Матрешки: из Японии в Россию и обратно.

02.12.2009

Просматривая прессу, наткнулась на заметку в «Комсомольской правде» в рубрике «Ну и ну!», которая называлась «Японцы превратили русских матрешек в страшные скелеты».
В заметке рассказывается о том, что художественная фабрика «Семеновская роспись» в Нижегородской области получила заказ из Японии на изготовление необычных матрешек.
На месте лица этих деревянных кукол  — изображение черепа, тело матрешки раскрашено как обычно – розовыми цветами в обрамлении зелени.

Как сообщается в заметке, фирма, заказавшая матрешек, подарит их каждому из своих сотрудников. Цитирую: «…у них [японцев] существует целая философия о том, как «слушать голову людей», то есть внимательно прислушиваться к настроению человека. А матрешка-череп будет напоминать креативным дизайнерам фирмы, что, помимо добра, в мире есть зло, нужно всегда быть готовым его отразить, не впустить в дом. Есть еще одна версия — рассматривать эту куклу как своего рода домашний оберег: если «живет» в квартире игрушка-скелет, то она не пустит беды и болезни через порог».
Японцы не одиноки.  Человеческие черепа всегда внушали людям священный трепет. С ними были связаны самые невероятные истории и магические ритуалы: у одних народов черепа дарили невесте, у других с их помощью исцелялись от болезней...  Пережитки моды английской знати на фамильные черепа сохранились до наших дней.
Череп – это символ смерти и одновременно бесстрашия перед её лицом в виде черепа с костями (обычно белого или серебряного на чёрном фоне). Череп и кости, как наиболее стойко противостоящая тлению и в наименьшей степени поддающаяся разрушению органическая ткань, в большинстве древних культур издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа, отнюдь не являясь, вопреки широко распространенному заблуждению, символом устрашения, разрушения и смерти.
В заметке сообщается также, что заказ на 300 матрешек поступил на фабрику в ноябре 2008 года. Возникает вопрос: «Что же подтолкнуло японцев к этой мысли? Где они могли видеть нечто подобное?»  Ответ напрашивается сам собой. Незадолго до появления заказа, в октябре 2008 года в Москве проходила 16-я выставка «Некрополь», в рамках которой проводился первый международный конкурс-выставка  «Тема смерти в современном искусстве».
350 авторов из 24 стран мира: Украины, Германии, Голландии, Белоруссии, Узбекистана, Израиля, Кыргызстана, Молдовы, Литвы, Казахстана, Грузии, Армении, Канады, Италии, Финляндии, Перу, США, Южной Осетии, Индии, Испании, Латвии, Польши, Франции представили свои работы.  К участию было заявлено 1300 работ. Помимо живописи, графики и скульптуры на конкурс представлены декоративно-прикладное искусство, инсталляции, автоаэрография, ювелирные работы, тату-арт, фото-арт, фотопринт, иконопись, работы из песка, перфорация на металле, «килавар» — панно из обрезков коврового покрытия, видеоинсталляции, траурная одежда, шитье, коллажи, вышивка гладью, вышивка крестом, керамика, куклы, черепа, украшенные стразами, бисером, кристаллами Сваровски, роспись по дереву, по фарфору, резьба по дереву, матрешки, игрушки, инсталляции из кристаллов Сваровски, похоронное искусство, мемориальные архитектурные проекты.
За три дня работы на выставке было более 1000 посетителей.  
Среди множества экспонатов на выставке были представлены матрешки с черепами вместо лиц. Именно там японские креативщики почерпнули идею создания подобных сувениров.
Любопытно, что, согласно некоторым источникам, считающаяся исконно русским символом матрешка пришла в Россию именно из Японии. Она была  выточена по образцу, привезённому из Японии русскими военнопленными, вернувшимися в Россию  после окончания Русско-японской войны. Вот такое путешествие: из Японии в Россию и обратно.

Ольга ГЕРАСИМЕНКО, менеджер Похоронного портала

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика