2 декабря 1814 года умер маркиз де Сад – писатель, проповедник абсолютной свободы. Он так сильно боялся быть погребенным заживо, что оставил ряд указаний на этот счет в завещании. Кто еще из известных личностей страдал тафофобией, - в нашем материале
Маркиз де Сад
200 лет назад скончался французский маркиз, писатель, основоположник садизма Донасьен Альфонс Франсуа де Сад. Он проповедовал абсолютную свободу. Основной ценностью жизни считал утоление стремлений личности. 29 лет маркиз де Сад провел в разных тюрьмах, там он придумывал множество воображаемых собеседников, которые позже появлялись на страницах его произведений.
Он умер в возрасте 74 лет в доме для умалишенных в Шарантоне, на окраине Парижа. Несмотря на огромную популярность его книг, в последние годы жизни Маркиз де Сад влачил нищенское существование. Маркиз страдал распространённой фобией – быть погребенным заживо.
В своем завещании де Сад отметил: "Я категорически запрещаю, чтобы мое тело было под каким бы то ни было предлогом вскрыто. Я повторяю пожелание, чтобы оно хранилось 48 часов в той комнате, где я умру, помещенное в деревянный гроб, который не должны забивать гвоздями ранее 48 часов, предписанных выше, а по истечении их вышеупомянутый гроб следует заколотить". Однако последняя воля маркиза была нарушена. Его тело было вскрыто.
Николай Гоголь
Николай Васильевич Гоголь страдал от множества фобий, замечен среди них и страх быть похороненным живьем. Последние годы жизни писателя тафофобия полностью овладела им. Гоголь спал только сидя – по его словам, кровать ассоциировалась у него со смертным одром. Он боялся уснуть и очнуться в могиле.
На этой почве у Гоголя развились серьезные нарушения: бессонница, кошмары, несколько раз расстройство доходило до очень глубокого и продолжительного летаргического сна. Фобия просочилась и в произведения писателя, так первую главу "Выбранных мест из переписки с друзьями" он начинает словами: "Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь свою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться…"
Умер Гоголь 21 февраля (4 марта) 1852 года, среди версий его смерти значится и летаргический сон с последующей гибелью в могиле от недостатка кислорода. Однако, по мнению ученых, данное предположение несостоятельно.
Артур Шопенгауэр
Современники говорили, что известный философ, мыслитель иррационализмаАртур Шопенгауэр был чудаковат в той или иной мере. По всей видимости, его тафофобии способствовала смесь его жизненных взглядов: Шопенгауэр увлекался немецким романтизмом, тяготел к мистике, крайне положительно отзывался о работах Иммануила Канта, а также постоянно смотрел на мир сквозь призму буддизма, Упанишад и трудов Цицерона.
Согласно данным современников, Шопенгауэр поручил своим приближённым в случае подозрений в его смерти не прибегать к похоронам сразу, а ждать пять дней, чтобы удостовериться в том, что философ всё же умер. В результате похороны Шопенгауэра едва не были сорваны сильнейшим трупным запахом разлагающегося тела.
Философ скончался 21 сентября 1860 года от бушевавшей в тот период эпидемии пневмонии. Он отказался от каких-либо надписей на могильном камне, и там выбиты всего два слова: "Артур Шопенгауэр".
Уилки Коллинз
Английский писатель и драматург Уилки Коллинз также страдал от тафофобии. Как рассказывают близкие и друзья автора романа "Лунный камень", он испытывал муки от вызванного хроническим ревматоидным артритом наркотического пристрастия к опиуму, вызывавшего у него подчас сложные и кошмарные цветные галлюцинации.
Коллинз страдал от тафофобии в настолько сильной форме, что еженощно оставлял на своём столике у кровати "предсмертную записку", в которой просил читающего тщательно удостовериться в его смерти, если он не будет просыпаться длительное время, и будут все основания полагать, что писатель скончался.
Уилки Коллинз умер в возрасте 65 лет. Он заблаговременно составил завещание, в котором все состояние, нажитое литературным трудом, поровну поделил между обеими своими подругами и их детьми.
Марина Цветаева
Уехав в эвакуацию на пароходе с сыном 8 августа 1941 года, поэтесса Марина Цветаева прибыла в город Елабугу на реке Каме спустя 10 дней. А уже 31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой, так и не вернувшись в Чистополь, куда она устроилась посудомойкой в столовую Литфонда. Поэтесса повесилась в доме Бродельщиковых, где была определена с сыном на постой.
Всего Марина Цветаева оставила три предсмертные записки: одна из них предназначалась сыну, вторая – Асеевым, и третья – "эвакуированным", тем, кто её будет хоронить. Примечательно, что оригинал записки "эвакуированным" не сохранился – он был изъят милицией в качестве вещественного доказательства и затем утерян. Парадокс заключается в том, что именно в нём содержится просьба проверить, скончалась ли Цветаева и не находится ли она в летаргическом сне.
Текст записки "эвакуированным" известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону. С его слов, она звучит так: "Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом - сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте".