Данте в своем творчестве очень тесно соприкоснулся с темой смерти, создав свое бессмертное (простите за каламбур) произведение-путешествие по загробному миру «Божественная комедия».
Как же представлена тема смерти в «Божественной комедии»?
Основной темой «Божественной Комедии» можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека.
КОМПОЗИЦИЯ
«Божественная комедия» отличается четкой и продуманной композицией: она разделена на три части (кантики), каждая из которых изображает одну из трех частей загробного мира, согласно католическому учению, ад, чистилище и рай. Каждая часть состоит из 33 песен, а к первой кантике добавлена еще одна песнь-пролог, так что всего получается 100 песен: вся поэма написана трехстрочными строфами – терцинами.
Это господство в композиционной и смысловой структуре поэмы числа «три» восходит к христианской идее о троице и мистическом значении этого числа. На этом числе основана вся архитектоника загробного мира. В своей поэме Данте отразил и средневековые представления об аде и рае, времени и вечности, грехе и наказании.
Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь.
В Аду Данте мифологические персонажи сосуществуют с дьяволами из Библии. Харон, Минос, Цербер, кентавры, Минотавр превращены в дьяволов, карающих грешников. Боги и полубоги античности демонизированы. Несомненно, что Данте воспринял топографию царства Плутона от древних поэтов (особенно Вергилия, который стал его проводником по Аду и Чистилищу), но пылающая и кровавая река Флегетон, гарпии в лесу самоубийц, Цербер, яростные фурии на стенах Дита – образы Данте.
ВЕРГИЛИЙ
Кстати, почему именно Вергилий становится проводником Данте?
Существует множество версий, почему Данте выбрал себе в проводники Вергилия. Например, причиной, возможно, послужило то, что Вергилий описывал в своей «Энеиде» странствия героя Энея по подземному царству мертвых.
Но Вергилий – еще и земляк Данте, римлянин, а значит, предок итальянцев.
Вергилий
Узнав, что Вергилий послан Беатриче, Данте без трепета отдается руководству поэта. Вергилий ведет Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче.
И поскольку именно поэту открыт способ выражения высшего мира, то он и выбран проводником в потусторонний мир. Влияние «Энеиды»» Вергилия сказалось в заимствовании у него отдельных сюжетных деталей и образов, описанных в сцене нисхождения Энея в Тартар с целью повидать своего покойного отца.
Вергилий водил своего Энея в царство теней; теперь он будет руководителем Данте, пока ему, язычнику, дозволено идти, чтобы сдать его на руки поэта Стация, которого в средние века считали христианином; тот поведет его к Беатриче.
БЕАТРИЧЕ
Несколько слов о Беатриче.
Беатриче Портинари - «муза» и тайная возлюбленная Данте.
Была его первой и платонической любовью, вышла замуж за другого и рано скончалась.
Беатриче
Воспета в главных произведениях Данте и оказала огромное влияние на развитие темы платонической любви поэта к недоступной даме в европейской поэзии последующих веков. О реальной жизни Беатриче имеется крайне мало сведений.
Она выступает в качестве проводника в «Божественной комедии». Там она перенимает эстафету проводника у Вергилия, поскольку латинский поэт, будучи язычником, не может войти в рай, а также потому, что будучи воплощением божественной любви (как истолковывается ее имя), именно она ведет к блаженным видениям.
А теперь непосредственно о том, как описаны три части потустороннего мира у Данте.
АД
Ад в «Божественной комедии» представлен в виде 9 кругов.
1 круг
Называется Лимб. Стражем здесь служит герой Древнегреческих мифов – Харон. Здесь томятся некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане. До воскресения Христа здесь были все ветхозаветные праведники. Наказывают здесь безболезненной скорбью.
2 круг
Похоть. Страж здесь – Древнегреческий царь Минос. Здесь наказываются сладострастники. Наказание – кручение и истязание ураганом, удары душ о скалы преисподней.
