КАК ЭТО БЫЛО
В рамках выставки «Некрополь 2009» пройдет 10-я международная научно-практическая конференция Союза похоронных организаций и крематориев «Современные подходы к управлению похоронным делом», в ходе которой будут работать тематические секции. Одна из них тесно связана с вопросами развития похоронной отрасли, в т. ч. c совершенствованием обряда погребения и символики похоронного дела и похоронной униформы. Кроме того, будет представлена экспозиция старинных траурных костюмов, которая наверняка станет предметом обсуждения, обмена мнениями участников выставки. В преддверии творческой дискуссии по возрождению и созданию новых погребальных обрядов, разработке и использованию современной похоронной униформы предлагаю материал о том, как эти вопросы решались в СССР.
В советский период не существовало единого образца, четкого положения о проведении похоронного обряда. В многонациональной стране прощание и погребение усопших осуществлялось в основном в традиционном для данного региона стиле, с учетом как общепринятых, так и религиозных устоев. Хотя и были попытки выработать новую обрядность. Так, рассматриваемый в данной статье обряд «Похороны» был разработан в конце 70-х годов прошлого века Комиссией по изучению и внедрению новых гражданских праздников и обрядов Украинской ССР на основе торжественно-траурных ритуалов, которые сложились в СССР после Октябрьской революции, и многовековых народных традиций.
Точнее сказать, при разработке организационных вопросов проведения похоронного обряда была использована практика работы отдельных похоронных служб Украинской ССР и заимствован опыт проведения траурных церемоний в ряде других союзных республик. Фактически документ, рекомендованный к использованию в 1981 году, имел всесоюзный масштаб и адрес, так как вобрал в себя типичные черты похоронного обряда, десятилетия применяемого на территории СССР.
Полагаю, для работников ритуальной отрасли в новой России этот опыт может быть не только интересным, но и весьма полезным при организации и проведении похоронных мероприятий. Правда, надо понимать существующие тогда идейно-политические особенности жизни народа.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРЯДА
В советский период похоронный обряд не был полностью завершенным и неизменным. Для постоянного совершенствования обряда, а также для более глубокого укоренения его в быту широких народных масс областные комиссии по гражданской обрядности должны были учитывать местные условия и прогрессивные традиции. По своему усмотрению они могли вносить изменения в обряд, в его символику, музыкально-хоровое сопровождение. Изменения эти должны были гарантировать высокое идейное, психологическое и эмоциональное воздействие на участников церемоний.Тем не менее, рекомендации к обряду «Похороны» носили добровольный характер.
Тексты речей организаторов обряда должны были быть разными в каждом отдельном случае, в зависимости от характера трудовой и общественной деятельности покойного. В речах наиболее ярко подчеркивались его добрые дела.
Для четкой организации похоронной службы в районных центрах и городах областного подчинения создавались бюро коммунально-ритуальной службы отделов коммунального хозяйства. Эти бюро работали на основах хозяйственного расчета. В салонах бюро проводилось оформление всех необходимых документов по захоронению, принимались заказы на все виды коммунально-ритуальных услуг: предоставление автотранспорта, приготовление могилы, изготовление надгробного памятника или надгробия, гроба, венков, цветов, покрывала, траурных нарукавных повязок, выдача напрокат магнитофона, грампластинок с записями траурных мелодий, песен и пр. Там же заказывались оркестр или хор, оформлялись документы для захоронения умершего, а также проводились необходимые консультации.
Для услуг, выходящих за пределы деятельности предприятий коммунального хозяйства, бюро заключало договоры на их выполнение с соответствующими организациями других ведомств.
Если для подготовки и проведения похорон не создавалась специальная комиссия, то бюро выделяло организатора похорон и распорядителя, которые полностью выполняли функции комиссии. Организатор похоронного ритуала и распорядитель были работниками бюро коммунально-ритуальной службы.
Организатор ритуала руководил проведением обряда: помогал советами при оформлении места гражданской панихиды, организовывал ее проведение, выяснял, кто из друзей покойного сможет выступить с прощальным словом и в случае необходимости тоже произносил сочувственное слово. Он должен был быть человеком уважаемым, обладающим хорошими организаторскими способностями. На эту должность подбирались лица из числа работников культуры, лекторов, пропагандистов, учителей — людей, способных образными средствами влиять на мысли и чувства тех, кто пришел отдать последний долг покойному.
