон;
- вид, организацию и декор помещений, в которых проводятся обряды;
- порядок обрядовых действий, состав ритуальных речей;
- порядок движения в процессиях и кортежах, порядок действий во время движения;
- музыкальное, иные виды сопровождения обрядовой церемонии.
Обязательными обрядами являются воинские, и их ритуалы вводятся уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Похороны государственных деятелей проводятся, как правило, по этим же ритуалам.
Ритуал гражданских похорон в Российской Федерации является основополагающим и рекомендуемым, но может утверждаться органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в качестве обязательного ритуала.
В зависимости от обстоятельств смерти, погребение может проводиться индивидуально для каждого умершего или одновременно для группы умерших. Групповое погребение не должно проводиться, если волеизъявление лиц, имеющих на него право в соответствии с федеральным законом, содержит иное пожелание, для выполнения которого имеется возможность.
Скорбная и траурная обрядовые церемонии преследуют цель воспитания живущих на опыте ушедших поколений. Одна из её основных задач - принести душевное, а через это и физическое облегчение страдающему человеку, утешить понёсших утрату близкого человека путем сопереживания, соучастия в их горе.
Для достойного проведения погребения лицо, взявшее на себя ответственность за проведение погребения, должно совместно с церемониймейстером специализированной службы, а при его отсутствии лично организовав участников погребения, разъяснить им порядок проведения обрядовой церемонии, предупредить их об особенностях ритуала, скорбного и траурного этикета, дать им необходимые советы. Проведение погребения требует выполнения правил поведения, являющихся средствами управления церемонией, приемом. Это – своего рода команды, жесты и поступки, являющиеся языком обрядового акта.
ЭТИКА И ЭТИКЕТ
Установленные каким-либо образом принципы общения называются этическими (этикой), а системы правил и норм – этикетом. Этика является идеологией, а этикет – технологией общения.
Регламентирование общения является введением стимулов и ограничений, регулирующих информационный и энергетический обмен между субъектами общения. Ими могут быть лица, организации, неформальные коллективы. Оно может осуществляться как самими субъектами общения, так и их представителями в социальных группах, сообществах, а также представителями органов управления обществом, в частности, государства.
Соблюдение принципов этики как устойчивое убеждение (мировоззрение) признается как нравственность. Общественно признаваемые принципы этики, как основополагающие, так и частные, образуют мировоззрение, называемое моралью. Общественно признанная нравственность считается общественной моралью. Мораль, как правило, не имеет установленного законом содержания, но ее соблюдение формирует устойчивые общественные отношения, в том числе и гражданские состояния.
Этичность общения может регулироваться:
- самими субъектами общения при его инициировании и в его ходе;
- правилами общения, установленными социальной группой или сообществом для своих членов и взаимодействующих с ними лиц;
- должностными нормативными документами;
- общепринятыми правилами и нормами для международного общения;
- законодательством государственным или межгосударственным;
- договорами любого уровня.
Этикетом являются методы и способы общения и взаимодействия, закрепленные в форме норм и правил. Этикет классифицируется аналогично этике и может быть общегражданским и видовым.
Нормы и правила этикета могут устанавливаться для всех форм и видов жизнедеятельности. Устанавливаемые этические правила и нормы не должны способствовать дискриминации участников общения и создавать ситуации прямо или косвенно оскорбляющие их чувства, нарушающие права человека, а также наносящие ущерб, в том числе моральный.
Этические правила и нормы межличностного общения могут образовывать нормативные положения и должны являться знаковым или языковым выражением норм действующего международного права по правам и свободам человека, а также государственного законодательства. Кроме чисто этических норм и правил в этикет могут включаться правила и нормы безопасности и гигиены.
Системно упорядоченные регламенты взаимоотношений внутри социальной группы, сообщества, отрасли хозяйства или вида деятельности являются этикетами внутригруппового общения, развивающими гражданское право. Выбор аспектов и характеристик этического нормирования должен удовлетворять критериям комфортного общения. Этические нормы и правила этикета должны охватывать в общем виде предметные области, такие как:
- участники общения;
- вежливость и уважение;
- приветственные, предупредительные и прощальные обряды и ритуалы;
- внешний вид (облик);
-одежда и обувь;
- стиль и обороты речи, переписка;
- жестовая и поведенческая культура;
- культура торжеств;
- атрибутика, геральдика, эмблематика;
- убранство и обустроенность среды жизнедеятельности, в частности ее доступности для лиц с нарушениями здоровья и различными антропометрическими характеристиками;
- мероприятия общения;
- разрешения разногласий и конфликтов.
В зависимости от специфики условий общения могут устанавливаться предметные дополнительные области этикета.
Этикет общения может быть представлен в виде:
- нормативного документа;
- рекомендательного документа;
- справочного пособия;
- устного свода этических правил.
Требования общегражданского этикета устанавливаются как дисциплина языка общения лиц, незнакомых между собой, знакомых друг с другом, а также находящихся в близких или родственных отношениях. Общее значение общения сводится к обмену смысловыми сообщениями, передаваемыми любыми доступными для адекватного понимания средствами: речью, внешним видом, жестами, мимикой, поступками, графикой или иными средствами изображения, передаваемыми предметами, письменными и иными сообщениями, а также совокупностью таких средств.
Правила и нормы общегражданского траурного этикета являются основополагающими по отношению к этикету национальных и религиозных традиций и установлений. Они опираются на общепринятые международные традиции гражданских и воинских похорон, дополненные традициями народов Российской Федерации, и образуют протокольную церемонию погребения.
Объектами этических отношений в похоронном деле являются:
- отношения всех участников похоронных и мемориальных мероприятий, персонала их организующего и проводящего;
- останки или прах умерших;
- символы, в частности представительские (гербы, эмблемы, гимны);
- атрибуты с применённой символикой (например, знамёна, флаги, ленты, венки);
- внешний вид и форма одежды;
- документы и переписка;
- законодательные и нормативные акты.
Субъектами этических отношений в похоронном деле являются:
- лица, понёсшие утрату близкого человека;
- специально приглашённые участники похорон и мемориальных церемоний;
- спонтанно примкнувшие участники похорон и мемориальных церемоний;
- персонал похоронных организаций и предприятий, похоронная прислуга;
- творческие работники, создающие произведения для похорон и мемориальных церемоний;
- персонал учреждений, вовлечённых в похоронное обслуживание населения, в том числе:
1) работники медицинских учреждений, удостоверяющих факт смерти;
2) работники моргов и патологоанатомических отделений медицинских учреждений;
3) сотрудники органов внутренних дел, удостоверяющих факт смерти;
4) сотрудники органов ГИБДД, обеспечивающих проезд катафалков и похоронных кортежей;
5) работники учреждений и предприятий, обеспечивающих и осуществляющих транспортировку умерших, включая катафальную;
6) члены похоронных комиссий, включая конфессиональные, взявших на себя организацию и проведение похорон и мемориальных церемоний;
7) участники и руководители почётных эскортов и караулов, участники и руководители музыкального и других видов художественного сопровождения обрядовых церемоний;
8) работники торговых предприятий и отдельные торговцы, предоставляющие товары похоронного назначения;
9) работники прокатных пунктов инвентаря, необходимого для похоронной и мемориальной деятельности;
10) священнослужители .
На персонал учреждений, вовлечённых в похоронное обслуживание населения, распространяются требования настоящего стандарта в части профессиональной похоронной этики.
К лицам, понёсшим утрату близкого человека и которым должны оказываться исключительные знаки внимания и заботы, настоящий стандарт относит оставшихся в живых лиц, находившихся с умершим или погибшим в следующих видах гражданского состояния или социальных отношений:
- супруга/супругу (включая гражданских и бывших);
- первой степени родства, в частности: родителей; детей (включая детей от гражданских браков); братьев и сестёр; усыновителей; усыновлённых;
- других степеней родства, в частности:
дедушек и бабушек; внуков и внучек; дядей и тёть (братьев и сестёр родителей); племянников и племянниц; отчимов и мачех; пасынков и падчериц.