3 круг
Чревоугодие. Страж – Цербер, страшный трехголовый пес из греческой мифологии, охраняющий подземное царство Аида. Томятся обжоры и гурманы. Наказание – гниение под дождем и градом.
4 круг
Скупость (жадность). Страж – Плутос, бог богатства в Древнегреческой мифологии. Томятся скупые и расточители. Наказание – перетаскивание с места на место огромных тяжестей; души, столкнувшись друг с другом, вступают в яростный бой.
5 круг
Гнев (река Стикс). Страж – Флегий сын Ареса (Древнегреческого бога войны). Томятся гневные и предающиеся унынию. Наказание – вечная драка в грязном болоте Стикс, где дном служат тела скучающих.
6 круг
Стены города Дита (Аида) – Древнегреческого подземного царства мертвых. Стражи – Фурии (Древнеримские богини мести – Тисифона (мстящая за убийство), Мегера (завистница) и Алекто (непрощающая). Томятся еретики и лжеучители. Наказание - лежать в раскаленных могилах. Надгробие отрыто, внутри могилы горит огонь, он раскаляет до красноты стенки гробницы.
7 круг
Город Дит. Страж –Минотавр (персонаж Древнегреческой мифологии, страшное чудовище – бык, обитающий в лабиринте на острове Минос). Томятся совершающие насилие. Делится на 3 пояса
1 пояс
Флегетон- пылающая река из Древнегреческой мифологии. Томятся насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники). Наказание – кипеть во рву из раскаленной крови. Тех, кто вынырнет, подстреливают из лука кентавры (в Древнегреческой мифологии – дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади): Несс (кентавр, отравивший Геракла (героя Древнегреческой мифологии) своей кровью), Хирон (изначально наделенный бессмертием, отказался от него) и Фол (был убит Гераклом за предательство).
2 пояс
Лес самоубийц. Томятся насильники над собой (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества). Наказание – самоубийц в виде деревьев терзают гарпии (в Древнегреческой мифологии – злобные существа с головой и телом женщины, крыльями, хвостом и лапами птицы) ; мотов загоняют гончие псы.
3 пояс
Горючие пески. Томятся насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство). Наказание – изнывать в бесплодной пустыне. С неба капает огненный дождь.
8 круг
Злопазухи, или Злые Щели. Страж – Герион (в Древнегреческой мифологии – злой великан).Томятся обманувшие недоверившихся. Делится на 10 рвов.
1 ров
Томятся сводники и обольстители. Наказание – грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами.
2 ров
Томятся льстецы. Наказание - влипли в зловонный кал.
3 ров
Томятся святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями. Наказание – туловища закованы в скалы вниз головой, по ступням струится огонь.
4 ров
Томятся прорицатели, гадатели, звездочеты, колдуньи. Наказание – голова повернута на пол-оборота (назад). Поражены немотой.
5 ров
Стражи – бесы-«Загребалы». Томятся мздоимцы, взяточники. Наказание – кипеть в смоле. В тех, кто высунется, черти вонзают багры
6 ров
Томятся лицемеры. Наказание – закованы в свинцовые мантии.
7 ров
Томятся воры. Наказание – мучения гадами, взаимопревращения с ними.
8 ров
Томятся лукавые советчики. Наказание – души спрятаны (горят) внутри огоньков.
9 ров
Томятся зачинщики раздора Наказание – потрошение.
10 ров
Томятся фальсификаторы, подельщики. Наказание – болезни.
9 круг
Предательство (Ледяное озеро Коцит)
Пояс Каина (первый убийца на Земле, совершивший из зависти убийство родного брата).