Распорядитель принимал от организации или семьи покойного заказы, доставлял в указанное место похоронные символы и атрибуты, заказывал хор, оркестр, автотранспорт, организовывал приготовление могилы и другое.
Организаторы и распорядители подбирались комиссиями по гражданской обрядности и по их представлениям утверждались исполкомами местных Советов депутатов трудящихся.
На кладбищах предусматривались Дома траура и траурные площадки для проведения гражданских панихид. При планировании строительства таких домов и площадок учитывалось число захоронений на каждом кладбище. На проведение одной гражданской панихиды нужно около часа времени. По традиции, захоронения проводились, как правило, во второй половине светового дня. За день в одном Доме траура или на одной площадке проводилось не более пяти панихид. В течение года захоронения проводились ежедневно, исключая праздники — 1 января, 1 мая и 7 ноября. Таким образом, на город с населением в 160 тыс. человек требовалась одна площадка.
На площадке на противоположной от подхода к ней стороне строилась стена (со скошенным верхом). У подножья стены — возвышение в 30—40 см, на нем вблизи стены — подставка для древка флага, с другой стороны — тумба или настенные кронштейны для установки портрета покойного и подушечек с его наградами. На стене возле постамента крепилась чаша-факел. Рядом со стеной высаживалось дерево, лучше — плакучая ива, а по краям площадки — декоративный кустарник. Площадка асфальтировалась или же вымащивалась плитами, кирпичом, щебнем и т. д.
Постамент устанавливался в зале Дома траура и на траурной площадке, ближе к ее центру, в 2-3 м от главной стены.
При строительстве заботились о сооружении небольшого (в несколько квадратных метров) помещения для хранения флага, фотоаппаратуры, газового баллона и пр., а также для оказания первой медицинской помощи близким покойного и укрытия в непогоду. Такое помещение обычно пристраивалось к тыльной стороне стены или находилось поблизости от площадки.
Комиссия считала, что в дальнейшем на коммунальных кладбищах не следовало огораживать отдельные могилы. Что ограда вокруг каждой могилы затрудняет правильное планирование кладбища, намного усложняет доступ к могилам и содержание их в надлежащем состоянии. Считалось, что разнотипные, порой небрежно изготовленные ограды портят общий вид кладбища, чем умаляется дань почтения к памяти умерших. Кладбища следовало обносить общим забором из декоративных кустов и окапывать рвом, они должны были походить на красивые парки. Могилу рекомендовалось окружить невысоким бордюром или низкими декоративными кустами, украшать цветами.
Не следовало увлекаться сооружением больших надгробных памятников, а ограничивать их размеры до 1 м 20 см. Исполкомы местных Советов и органы коммунального хозяйства обязаны были заботиться о том, чтобы изготовление и установка памятников на кладбищах соответствовали потребностям граждан во всех населенных унктах республики.
При изготовлении надгробных памятников из гранита или мрамора была целесообразной чеканка, а на памятниках из цемента — литые изображения символа гражданства или профессий умерших. Коммунально-ритуальная служба должна была оказывать гражданам помощь в сооружении памятников, составлении и гравировке надписей (эпитафий) на них.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБРЯДА
Смерть близкого человека всегда тяжелое горе, это большая утрата для семьи, родных, друзей покойного, производственного коллектива.
Получив извещение о смерти сотрудника или члена его семьи, администрация и общественность государственного, кооперативного предприятия, учреждения или организации обязаны были позаботиться о семье, которая понесла утрату, уделить ей как можно больше внимания и теплоты, помочь делом, советом и организовать похороны умершего.
В большинстве случаев создавалась комиссия по организации похорон. В ее состав входили представители администрации, партийной, профсоюзной, комсомольской и других общественных организаций. Учитывая пожелания семьи покойного, комиссия решала, как проводить похороны, где и когда состоится гражданская панихида, будет ли приглашен организатор похорон, хор, оркестр и т. д.
Если приглашался организатор похорон, то администрация обязана была оказывать ему необходимое содействие в работе по подготовке и проведению обряда.