Кроме категорий лиц, понёсших утрату близкого человека и указанных выше, к ним могут быть отнесены и другие близкие родственники, члены приёмных семей, опекуны и попечители, опекаемые дети и находящиеся (или находившиеся) на попечении, друзья, воспитанники и воспитатели.
На лиц, понёсших утрату близкого человека, возлагается обязанность организовать и провести погребение умершего или погибшего близкого человека в соответствии с действующим законодательством о погребении и похоронном деле. Эта правовая норма является одновременно и этической нормой.
Для попечения и заботы о гражданских правах и наследии умершего на период до вступления в законные права его наследников, в соответствии законодательными нормами о волеизъявлении и по аналогии с ними следует определять законных представителей умершего или доверенных лиц, взявших на себя такое попечение и заботу. Лицам, являющимся законными представителями умершего на период до вступления в законные права его наследников, следует оказывать всемерное содействие в выполнении ими попечения и заботы о гражданских правах и наследии умершего.
НАУЧНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ И ПОХОРОННОЙ ЭТИКИ
Этические системы (в просторечии называемые «этикой») могут быть общегражданскими или видовыми (специализированными). Этические принципы могут образовывать своды этических принципов (СЭП), характеризующие такие этические системы общения и (или) взаимодействия. Такие системы вытекают из действующего законодательства, как его текста, так и духа (контекста, заложенного смысла), а также общественно признанных обычаев сообщества или социальной группы. Они применяются на основании действующего конституционного, гражданского и семейного права, в том числе по аналогии, исходя из общих начал таких видов права, на основе закреплённых в законодательстве принципов гуманности, разумности, справедливости.
Общегражданской чертой этики общественных отношений является конституционно узаконенная категория светскости.
Светскость рассматривается настоящим стандартом как:
- система отношений, отличных от религиозных и воинских;
- просвещенность в части этических аспектов общения;
- наличие навыков и умений комфортного общения на основе взаимного признания независимости, равноправия, конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Общегражданская этическая система (общегражданская этика) устанавливает генеральные принципы общения и взаимодействия между гражданами государства, опираясь на права и свободы человека и гражданина, декларированные Конституцией Российской Федерации и международными декларациями, а также развитые в действующем законодательстве.
Своды этических принципов и отдельные этические принципы не должны противоречить существу правовых норм, установленных действующим законодательством.
Генеральные принципы общегражданской этики носят наиболее общий и универсальный характер.
К основополагающим относятся принципы:
- «уважения прав, обязанностей и свобод сторон»: стороны признают взаимно права, обязанности и свободы, вытекающие из международного и национальных законодательств, социальных статусов и ролей друг друга;
- «равенства сторон»: стороны равны при общении и взаимодействии и признают это;
- «независимости сторон»: стороны независимы в формировании своего мнения, в высказываниях, действиях, принятии решений;
- «невмешательства во внутренние дела сторон»: стороны не могут и не стремятся вмешиваться во внутренние дела сторон, влиять на их мнения и действия в сфере, относимой к их внутренним делам;
- «лояльности сторон»: стороны лояльны друг к другу и сообществам, которые они представляют;
- «соблюдения личной дистанции»: стороны соблюдают комфортную психологическую дистанцию при общении с учетом объективных и субъективных подходов каждой из сторон и не нарушают ее;
- «неприкосновенности пространства проживания и деятельности»: стороны не посягают и не покушаются на занимаемое каждой из сторон пространство проживания и деятельности, на ресурсы и лиц, обслуживающих такое пространство;
- «установления единого или адекватно переводимого языка общения» – «интерфейса»»: стороны устанавливают адекватный понятный им язык общения и взаимодействия, стремятся пользоваться исключительно им;
- «согласованности действий»: стороны взаимно увязывают свои действия и высказывания для достижения позитивного результата общения;
- «гуманности»: стороны всемерно проявляют человеколюбие друг к другу и сообществам, которые они представляют;
- «разумности»: стороны исходят в своих намерениях и действиях из здравого смысла в реализации возможностей поступить этично по отношению друг к другу;
- «справедливости»: стороны не покушаются на умаление чести и достоинства, унижение и ущемление прав и свобод друг друга и на возмездие за расхождение во мнениях;
- «доброжелательности»: стороны исходят в своих намерениях и действиях из доброжелательных побуждений и стремятся исключить нанесение какого-либо ущерба, включая моральный, или принесения какого-либо вреда.