Пояс Антенора (троянец по происхождению изменил родному городу, вступив в сговор с греками)
Пояс Толомея (наместник в Иерихоне, который, пригласив к себе своего тестя, князя-первосвященника Иудеи, и двух его сыновей, вероломно убил их на пиру)
Пояс Джудекка (Иуда Искариот)
Середина, центр вселенной
Стражи – Гиганты (Бриарей – один из титанов, напавший на Юпитера на Олимпе, Эфиальт – в Древнегреческой мифологии прославился нечеловеческой силой и буйным нравом, Антей – в Древнегреческой мифологии убийца), Люцифер (дьявол, ангел Бога, страж пути к чистилищу. Томятся обманувшие доверившихся:
Предатели родных
Предатели родины и единомышленников
Предатели друзей и сотрапезников
Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого
Вмерзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия - заговорщики, убившие Цезаря). Наказание – вмерзли в лед по шею, и лица их обращены книзу.
ЧИСТИЛИЩЕ
Часть загробного мира, куда попадают души, успевшие рано или поздно покаяться в совершенных грехах, в связи с чем получившие возможность достигнуть Рая после того, как «отбудут срок» в Чистилище. Страж – Катон Младший Утический – государственный деятель последних времен Римской республики, который, не пожелав пережить ее крушение, покончил с собой. Делится на две части: Предчистилище и непосредственно Чистилище.
1-й уступ Предчистилища
Томятся нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием.
2-й уступ Предчистилища
Томятся нерадивые, умершие насильственной смертью, но успевшие покаяться.
Долина земных властителей
Томятся правители, поглощенные мирскими делами.
Чистилише включает семь кругов.
1-й круг
Томятся гордецы. Наказание – медленно ползут, согнувшись до земли под тяжестью камня, привязанного к шее.
2-й круг
Томятся завистники. Наказание –одетые во власяницу, сидят, прижавшись спиной к скале, плечами – друг к другу. Их веки зашиты.
3-й круг
Томятся гневные. Наказание находятся в дыму, от которого ничего не видно.
4-й круг
Томятся унылые. Наказание – несутся «в вечном непокое».
5-й круг
Томятся скупцы и расточители Наказание – рыдают, лежа лицом к земле и не смея двинуться.
6-й круг
Томятся чревоугодники. Наказание – исхудавшие до костей, «дважды мертвые на вид».
7-й круг
Томятся сладострастники. Наказание – в огне.
РАЙ
Состоит из 10 сфер или небес.
1 небо
Луна. Здесь живут Ангелы - духовные, бесплотные существа, сообщающие волю Бога и обладающие сверхъестественными возможностями. Это обитель соблюдающих долг, исполняющих обеты.
2 небо
Меркурий. Живут Архангелы – старшие ангелы. Это обитель реформаторов, честолюбивых деятелей и невинно пострадавших.
3 небо
Венера. Живут Начала – им поручено управлять Вселенной и стихиями природы. Это обитель влюбленных.
4 небо
Солнце. Живут Власти – имеют власть укрощать силу дьявола. Обитель мудрецов и великих ученых. Они образуют два круга («хоровода»).
5 небо
Марс. Живут Силы – творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Обитель воителей за веру.
6 небо
Юпитер. Живут Господства – наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения. Обитель справедливых правителей.
7 небо
Сатурн. Живут Престолы – на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой. Обитель богословов и монахов («созерцателей»).
8 небо
Сфера звезд. Живут Херувимы – заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости. Обитель «торжествующих».
9 небо
Перводвигатель, кристальное небо. Живут Серафимы - пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней. Обитель ангелов и святых.
10 небо
Эмпирей – Пламенеющая Роза и Лучезарная Река (сердцевина розы и арена небесного амфитеатра). На берегах реки (ступенях амфитеатра, который делится еще на
2 полукружия – ветхозаветное и новозаветное) восседают блаженные души. Живет Бог. Обитель Божества и блаженных душ.
ИЛЛЮСТРАЦИИ К «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»
Наиболее известны и интересны в этом смысле гравюры французского художника Гюстава Доре.
Особенно любопытно, что выполнил он их в десятилетнем возрасте.
Гюстав Доре
ПОСМЕРТНАЯ СУДЬБА ДАНТЕ
Какова же была посмертная судьба поэта так близко соприкоснувшегося с темой смерти в своем творчестве?
