КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ
Перед вами проект концепции музейной выставки траурного театрального костюма из фондов Новосибирского музея погребальной культуры. Траурный театральный костюм никогда не выделяли из общего контекста истории сценического костюма и не уделяли должного внимания. Напрасно, ведь траурный костюм, несущий в себе «скорбную печать», – это безмолвный и одновременно самый красноречивый герой театральных постановок. Он отображает мощный эффект психоэмоционального воздействия на зрителя, определяет поведение и внутреннее состояние актёра. Неслучайно мы говорим о «языке костюма» (Кирсанова Р. М.), ведь одежда обладала многими свойствами языка, сообщая о герое произведения самую разнообразную информацию, дающую представление о свойствах характера, привычках, социально-культурной среде.
Театр — это ни с чем не сравнимое искусство, его специфика заключается в изображении событий, которые непосредственно происходят перед зрителем. Зритель становится их свидетелем и соучастником. «Вечные темы» искусства, такие как любовь и смерть — это основа сюжета постановок от древних игрищ скоморохов-лицедеев до современных пьес. Театр несёт в себе задачу сохранения культурных традиций, особенностей этикета. Через талантливую игру актёров, декорационное, цветовое решения спектакля и, безусловно, театральный костюм, театр выполняет роль незаменимого посредника между культурным наследием прошлого и современностью.
ИДЕЯ ВЫСТАВКИ
Уже в ХVI-ХVII вв. Ульям Шекспир определил окружающий его мир: «Весь мир — театр, а люди в нем актеры». Всю жизнь, включая и жизнь современного человека, можно приравнять к театральной сцене, на которой идет спектакль. Все играют «роли». Дома, на работе, с друзьями, с коллегами и мы всегда разные. Мы невольные люди-актеры в нашей собственной жизни. С другой стороны — театр, обращенный к душе человека, отражает его внутренний мир. Известно, что искусство черпает свои сюжеты из основных событий жизни: рождение, любовь и смерть. Естественно, театр вынужден переносить на свои подмостки бытовые традиции, обряды и ритуалы.
Одним из таких ритуалов является обряд погребения. У разных народов он совершенно различен и несет отпечаток местных традиций. Это и сожжение тела под радостные песнопения, и трагические завывания приглашенных плакальщиц. Погребальное шествие разворачивается в балете «Ромео и Джульетта» на музыку С. Прокофьева, со сцены отпевания начинается балет «Анюта» В. Гаврилина и В. Васильева. Сценой оплакивания убитого возлюбленного, завершается балет «Спартак» А. Хачатуряна и Ю. Григоровича.
Внешнее выражение скорби по ушедшему из жизни человеку во все времена диктовало особые правила поведения и ношения траурной одежды. Но и сама эта одежда могла резко отличаться. Из истории мы знаем, что плащи воинов античности были красными, чтобы скрыть перед противником кровь раненого бойца. В некоторых странах Африки и сегодня красный является траурным. Цветом траура французского королевского дома был белый. Траурным считался и лиловый цвет, известный в России как «дофиновый» («Дофин» — наследник французского престола). В ряде азиатских стран траурным считается желтый цвет, в Иране – синий.
Белый очень широко используется в христианстве как символ веры, чистоты, истинности и светлости. Белый цвет в одежде означает начало. Любопытно, что белый цвет считается цветом призраков. А в России – цвет траура для детей.
В балетном театре возникло целое направление романтического искусства – «белый», или «белотюниковый балет», давший такие шедевры, как второй акт «Жизели» (виллисы) или картина «Тени» («Баядерка»), где действие происходит в потустороннем мире.
В противоположность белому – черный, поглощающий все цвета. Он загадочен, связан с любопытством, притягивает к себе, пугает. Когда наступает депрессия, то остаются только негативные характеристики черного цвета. Как правило, черный цвет предпочитают, когда наваливается депрессия и отвергаются окружающие. Он всегда, как и смерть, говорит о тишине, спокойствии и означает отрешённость.
Предпочтение черного в одежде – нехватка или отсутствие в жизни чего-то очень важного – человек закрывается черным цветом.
Драматический, оперный и балетный театр знает множество примеров того, когда на сцене изображаются траурные шествия, погребальные обряды или действуют герои, носящие траур и цвет сценических костюмов здесь играет важнейшую роль и является ярким психологическим акцентом всего спектакля.
Достаточно вспомнить греческую трагедию, мизансцены шекспировских пьес, в первую очередь «Гамлета». Владимир Высоцкий: «…Я играю Гамлета в черном костюме. Гамлет в отличие от всех других участников этого спектакля долго помнит об отце и поэтому носит траур довольно долго, весь спектакль траура этого не снимает. Я одет в черное. Все остальные — немножечко посветлее. Но Дания все-таки тюрьма, там мрачно, погода плохая, все на исходе дня и ночи — такой серый свет. И один Гамлет, как черная фигура…»
Огромный пласт русской драматургии занимает творчество А. Островского. Едва ли не в каждой его пьесе — причем не только в трагедии, но и комедии — действует персонаж, носящий траурные одежды. В «Талантах и поклонниках» это мать героини Домна Пантелеевна, в «Без вины виноватые» Кручинина 17 лет живет с постоянной внутренней болью утраты якобы давно умершего сына. В «Доходном месте» автор выписывает портрет вдовы коллежского асессора Кукушкиной, а в «На всякого мудреца довольно простоты» действует Турусина - «богатая вдова, барыня из купчих». В «Волках и овцах» богатую вдову Евлампию Купавину пытается подчинить властная честолюбивая Мурзавецкая. В «Грозе» одним из главных персонажей является Марфа Кабанова - «богатая купчиха, вдова». А в пьесе «Лес» Островский даже подчеркивает: Раиса Павловна Гурмыжская, вдова 50-ти с небольшим, очень богатая помещица, «одевается скромно, почти в трауре». В пьесе А. Чехова «Медведь»
Елена Ивановна Попова, вдовушка с ямочками на щеках, нарядилась в траур, который не может усмирить ее бушующие витальные силы.
«Страдание, - писал А. П. Чехов, - выражать надо так, как они выражаются в жизни, то есть не ногами и не руками, а тоном, взглядом; не жестикуляцией, а грацией». В этой связи вспоминается чеховское «Приданое»: писатель рассказывает о горе старой женщины, потерявшей любимую дочь, для которой она из года в год готовила приданое. В окончательном варианте рассказа Чехов даже исключает слово «смерть», достаточно, что на старухе было черное траурное платье.
Особая символика цвета отличает все сценические костюмы С. Вирсаладзе, который учитывал и психологию цвета, и традиции.
Разве получится в обычном костюме передать судьбу человека? В театральных костюмах есть душа, настроение, так как в нём «закодирована» судьба героя. Сценическое платье может служить ключом литературных произведений и целой эпохи. Мы говорим о «языке костюма», т.к. одежда обладала многими свойствами языка, сообщая о герое произведения самую разнообразную информацию, дающую представление о свойствах характера, привычках, социально-культурной среде и психологическом состоянии человека.
ТРАДИЦИИ
Для европейцев траур (от немецкого der Trauer — «печаль») — сдержанное, не бьющее в глаза выражение скорби по усопшему.
В XIX — начале XX вв. в России было принято подолгу носить траур. По смерти близкого родственника супруга, родителя, брата — в течение года. Поэтому существовала определенная мода на черное, траурные детали, аксессуары, платья. Траур подразделялся на глубокий траур, который носился год; полутраур, соблюдавшийся полгода; и трехмесячный траур, во время которого допускалось вместо черного носить серое и лиловое. Краткий траур соблюдался по родственнику не очень близкому, например кузену или племяннику. Но вдова, в соответствии с правилами приличия, должна была носить черное в течение года без малейших послаблений. Траур выражался тканью, отсутствуем драгоценностей, что указывало на уход близкого человека.
В ХХ веке связь времен как будто прерывается. Сегодня нет ничего более неопределенного, чем траурный этикет.