Видовые системы этических принципов устанавливают принципы общения и взаимодействия между личностями, находящимися и не находящимися в устойчивых гражданских отношениях (состояниях), членами социальной группы, членами различных социальных групп. Каждая видовая система – этика – допускает детализацию принципов общегражданской этики, налагая на них специализированные ограничения, связанные со спецификой жизнедеятельности и правовых установлений в сфере распространения данного вида этики. При этом допускается частичное сокращение или изменение области распространения основных принципов общегражданской этики, исходя из действующего законодательства.
Похоронная этика является частной видовой этической системой, предназначенной для снижения психотравмирующих воздействий переживаемого горя. В неё входят как составные части принципы общения и взаимодействия других частных видов этики в той части, в какой отношения, регулируемые этими видами этики, затрагивают похоронное дело. К таким частным видам этики следует относить этику:
- государственную (государственной службы и государственной власти);
- воинскую;
- религиозную;
- семейную;
- образовательную;
- производственную (деловую);
- клубную (общественных объединений);
- спортивную.
В случаях, когда специализированные принципы видовой этики не применяются, следует руководствоваться принципами общегражданской этики.
Общение и взаимодействие, обеспечивающие соблюдение общепризнанных или установленных официально этических принципов, признаются этичными.
Требования общегражданского этикета устанавливаются как дисциплина языка общения: лиц, незнакомых между собой, знакомых друг с другом, а также находящихся в близких или родственных отношениях. Общее значение этичного общения в похоронном деле сводится к сочувственному, доброжелательному и комфортному обмену смысловыми сообщениями, передаваемыми любыми доступными для адекватного понимания средствами: речью, внешним видом, жестами, мимикой, поступками, графикой или иными средствами изображения, передаваемыми предметами, письменными и иными сообщениями, а также совокупностью таких средств.
К этичным формам похоронного и мемориального общения и взаимодействия относятся отдание почестей усопшим и уважение чувств лиц, понёсших утрату близкого человека, всех других участников похоронных и мемориальных мероприятий.
Неэтичными свойствами и характеристиками поведения, нарушающими общественную нравственность, а потому и недопустимыми в общегражданском этикете, следует считать: агрессивность, вандализм, вульгарность, грубость, издевательство, кощунство, наглость, обман, обирание (мздоимство), стервозность, хамство, хулиганство.
Меры противодействия таким проявлениям и возмещения ущерба как морального, так и иного определяется степенью тяжести возникших последствий. Они могут относиться к сфере общения, гражданского, административного и (или) уголовного права. Для разрешения конфликтов в сфере общения могут привлекаться вышестоящие по социальному или производственному положению лица и организации, независимые посредники, органы власти, правопорядка и суда.
Неэтичные действия, отношения и конфликты, имеющие характер правонарушений, должны рассматриваться в суде. Вред, причиненный дискомфортным общением, повлекший за собой душевное и через это – физическое страдание, а также выразившийся в информационном ущербе личности, социальной группе, организации, обществу, государству, следует считать моральным вредом.
Моральный вред должен быть компенсирован за счет физических и юридических лиц, нанесших такой вред.
Компенсация может быть предоставлена в результате:
- добровольного соглашения сторон;
- иска через суд;
- обращения в вышестоящую организацию или вышестоящему лицу, в компетенцию которых входят субординационные отношения с лицами или организациями, причинившими моральный вред.
Компенсация морального вреда через суд осуществляется на основании статей 150, 151, 1099, 1100, 1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Провоцирование конфликтов на почве религиозных, семейных национальных, иных социальных, в том числе политических, расхож­дений во взглядах при проведении погребений является нарушением статьи 29 Конституции Российской Федерации. Специализированные службы по вопросам похоронного дела, организации, проводящие погребение, органы охраны правопорядка, все участники погребения и мемориальных церемоний должны принимать надлежащие меры по профилактике, предотвращению и своевременному прекращению таких конфликтов.
