С недавних пор на Лукьяновском кладбище — одном из старейших в Киеве – можно не только посетить кладбищенский музей, но и заказать себе экскурсию, которую проводят его сотрудники. В частности, увлекательно рассказывает посетителям о Государственном историко-мемориальном заповеднике — таков официальный статус Лукьяновского некрополя — начальник отдела охраны и сохранения памятников истории и исскуства, которые находятся под охраной государства, Оксана Петровна Борисюк. Сегодня О. П. Борисюк выступает в роли некрополеведа перед читателями журнала «Похоронный дом».
МУЗЕЙ ОДНОГО КЛАДБИЩА
Профессия некрополеведа для нашего города уникальна. Сегодня кладбищ со статусом заповедников, кроме нашего, в Украине только два: львовский Лычакив и кладбище на улице Зеленой в Черновцах. Этот статус не только защищает их от уничтожения, но и дает возможность проводить научно-исследовательскую работу, связанную с захоронениями. Но музеев конкретного кладбища в стране больше нет, да и гидов, которые бы специализировались на одном некрополе, как у нас. Хотя подобная практика в мире существует, да и мы, создавая музей, перенимали польский опыт.
Лукьяновское гражданское кладбище является одним из старейших некрополей Киева. Официальное решение об этом городская управа приняла в 1878 году, но уже с 1871 на этом месте хоронили умерших из Кирилловской больницы. До революции 1917 года территория Лукьяновского кладбища время от времени расширялась, в советские времена – урезалась. Вскоре после учреждения Лукьяновское кладбище получило статус Центрального, то есть главного в городе, благодаря чему стало местом последнего приюта многих известных людей, почитаемых не только в Украине. Среди них — академики медицины Н. Д. Стражеско, А. Ю. Лурье, А. М. Марзеев, В. Ю. Чаговец; математики Д. А. Граве, Г. В. Пфейфер; астроном А. Я. Орлов; историк, второй президент АН УССР Н. П. Василенко; ботаники Н. Г. Холодный, Н. Ф. Кащенко, А. В. Фомин, чье имя носит ботанический сад Университета им. Шевченко; профессор-физик Г. Г. Де-Метц. Лукьяновское – кладбище европейского значения. Здесь размещены захоронения многих народов Европы: Болгарии, Германии, Польши, Франции, Бельгии и др.
В 1920–1930-е гг. на Лукьяновском кладбище совершались массовые тайные захоронения расстрелянных в Лукьяновской тюрьме НКВД. Всего около 30 тысяч жертв сталинских репрессий. Каждое захоронение имеет свой документальный адрес: номер участка и ряда. При этом каждый участок имеет свое негласное название, которое дает понять, что здесь покоятся знаменитые ученые, там – духовенство, еще дальше – военные. Среди них – прославленный (в 1993 г.) митрополит Киевский и всея Украины Константин (Дьяков; 1864–1937 гг.). В 1962 г. были закрыты Лукьяновское кладбище и храм Екатерины. В конце 1974 г., накануне празднования 30-летия Победы храм снесли, а на его месте поставили символический военный мемориал (содержит только 4 захоронения под обелиском).
Здание «музея одного кладбища». Этот старый, из красного кирпича дом и сегодня обогревается с помощью дров. На стене план кладбища образца 1886 года. Вдоль стен на стендах – фото и биографии известных киевлян, похороненных здесь, чьи-то личные вещи, подаренные музею родственниками. Сверху – ряд аккуратных синих папок, или, как их называют, фондов, содержащих информацию об известных людях, нашедших здесь вечный приют. Вот наугад одна из них, посвященная композитору Николаю Харито. В файлах аккуратно сложены театральные афиши, старые и новые, фотографии визита к могиле греческого посла (Николай Иванович имел греческие корни) и... статья о композиторе. Вообще, газетные публикации очень помогают в исследовательской работе.
Сейчас трудно поверить, что в начале восьмидесятых годов кладбище вообще планировали закрыть и превратить в парк, помешала этому только активная позиция общественности. Комитет защиты памятников истории и культуры, руководство Шевченковского района начало борьбу за сохранение кладбищ. Со временем в поддержку этого движения высказались и международные организации, например ЮНЕСКО, и участники международного симпозиума некрополеведов, который проходил в 1983-м году во Вроцлаве. Фактически спасению некрополя отдала все последние годы своей жизни историк, архивист и краевед Людмила Проценко.
У нас инвентаризированы все сорок одна тысяча могил, но похоронено людей, конечно, значительно больше: в одной могиле могут лежать несколько человек, есть подхоронения. К тому же в советские времена здесь были братские могилы расстрелянных, которых везли сюда из Лукьяновской тюрьмы. Сколько их здесь – неизвестно, так как репрессированных хоронили в глубоких ямах, поверх которых делали затем обычные захоронения. Таким образом, могила писателя-новеллиста Григория Косынки, расстрелянного в 1934 году, символична – она установлена в том конце кладбища, где хоронили жертв коммунистического режима. Символическая могила и митрополита Лыпкивского. То же и с украинским поэтом, переводчиком, критиком и историком литературы Николаем Зеровым — к могиле его сына лишь подхоронена капсула с землей из урочища Сандормох, где проводились массовые расстрелы украинской интеллигенции.