В Западной Европе семьи еще сохранили представления о старинных обычаях и траурной одежде. В России после революции все жестоко искоренялось. На целый век ушли традиции из прошлого.
ЦЕЛЬ ВЫСТАВКИ
Рассматриваемый нами период XIX— начала XX века особо склонен к театральности. Именно театр дает замечательную возможность восстановить связь времен, традиции, восполнить пробел в истории отечественной культуры путем экспонирования тематической выставки траурного сценического костюма и воссоздания исторической реконструкции траурного платья (по журналам мод позапрошлого века). Все работы выполнены профессионалами в области создания театрального костюма, а именно художественно-производственными мастерскими крупных российских театров: Новосибирского и Красноярского государственных театров оперы и балета, Омским академическим драматическим театром; ведущими театральными вузами: школой-студией МХАТ, Санкт-Петербургской государственной академией театрального искусства, а также ведущими художниками-модельерами. Спонсор выставки - Сергей Якушин.
КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ
Художественное оформление
Выставочный павильон представляет собой театральную сцену. Общая панорама изображает кресты, памятники эпохи барокко, усыпальницы. На баннерах представлены иллюстрации знаменитых архитектурных сооружений и памятников: Египетские пирамиды, пирамиды Мексики, мавзолей Тадж Махал, Пантеон Дома инвалидов, усыпальница Улугбека в Самарканде, скульптуры Микеланджело в усыпальнице Медичи и т.д. На стенах висят афиши спектаклей, гравюры, а фото иллюстрируют соответствующие тематике мизансцены спектаклей. Возможна трансляция видеоизображения известных спектаклей. Все пространство поделено на секции.
Разделы и экспонаты
На манекены надеты костюмы персонажей спектакля, которому посвящена данная секция.
Секция №1 воспроизводит сцену казни Марии Стюарт: обтянутый черным сукном эшафот, плаха, топор, алое платье королевы, в котором она пришла на казнь (см. трагедию Ф. Шиллера и исторические хроники).
Секция №2 представляет собой театральную костюмерную, где висят костюмы, среди которых особый акцент сделан на траурные платья и аксессуары, создает представление о «закулисной кухне театра». Это место, где рождаются образы героев спектаклей.
Секция №3 обставлена в виде театральной гримерки, в которой приготовлены костюмы и реквизит для спектакля. Создается впечатление, что сейчас сюда войдут актеры и начнут накладывать грим, облачаться, разбирать детали.
Cекция №4 «Русский театр». Дамские траурные платья как предложение сценического костюма для «вдовушек» — героинь пьес А. Н. Островского и А. П. Чехова.
Такие платья могли носить представительницы купеческого и дворянского сословия во время строгого траура и полутраура во второй половине XIX века. Историческая реконструкция.
Секция №5 «Платье как иконографический источник».
«Отправляйся в деревню, носи траур по мне в течение двух лет, потом выйди замуж, но только не за шалопая», — завещал жене Александр Сергеевич перед смертью.
Картина Мазера «Наталия Николаевна Пушкина во вдовьем платье» (живописная копия). Реконструкция платья.
Картина П. А. Федотова «Вдовушка» (живописная копия). Реконструкция платья.
Картина Н. Н. Ге «Екатерина II у гроба Елизаветы Петровны». Реконструкция платья.
Представлены также макеты, эскизы костюмов и декораций, программки спектаклей (в отдельных витринах).
Фоном может звучать православная литургия, католическая месса, монологи героев трагедий, сцены из спектаклей.
Большую часть траурных платьев будущей выставки можно будет увидеть в Москве уже в октябре на выставке «Некрополь», в рамках которой пройдет презентация крупнейшего в Европе проекта «Траурная мода прошедших столетий», который на свои деньги реализует меценат Сергей Якушин.
Автор концепции: Наталия ПАПАНОВА, искусствовед, директор галереи. Рецензент: доктор искусствоведения, профессор Кирсанова Раиса Мардуховна, преподаватель театрального института им. Бориса Щукина
#GALLERY#