ПОХОРОННАЯ И МЕМОРИАЛЬНАЯ ЭТИКА. НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОХОРОННОГО ЭТИКЕТА
Похоронная и мемориальная этика – идеология общения субъектов этических отношений в похоронном деле и взаимодействия при подготовке и проведении похоронных и мемориальных обрядовых церемоний. Похоронная и мемориальная этика – залог успешных отношений в обществе в целом и в похоронной сфере в частности. Ее функция – нахождение мирных взаимоприемлемых решений с момента возникновения и до момента прекращения отношений всеми лицами при осуществлении похоронной деятельности.
Похоронная и мемориальная этика находится в составе общегражданской и международной этики. Их принципы тесно переплетены и реализуются одновременно как целостная система отношений. В их составе выделяется профессиональная область этики, регулирующая отношения в профессиональной сфере похоронного дела.
В похоронном деле применяются как минимум два вида этики: похоронная этика как часть общегражданской и профессиональная, в том числе производственная, относящаяся к деятельности работников в сфере похоронного дела.
Профессиональной похоронной и мемориальной этикой настоящий стандарт признаёт Своды этических принципов, относящиеся к деловой и в том числе профессиональной похоронной и мемориальной деятельности во всех её проявлениях.
Профессиональной похоронной этикой поддерживаются доверительные отношения, соблюдение Генеральных прав и свобод Человека и Гражданина, правового статуса и социальных ролей всех участников деловых отношений в похоронном деле, будь они юридическими или физическими лицами.
Основные этические принципы и нормы
Похоронная и мемориальная этика является основной смысловой функцией похоронного дела — самостоятельного специального вида общественной и хозяйственной деятельности — и призвана способствовать тому, чтобы:
- достойно осуществить погребение каждого/ой усопшего/ей;
- воздать гражданские почести усопшему/ей;
- принести утешение понесшим утрату;
- проявить уважение к чувствам понесших утрату и их культурно-мировоззренческим особенностям;
- продемонстрировать государственную заботу о погребении через реализацию федерального и иных законов, гарантирующих в России погребение каждому человеку после его смерти;
- продемонстрировать уважение к памяти усопшего/ей в достойных и общепонятных формах;
- обеспечить единство понимания обрядовых действий и речей населением, а также – общепринятой системы символов и атрибутов как общемирового, так и российского характера.
В похоронном деле, исходя из норм Гражданского Кодекса Российской Федерации, иных актов действующего законодательства, реализуются генеральные принципы общегражданской этики, а также специальные этические принципы, заключенные в правовых нормах:
- «обязательного достойного погребения каждого умершего или погибшего»: каждый умерший или погибший должен быть достойно погребённым, никому не может быть отказано в достойном гражданина и человека погребении, в отдании ему положенных почестей, и никто не должен в этом чинить препятствия;
- «строгого соблюдения волеизъявления» покойного или лиц, имеющих на него право: все участники скорбных и траурных церемоний должны всемерно соблюдать волю покойного или лиц, имеющих на то право в рамках, разрешаемых законом;
- «уважения приоритетного статуса лиц, понёсших утрату близкого человека /родных и близких/»: участники и организаторы погребения оказывают особое уважение, проявляют внимание, заботу и тактичность по отношению к лицам, понёсшим утрату близкого человека — родным и близким покойного/ой и признают приоритетность их воли и пожеланий по отношению к своим. По отношению к ним следует проявлять гуманность, доброжелательность, сочувствие и стремиться обеспечить повышенный комфорт, принести облегчение, утешить путем сопереживания, соучастия в их горе;
- «уважения взаимно чувств верующих и гражданских лиц»: организаторы и участники погребения с терпимостью и уважением относятся к обрядам, поведению и символике как государственного или регионального характера, так и общественного или религиозного укладов;
- «признания приоритета законодательных требований над иными»: в ходе погребения требования закона реализуются как безусловные и обязательные во всех случаях, а иные – по мере необходимости и возможности;
- «учета общемировых этических норм в похоронном протокольном этикете»: при погребении лиц различного гражданства и/или подданства соблюдаются международные этические нормы и правила похоронного протокольного этикета при их приоритете над общегражданскими российскими нормами и правилами;