В обязанности комиссии входило:
— оповестить общественность о смерти человека, времени гражданской панихиды и захоронения. В организации, где работал покойный, можно было вывесить объявление-некролог или использовать другие формы оповещения через местную прессу, радио и пр.;
— позаботиться о похоронном инвентаре и атрибутах траурного отряда, заказать катафалк, автобусы, определить место захоронения на кладбище;
— подготовить, привести в порядок место для прощания с умершим и гражданской панихиды (квартира покойного, Дом траура, клуб, траурная площадка на кладбище);
— определить порядок несения почетного караула, назначить лиц, которые несли ордена, портрет, венки, гроб и др.;
— обеспечить обряд музыкально-хоровым сопровождением.
Вопрос о проведении обряда с Государственным флагом в каждом отдельном случае решала комиссия: флаг был символом наивысшей почести покойному. Если обряд проводился с флагом, то при перевозке гроба с телом покойного на катафалке укреплялись в наклонном положении два небольших флажка с черными лентами.
Во время подготовки к похоронам следовало также позаботиться о соответствующей траурной символике и атрибутике. Гроб красили либо обивали тканью или специальной бумагой, в зависимости от местных обычаев, а цвет его в большинстве случаев подбирался так: людям пожилого возраста — красный с черной каймой, ребенку — розовый с черной каймой, молодому человеку — белый с черной каймой.
Венки и цветы размещались вокруг гроба и вдоль стен в зависимости от желания семьи покойного*.
Если умерший при жизни был награжден орденами и медалями, то возле портрета размещали красные подушечки с наградами.
Почетный караул с траурными повязками (лентами) на левом рукаве размещался по обеим сторонам гроба.
Прощание с покойным
Для прощания с умершим гроб устанавливался чаще всего в его квартире либо в клубе организации, где он работал, или в помещении, специально выделенном для этой цели исполкомом местного Совета.
В назначенное время открывался доступ в помещение, где находился гроб с телом покойного. У гроба в почетном карауле — члены похоронной комиссии, представители местных организаций.
В минуты прощания тихо звучало траурное пение или музыка. Там, где возможно, следовало привлекать профессиональные и самодеятельные хоры, оркестры, инструментальные ансамбли.
За 15—20 минут до выноса гроба в помещении оставались для прощания с умершим только родные и близкие**.
Вынос гроба с телом покойного
После прощания гроб под звуки траурной мелодии выносили из помещения. Вначале несли (если положено) приспущенный флаг с траурной лентой, затем портрет покойного, венки***, награды и знаки отличия, затем — крышку гроба (узкой частью вперед). Вслед за этим выносили гроб с умершим (это выполняли мужчины, за исключением ближайших родственников). За гробом первыми шли родные и близкие.
Лицам, несущим гроб и крышку, на левую руку надевали траурные повязки.
Траурная процессия
Если процессия двигалась к кладбищу в автомашинах, то в первой машине-катафалке находился гроб с покойным, его портрет, награды и знамя. За машиной-катафалком следовали машины с родными и друзьями, затем — с остальными участниками процессии. Хор или оркестр отправляли заранее, с таким расчетом, чтобы он встретил на кладбище основную процессию.
В больших городах траурная процессия на машинах двигалась в соответствии с правилами дорожного движения.
По дороге на кладбище траурная процессия делала кратковременную остановку возле здания, в котором жил или работал покойный.
На радиофицированном кладбище процессию встречали траурной мелодией. В других случаях процессия двигалась от ворот кладбища до места гражданской панихиды и захоронения под траурное сопровождение оркестра. Въезд на территорию кладбища какого-либо транспорта (кроме катафалка в отдельных случаях) не допускался****.
Гражданская панихида
Гражданская панихида — это воздание усопшему последнего долга и почестей коллективом, общественностью и родными.
Проводились гражданские панихиды на кладбищах, в траурном зале или на траурной площадке. Открывал панихиду председатель похоронной комиссии и в исключительных случаях — организатор похоронного ритуала.
В перерывах между речами и по окончании панихиды оркестр исполнял траурные мелодии.
В случае использования на похоронах флага после окончания речей председатель похоронной комиссии или организатор похоронного ритуала оглашал:
— В дань глубокого уважения, в скорби и трауре по гражданину Союза Советских Социалистических Республик склоняем Государственный флаг!
Наступала минута молчания.
Назначенный похоронной комиссией знаменосец в сопровождении двух ассистентов склонял флаг над изголовьем покойного*****.