Последние годы Данте усиленно работал над «Раем». Словно чувствуя, что близок его час, он торопился кончить третью и последнюю часть поэмы.
После поездки в Венецию он вернулся, но с малярией, захваченной в болотистых испарениях реки По. Крепкий организм поэта был ослаблен усиленной работой над поэмой, требовавшей нечеловечески нервного напряжения. Болезнь усиливалась непрерывно и в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года Данте Алигьери умер.
Когда поэта не стало, домашние начали искать то, что было хранилищем его души, его «Комедию». Первые две части были давно уже распространены, но «Рай» еще не был обнародован. Поиски быстро обнаружили наиболее значительную часть последней кантики, но заключительные песни куда-то исчезли. Между тем всем близким было хорошо известно, что «Рай» был доведен до конца. Сыновья были в отчаянии. Тогда Данте явился к одному из них –Джакопо – во сне и указал, куда он спрятал последние песни перед отъездом в Венецию. Именно там их и нашли. Легенда трогательно украшала чудесами все, что было связано с поэтом.
Данте был похоронен с великими почестями. Тело его по приказанию синьора города Равенна было украшено поэтическим убором поверх погребального ложа. Поэтический венок, которого Данте тщетно дожидался при жизни, сопутствовал ему в могилу. Самые почетные граждане Равенны донесли на своих плечах гроб до места его последнего успокоения, небольшой капеллы при церкви Сан Франческо.
Когда весть о смерти Данте разнеслась по Италии, много было сложено стихов, посвященных его памяти.
И только его родной город – Флоренция – долго не оказывал почестей поэту. В 1396 году флорентийцы впервые сделали попытку получить из Равенны прах поэта, чтобы похоронить его, как он мечтал, в церкви Санта Кроче. Равенна отказала. И продолжала отказывать всякий раз, как Флоренция возобновляла просьбу. Наконец Микеланджело Буонарроти, обратился к папе с просьбой поддержать ходатайство Флоренции о возвращении останков Данте в его родной город и обещал соорудить достойный его мавзолей. Это было в 1520 году. Невозможно было отказать в такой просьбе папе, тем более что за папой стоял сам Микеланджело. Равенна сдалась. Но... когда открыли саркофаг, он оказался пустым. Останки Данте исчезли. Ответ пришел во Флоренцию после долгого расследования.
Францисканские монахи, не желая расставаться с драгоценной реликвией, пустились на хитрость. Не трогая саркофага, они пробили стенку капеллы, к которой он прислонен со стороны монастыря, и унесли прах поэта. Долгое время никто не знал, где он находится. Широкой публике ничего об этом объявлено не было, и по-прежнему толпы паломников стекались в Равенну, чтобы поклониться гробнице поэта.
Она находится с 1482 года в мавзолее. В стене над саркофагом вделан его же барельеф, изображающий Данте задумавшимся над книгой. В 1870 году мавзолей был перестроен и получил свой нынешний вид. Его фасад выходит в узенькую улицу, так что до последнего времени трудно было даже окинуть его взором. Поэтому было решено освободить пространство перед ним от построек, чтобы мавзолей стал обозрим. Вокруг усыпальницы поэта воздвиглась «зона молчания».
Надгробие Данте в Равенне
И кости поэта находятся по-прежнему в гробнице. Их нашли 27 мая 1865 года случайно, при небольшом ремонте в соседней капелле монастыря. Когда снесли часть стены, то на месте заложенной двери оказался деревянный ящик с надписями, что в нем находится прах Данте, скрытый в этом месте 18 октября 1677 года. Кости были положены в ящик орехового дерева и поставлены в старый саркофаг. Так, в шестисотлетнюю годовщину рождения поэта был вновь обретен его прах.
Флоренция просила у Равенны вернуть ей останки поэта в последний раз за год до того, как они были найдены. Конечно, ей было отвечено отказом.
Прах остался там, где поэт спокойно провел свои последние годы.