- «протокольности обрядовых церемоний»: ритуалы обрядовых церемоний содержат правила протокольного общепринятого этикета торжеств и опираются на традиции общепринятого в мире протокольного этикета;
- «приоритета государственного языка общения над региональными, местными или принятыми в религии языками»: - в ходе обрядовых церемоний в Российской Федерации применяется государственный язык – русский, хотя это не исключает проведения церемоний на иных языках; для обеспечения понятности речей организаторы погребения обеспечивают их перевод на необходимые для участников языки;
- «прекращения действия и обычаев, связанных с неприятием иного мировоззрения и поведения»: на период погребения традиции и обычаи, способные породить рознь, вражду, неприятие проводимых обрядов или форм отдания почестей, не нарушающих нормы действующего законодательства, утрачивают свою силу и не применяются;
- «недопустимости недобросовестности в похоронном деле»: недобросовестное обслуживание населения, вымогательство и обман, склонение к оплате услуг, вызванных нарушением действующих законов и нормативных документов, некомпетентность работников, грубость, непредоставление оплаченных услуг, корыстное использование стрессового состояния обслуживаемых и дефицита времени при проведении похорон признаются неэтичными, нарушающими дух и текст действующего законодательства и преступными.
Если видовая этика предусматривает отношения зависимости сторон или необходимой заботы о безопасности, сохранении и поддержании жизни и здоровья, а также комфорта для стороны, признаваемой господствующей, то следует руководствоваться принципом приоритетности.
Принцип приоритетности исходит из необходимости социальной неравноправности сторон или лиц, обусловленной:
- природными особенностями организма, в том числе полом, возрастом, состоянием или нарушением здоровья;
- социальным статусом (стабильным положением, имеющим правовую основу);
- социальной ролью (выполняемой в данный момент функцией);
- характером совершаемой деятельности;
- установленным правом.
Принцип приоритетности предусматривает преимущественное положение сторон или лица, для которого предусмотрено господствующее положение в данной ситуации общения и (или) взаимодействия. Приоритетные формы уважения статуса в похоронном деле предоставляют:
- лицам, понёсшим утрату близкого человека, в частности близким родственникам умершего — остальные участники погребения;
- старшим по возрасту (званию, служебному положению) — младшие по возрасту (званию, служебному положению), но маленьким детям - взрослые;
- женщинам — мужчины;
- священнослужителям — прихожане и миряне;
- лицам, проводящим похоронные и мемориальные церемонии — все участники погребения;
- почётному караулу и почётному эскорту – остальные участники погребения;
- участвующим в процессии – не участвующие в ней.
В заключении приведу термины и определения, которые входят в состав стандарта «Обряды и обрядовые церемонии похоронного дела. Этика и этикет похоронного дела России».
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Армигер — владелец символа или символического произведения, обладающий всеми на него правами.
Атрибут — предмет, принадлежность или носитель, в состав или содержание которого входит символ.
Галантность — изысканная, утонченная вежливость, демонстрирующая хорошее понимание собственной роли внимательного и заботливого участника общения, комфортного и приятного собеседника.
Достоинство — уважение в самом себе своего правового статуса и социальной роли, совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Дресс-код — предписанная протокольными документами форма одежды.
Жест (от фр. – geste) – 1) движение рукой или другое телодвижение, что-либо выражающее или сопровождающее речь; 2) поступок, рассчитанный на внешний эффект.
Знак отличия — знак, символизирующий принадлежность лица к организации, объединению.
Знак различия — знак, символизирующий должностное или ролевое положение лица.
Зона моральной защиты (зеленая защитная зона): озеленённая зона, зрительно разделяющая функциональные зоны объектов похоронного назначения или такие объекты и другие виды застройки.
Корректность — подчеркнутая точность в общении, способность достичь полного соответствия ситуации.
Кощунство — действия или высказывания, презрительного и надсмехающегося характера по отношению к чему-либо, являющемуся священным; осквернение почитаемых святынь, унижение почитающих эти святыни.
Манеры — стилевые черты способов осуществления поведенческих функций и обмена информацией.