У могилы родные прощались с покойным, накрывали его лицо покрывалом, убирали из гроба живые цветы.
Закрыв гроб крышкой, работники кладбища или участники процессии (кроме родных) медленно опускали его в могилу.
Родные, близкие и каждый присутствующий, отдавая последний долг покойному, бросали в могилу по горсти земли.
Непрерывно звучала траурная музыка.
На могильном холмике устанавливалась (временно) надгробная табличка с указанием фамилии, имени и отчества покойного, на самом видном месте — его портрет, затем цветы и венки.
Исполнялась траурная мелодия.
После окончания панихиды похоронная комиссия или организатор похоронного ритуала проявляли заботу о родных покойного, а также от их имени благодарили присутствующих за проявленное сочувствие и оказанную честь.
Ордена, медали, знаки отличия передавались на хранение семье покойного или исполкому местного Совета депутатов трудящихся согласно существующему положению.
По установившемуся обычаю семьи покойных после похорон устраивали поминальные обеды. Предусматривалось, чтобы общественность осторожно и тактично направляла их в рамки современных бытовых условий (присутствовали самые близкие родственники, друзья, стол сервировался скромно, была атмосфера сердечности и теплого участия к людям, которые понесли тяжелую утрату).
После похорон не следовало оставлять родственников и близких покойного наедине со своим горем. С ними проводилась задушевная беседа, выражалось дружеское сочувствие.
Поминание умерших
Народный обычай поминания умерших был широко распространен во всех областях республики. В нем отражалась преемственность поколений, основанная на высокогуманных народных традициях, глубоком уважении к труду и подвигам ушедших из жизни.
Исходя из местных условий, в каждом населенном пункте считалось целесообразным проводить «День памяти умерших». Местные Советы заранее определяли, на каком кладбище, какого числа проводится поминание. По традиции, этот день приходился на середину календарной весны, а в некоторых местностях — на летний или осенний период.
День 9 Мая — праздник Победы в Великой Отечественной войне отмечался в соответствии с существующими рекомендациями и совмещать его с «Днем памяти умерших» не рекомендовалось.
Готовясь ко «Дню памяти умерших», общественность и население после зимы приводили в порядок кладбища. Исполкомы местных Советов депутатов трудящихся должны были ежегодно устанавливать для всех предприятий, организаций и учреждений объем работ по благоустройству и озеленению кладбищ и территорий вокруг мемориальных сооружений, контролировать выполнение этих работ.
«День памяти умерших» обычно начинался траурным митингом, который открывал, как правило, председатель исполкома местного Совета. В своем выступлении он говорил о славных делах рабочих, хлеборобов, воинов, людей других профессий — патриотов Советской Родины, похороненных на данном кладбище. С коротким словом выступали еще два-три человека. После каждого выступления хор или оркестр исполнял траурную мелодию.
Наиболее выразительные фрагменты «Дня памяти умерших» предлагалось транслировать по местному радио и телевидению, освещать на страницах прессы.
ПРИМЕРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПАНИХИД
Похороны матери
Накануне проведения обряда члены похоронной комиссии или организатор похоронного ритуала навещали семью покойной, тактично выясняли главные моменты ее биографии, согласовывали порядок проведения похорон.
В день захоронения прибывали на квартиру покойной, помогали советами, как лучше разместить венки, цветы, похоронные атрибуты и т. п.
Для прощания с умершей гроб обычно устанавливался дома или в траурном зале. Во время прощания пел хор или играл оркестр, также использовали магнитофонную пленку и грамзапись.
Гражданскую панихиду открывали короткой речью председатель похоронной комиссии или организатор похорон. Он выражал сочувствие родным и близким в их тяжелом горе — утрате матери, которая отдала много сил и энергии, чтобы вырастить и воспитать детей, достойных высокого звания граждан социалистического Отечества. Оратор говорил о материнских повседневных заботах, о повседневном подвиге матерей, вырастивших поколения советского народа.
Выступали другие участники похорон. Паузы между речами заполнялись траурными мелодиями. После окончания выступлений председатель похоронной комиссии или организатор оглашал:
- В честь матери, как дань глубокого уважения, в скорби и трауре по гражданке Союза Советских Социалистических Республик склоняем Государственный флаг!
Знаменосец в сопровождении двух ассистентов склонял Государственный флаг у изголовья покойной.