ПАМЯТЬ О МЕРТВЫХ ВЫШЕ ПОЛИТИКИ
Труднее всего работать экскурсоводам зимой, когда могилы занесены снегом, и приходится протаптывать дорожки между рядами, ведь техника и уборщики расчищают только центральную аллею и дорожки между участками. Иногда приходится стоять по колено в сугробе. Вот и рассказываешь, поворачиваясь: там находится могила художника Мурашко, тут покоится академик Фомин, чье имя носит ботанический сад, могила художника Пимоненко с надгробием в виде ангела, звонящего в бронзовый колокольчик. А тут похоронен Андрей Ющинский, жестоко убитый в 1911 году. В загадочном преступлении обвиняли еврея-приказчика Бейлиса (позднее оправданного судом присяжных), но сам судебный процесс вызвал взрыв антисемитских настроений в городе и во всей Российской империи. Всевозможные загадочные убийства, нераскрытые преступления, их жертвы всегда притягивают любопытных. Стараемся помочь им в поисках истины. При этом тактично даем понять, что память о всех усопших должна быть священна, что мертвые вне политики. И лучшее отношение к ним – почтение независимо от титулов и времен.
Государственный историко-мемориальный Лукьяновский заповедник создан в 1995 году с целью сохранения в неприкосновенности достопримечательностей истории и культуры. Заповедник проводит большую научно-исследовательскую работу, поиск историко-архивных сведений из истории кладбища и его захоронений, обеспечивает научную паспортизацию исторических достопримечательностей, производит ремонт и реставрацию надмогильных сооружений. 137 могил и художественных надгробий исторического киевского некрополя взято на государственный учет и охрану. Проводятся Дни чествования памяти выдающихся деятелей. Снят документальный фильм о Лукьяновском кладбище, издан путеводитель. На основе инвентаризации захоронений кладбища в 1992 году создана компьютерная база данных. В заповеднике открыта музейная комната, экспозиция которой дает возможность ближе познакомиться с жизненным и творческим путем выдающихся фигур нашего прошлого, похороненных на Лукьяновском гражданском кладбище. На музейных стендах, а их более 30, представлены фото и документальные материалы. Каждый из стендов отображает деятельность четырех-пяти персоналий, это – художники, архитекторы, медики, духовенство, ученые, музыканты и другие известные личности. Архитектурные сооружения на кладбище изготавливались по планам архитекторов Брадтмана, Николаева, Геккера.
В заповеднике проводятся экскурсии. К услугам посетителей:
- Музейная комната заповедника
- Обзорная экскурсия по Лукьяновскому некрополю
- Тематические экскурсии.
Лукьяновский заповедник открыт для посетителей с 9:00 до 17:30, выходные – суббота и воскресенье.
Адрес: г. Киев, ул. Дорогожицкая, 7, т/ф : 440-14-87
В земле Лукьяновского кладбища упокоились даже самые непримиримые оппоненты времен гражданской войны. Бывает так, что когда в одном месте люди, считающие себя потомками белогвардейцев, и члены всевозможных российских дворянских собраний собираются на могиле генерала Духонина, в другом – украинские национал-демократы поминают погибших солдат армии УНР. Кстати, могилы тех времен почти все были уничтожены при строительстве телевышки в 1968 году. Энтузиастам все же удалось спасти и перенести подальше от стройки одну из них – казака 2-го украинского полуботковского полка Николая Забияки, погибшего в столкновении с юнкерами. Похоронены здесь и красные командиры, например Михаил Матиасевич. Но кладбище – это не то место, где уместны политические противостояния.
ЭКСКУРСИИ ПО "ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ"
Кто заказывает экскурсии по кладбищу? Люди встречаются самые разные. В основном это люди пожилые, но иногда бывают школьники, студенты. У нас разработано три экскурсии по «профессиональному» признаку. Например, «медицинская» экскурсия включает в себя посещение могил академиков Стражеско, Лурье, Марзеева, Чаговца. Также есть маршруты по могилам архитекторов и художников Киева, разрабатываем поход ы по захоронениям священнослужителей.
Отмечу, несколько могил взяты под охрану государства, а некоторые названия – это дипломные работы студентов. Кстати, почти у самого входа в заповедник есть памятник, установленный в 1911 году, но выглядит он так, будто час назад был привезен из мастерской. На этом изваянии мы только наводим краской буквы. По качеству он не уступает нынешним мемориалам, а порой и превосходит их. В таком виде, конечно, сохранились не все памятники. Есть много неизвестных могил с покосившимися крестами. Некоторые мемориалы хранят следы войны.
Наибольшей популярностью пользуется, наверное, могила летчика Нестерова. К ней приезжают не только студенты и преподаватели авиационных училищ, но и иностранные гости, бывают ребята-подростки, для которых этот летчик — супергерой. Между прочим, экскурсанты иногда спрашивают, не страшно ли работать среди могил. Когда втянешься в свою работу, она сильно захватывает. Здесь по-настоящему чувствуется прикосновение к истории, а ведь еще в нашей работе есть и поиск, требуются хорошие знания скульптуры, архитектуры, культурных традиций и символов. Например, памятник в виде дерева с обрубленными ветвями — первоначально количество сломанных ветвей символизировало количество членов семьи, ушедших в иной мир. На сучках раньше писались их имена, позже – стихи из Евангелия. Старые кладбища полны такими знаками — нужно только научиться их читать.
Оксана БОРИСЮК, начальник отдела охраны памятников Государственного историко-мемориального Лукьяновского заповедника, г.Киев
#GALLERY#