Мемориальная деятельность — деятельность, социальная технология по организации и проведению традиционных обрядовых церемоний поминовения по истечении сроков траура, а также создание, содержание мест захоронения и их сохранение.
Мораль — общественно признанная нравственность, как правило, не имеющая установленного законом содержания.
Моральный вред — 1) вред, обусловивший душевные страдания и энергоинформационный дискомфорт личности; 2) вред, обусловивший потерю репутации организации или физического лица, снижение ее (его) личной и общественной значимости.
Моральный ущерб — ущерб, убыток, причинённый неэтичными или злонамеренными действиями.
Обряд — социальная операция, состоящая из символических действий по поводу значимых, а чаще – переломных событий в жизни человека, обладающая художественно осмысленной формой и семантическим смыслом, что позволяет её читать как невербальное послание. Обряд – художественное поведенческое произведение большой эмоциональной силы.
Обрядовая деятельность — деятельность, социальная технология по организации и проведению обрядовых церемоний торжеств.
Обрядовые похоронные услуги — результат деятельности исполнителя, направленный на удовлетворение потребностей потребителя в проведении обряда погребения тела или останков человека после его смерти в соответствии с религиозными, национальными обычаями и традициями.
Обрядовая церемония — социальный процесс, художественно осмысленная форма проведения торжеств по поводу важнейших переломных событий в жизни общества, личности и государства. Без обрядовых церемоний событие не получает необходимой общественной значимости и признания перемены статуса и полномочий. В старой русской традиции обряды назывались «чинами», а целостные обрядовые церемонии — «чинопоследованием». Обрядовая церемония — это целостное действо, состоящее из отдельных, связанных между собой обрядовых актов или действий.
Общегражданский — распространенный на всё гражданское население; наиболее общий, касающийся всех граждан.
Оскорбление — 1) покушение на клевету, провокация, умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме; 2) тяжелая обида, оскорбляющий, унижающий самолюбие поступок, оскорбляющие слова, слова или действия, ущемляющие чувства, честь и достоинство личности.
Погребение — обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду). Погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.
Похоронное дело — самостоятельный вид деятельности, направленный на оказание ритуальных (похоронных и мемориальных) услуг населению с учетом социальных, этико-моральных, экономических, историко-культурных, религиозных, экологических, технологических и иных факторов, связанный с созданием и эксплуатацией объектов похоронного и мемориального назначения. Включает в себя предпохоронную, похоронную и мемориальную деятельность. Распространяется на всех лиц, вовлечённых в эти виды деятельности, через действующее законодательство о погребении и похоронном деле.
Похороны — социальная технология, связанная с изоляцией мёртвых из жизненного пространства живых. В современную обрядовую церемонию похорон входят, как правило, об­ряды прощания, погребения и первого поминовения.
Похороны общегражданские — обряд похорон гражданских лиц, не включающий элементов военных и религиозных обрядов.
Похороны воинские — церемония похорон военнослужащих в соответствии с ритуалом, установленным уставами Вооруженных сил РФ.
Похороны по государственному протоколу — Церемония похорон государственных лиц по ритуалу, установленному органами государственной власти.
Похороны по деловому протоколу — церемония похорон работников различных сфер хозяйства по ритуалу, установленному руководством этих сфер.
Похороны по религиозному обряду — обряд похорон, содержание которого устанавливается религиозными организациями, конфессиями. Религиозный обряд похорон может включаться составной частью в общегражданский обрядовый церемониал.
Похоронный этикет — нормы и правила поведения, направленные на решение психологических и организационных задач во время организации, подготовки и проведения похоронных, в том числе погребальных, церемоний.
Светский – здесь, гражданский (не военный, не религиозный).
Символика — совокупность символов, атрибуты с символами этой совокупности, облегчающие общение. Они могут быть как графическими, так и иными (ювелирными, музыкальными, световыми). По статусу символика может быть международной, государственной, деловой, организационной, семейной, личной. По назначению следует различать символику представительскую и указательную.
Символ — условный знак или условное действие, отражающие в кодированном виде статус, вид деятельности, принадлежность владельца символа или какое-либо указание.