Наступала минута молчания.
Под звуки траурной мелодии участники процессии выносили гроб с телом покойной и двигались к месту захоронения в указанном выше порядке.
По окончании обряда председатель похоронной комиссии или организатор похоронного ритуала благодарил присутствующих за оказанные покойной почести и соболезнование близким и родным умершей.
Похороны труженика
Гражданскую панихиду открывал председатель похоронной комиссии кратким вступительным словом. Он говорил, что покойный всю свою сознательную жизнь работал на благо Родины и советского народа.
Хор или оркестр исполнял отрывок из траурной песни или мелодии******.
Председатель комиссии предоставлял слово представителю администрации, который рассказывал о трудовой деятельности, достижениях в работе, жизненном пути покойного и о том, что он оставил после себя людям на Земле. Снова звучал хор или оркестр.
Представитель общественности говорил о заслугах умершего, о его моральных качествах.
Хор или оркестр продолжал мелодию.
Слово предоставлялось представителю младшего поколения. Тот рассказывал о высоком мастерстве, теплоте и человечности, щедрости души, с которой его наставник передавал молодежи свои знания, приобретенные долгими годами самоотверженного труда.
Звучала траурная мелодия.
К присутствующим обращался с краткими воспоминаниями один из друзей покойного. Он говорил о совместно пройденном жизненном пути, раскрывал яркие черты характера своего друга, рассказывал о нем как о внимательном и заботливом человеке, отце, вспоминал его любимое занятие и увлечение. Хор или оркестр снова исполнял траурную мелодию.
Председатель похоронной комиссии провозглашал:
— В знак глубокого уважения, в скорби и трауре по гражданину Союза Советских Социалистических Республик склоняем Государственный флаг!
Знаменосец в сопровождении двух ассистентов склонял Государственный флаг над изголовьем покойного.
Наступала минута молчания.
Под звуки хора или оркестра выносили портрет, за ним — венки, награды на подушечках, крышку гроба, гроб. Траурная процессия направлялась к месту захоронения.
После приведения в порядок могильного холмика председатель комиссии благодарил присутствующих за честь, оказанную памяти умершего, и сочувствие его близким.
При подготовке этого материала использована книга «Традиции, новые обряды в быту народов СССР», М., 1981. Мне показалось, что по прошествии почти 30 лет информация из этой книги не устарела и может быть использована в современном обряде похорон. Нет сомнения, разработанный в СССР похоронный обряд послужит основой при написании нового стандарта обряда погребения и технического регламента похорон, острую потребность в котором испытывают все похоронщики России.
Примечания
*Венки лучше всего изготовлять небольших размеров из распространенных в данной местности живых растений: сосны, ели, туи, падуба, плюща; самшита, листьев ореха, зверобоя, можжевельника, тысячелистника, тиса, добавляя небольшое количество цветов (2—4—6). По народной традиции для похоронного обряда берут: душицу, синеголовник, бархатцы, нарциссы, хризантемы.
**Специфика обряда требует, чтобы все ритуальные действия во время прощания с покойным, при выносе гроба, во .время траурной процессии и при проведении гражданской панихиды происходили без каких-либо объявлений, тем более без команд. Все делается спокойно и размеренно в соответствии с незаметными со стороны советами организатора похорон или его помощника.
***Если траурная процессия будет двигаться на автомашинах, то прежде всего выносят венки, которые располагают живым коридором от дверей помещения до автокатафалка.
****Гроб принято нести на специальных носилках или везти на ручном катафалке, который во время гражданской панихиды может быть использован вместо постамента.
*****Знаменосец и его ассистенты перевязаны через правое плечо траурными лентами (ширина красной полосы 8 см, двух черных по краям — по 2 см, длина — 220 см).
******В промежутках между выступлениями, когда хор или оркестр исполняют траурные мелодии, желательно (при наличии людей) проводить смены почетного караула у гроба.
Сергей ЯКУШИН, президент выставки «Некрополь», академик Европейской академии естественных наук, член Союза журналистов, член Союза художников РФ
От редакции. В рамках программы СПОК в настоящее время готовится стандарт «Общегражданские обрядовые церемонии похоронного дела». Его обсуждение пройдет на выставке «Некрополь». Основные положения документа, а также итоги дискуссии будут опубликованы в следующем номере журнала