Скорбь — вид поведения, связанный с бытовыми ограничениями и психологическими переживаниями по поводу постигшей утраты близкого человека, а также подготовкой и проведением погребения (период времени с момента получения информации о смерти до погребения).
Скорбная одежда — вид одежды для мужчин и женщин, предписанный скорбным этикетом.
Скорбный — означает события от момента смерти до окончания захоронения.
Соболезнование — письменное послание или устное обращение со словами скорби, сожаления и сочувствия.
Страдания — испытывание мучительного психического (душевного) состояния, связанного с нарушением нормального или благоприятного протекания жизнедеятельности, в том числе в силу причинения какого-либо вреда и/или ущерба, включая моральный.
Стресс — (от англ. — напряжение) — экстремально напряженное психическое состояние.
Тактичность — способность не ставить партнеров по общению в неудобное, неловкое, положение, умение не замечать их оплошностей.
Титулование — почетное обращение, признающее особый социальный статус именуемого лица.
Траурные мероприятия — мероприятия, связанные с сохранением памяти:, публикация некрологов после похорон, издание Книг памяти, информация в СМИ и т.д. Траур, как вид поведения, связанный с бытовыми ограничениями и психологическими переживаниями по поводу поминовения близкого умершего или погибшего человека, начинается с момента завершения погребения и продолжается в течение установленного обычаем срока, но не более года.
Траурная одежда — вид одежды для мужчин и женщин, предписанный траурным этикетом.
Траурный — означает события от окончания захоронения и до окончания всех мемориальных процедур.
Учтивость — способность учитывать и принимать во внимание интересы других участников общения, создавать при общении комфортные для них психологические условия коммуникативности, демонстрация уважения.
Хулиганство — умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу. Особо строгая ответственность установлена за злостное хулиганство (действия, отличающиеся исключительным цинизмом, особой дерзостью, с сопротивлением представителям власти и др., совершенные рецидивистом), а также хулиганство с применением (или попыткой применения) оружия.
Честь — соблюдение собственного достоинства, содержащего достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы; хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
Церемониал — системный, как правило, видовой комплекс ритуалов какой-либо целостной системы обрядовых церемоний.
Церемониймейстер — организатор погребения, специалист в области похоронной обрядности, который может быть сотрудником специализированной службы по вопросам похоронного дела, салона-магазина, органа местного самоуправления или протокольной службы места, где работал умерший.
Этика — идеология поведения, научно-практическая деятельность, направленная на обеспечение уважительного отношения в поведении личности, социальных групп, общества в ходе их общения или взаимодействия и на благоприятность для всех сторон общения и взаимодействия, сокращение затрат на его осуществление при повышении информативности и качества благоприятного общения. С очевидной вероятностью из этого определения вытекают все формы регламентации этикета и онтроля качества коммуникативности, происходящей по правилам этикета.
Как наука этика изучает общественную и индивидуальную нравственность, закономерности формирования морали.
Как нормативная ипостась общения или взаимодействия этика состоит из сводов этических принципов, реализуемых в нормах и правилах поведения — этикете.
Как практический аспект этики этическая деятельность через этикет управляет качеством общения и/или взаимодействия.
Этикет (от фр. etiquette) – установленный порядок поведения где-либо (например, придворный этикет, дипломатический этикет) с учетом социального положения (статуса), выполняемой роли и соответствующих им прав и свобод, своего отношения к статусу и роли окружающих, а также генеральных прав и свобод человека и гражданина; нормы и правила поведения, общения или взаимодействия. Название происходит от французского наименования карточек с правилами поведения при дворе Людовика XIV.
Этические отношения — отношения, оценкой свойств которых являются моральные критерии нравственности.
Этичные (признаваемые приличными) отношения — общение и/или взаимодействия, включая информационные, в ходе которых осуществляется уважительные отношения в поведении личности, социальных групп, общества.
Неэтичные (признаваемые неприличными) отношения — виды поведения, которые нарушают как признанные этические принципы, так и правила этикета.

Сергей ЯКУШИН, президент промышленной выставки "Некрополь", Москва

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика