Праздник Воздвижения Креста Господня исторически имеет, если можно так сказать, трёхсоставную форму. Во-первых, мы вспоминаем в этот день событие обретения, обнаружения Всечестного и Животворящего Креста в Иерусалиме достоблаженной матушкой императора Константина Великого – святой царицей Еленой.
Второе событие, связанное с Крестом Господним произошло через десять лет. 13 сентября 335 года был освящён величественный храм Воскресения, воздвигнутый по повелению императора Константина над местом страдания, смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа. На следующий день было определено праздновать день Воздвижения Креста Господня.
Ну а третье воспоминание связано с событиями, произошедшими в 7 веке. Тогда персидский царь Хозрой разрушил Иерусалим и «пленил» Честной Крест Господень, который был увезён в Персию и пробыл там 14 лет, пока при императоре Ираклии не был возвращён с почётом на прежнее место. И снова это произошло в тот день, когда православные праздновали день Воздвижения Креста Господня.
Археология царицы Елены
Во времена императора Константина (IV в.) Иерусалим был для него примерно тем же, что сейчас для нас мифическая Атлантида или легендарная Троя. К IV веку от воспетого пророками и псалмопевцем Давидом Иерусалима не осталось и следа. Как известно, при жизни Христа Иерусалим и вся Иудея находились под властью Рима. В конце I в. евреи подняли антиримское восстание и потерпели поражение. Город был разрушен, буквально стерт с лица земли. Одно из немногих, что осталось - западная стена иудейского Храма, которую сегодня называют Стеной Плача.
Иудея по-прежнему оставалась римской провинцией. А примерно через полвека после разрушения Иерусалима римский император Адриан решил строить на его месте новый город, который назвали Элия Капитолина, который представлял из себя не что иное, как обычный римский военный лагерь. Мятежных евреев из города выгнали и запретили им даже близко подходить к городской стене. Память об иудейских восстаниях (а восстание было далеко не одно) жгла память римлян, и они решили уничтожить все, что было связано с прежним, иудейским городом. Они даже постарались изменить ландшафт иерусалимских окрестностей, а на месте почитаемых евреями мест установили языческие храмы. На Голгофе и вовсе выстроили храм богини любви - Венеры. Пожалуй, сильнее память о распятых здесь людях и о казненном Христе оскорбить было нельзя.
Константин решил, что нужно непременно поехать в Элию Капитолину и, пользуясь евангельскими описаниями и рассказами, которые христиане передавали из поколения в поколение, найти места, связанные с жизнью Спасителя. Но император не мог лично отправиться в Иудею. Он снарядил первую истории экспедицию по библейской археологии, которую возглавила его мать, - царица Елена.
Исследовав Элии Капитолины, расспросив о ней старожилов и потомков некогда изгнанных из Иерусалима евреев (им все-таки разрешалось за плату приходить в город на праздники, чтобы почтить память разрушенной столицы), Елена и ее подчиненные смогли выяснить, где находились многие описанные в Евангелиях места, в том числе Голгофа.
Голгофа - известное в древнем Иерусалиме место казней - это скала в пригороде, служившая каменоломней. На месте выломленных камней образовывались пустоты, которые использовались или для сбора дождевой воды, или в качестве мусорных контейнеров. Правда, мусор там был в том числе и довольно специфический: кресты после распятия. Дерево, ставшее орудием казни, считалось нечистым, и кресты просто-напросто выбрасывали. В окрестностях Голгофы скопилось множество крестов, среди которых, как справедливо полагала царица Елена, должен был быть и Крест Господа.
Елена и ее "археологи" нашли рядом с Голгофой три креста, рядом с которыми откопали табличку с надписью вины: "Иисус Христос, царь иудейский". Табличка была точь-в-точь такой, как ее описал евангелист Иоанн. Вот только как понять, к какому из крестов она была прибита?
Как раз в это время в Элии Капитолине хоронили одну знатную римскую матрону. Траурная процессия проходила недалеко от места раскопок. По повелению Елены (а как было не послушаться матери императора?) тело умершей поднесли поочередно к каждому из крестов. Прикоснувшись к одному из них, она воскресла.
Это чудо поразило обитателей Элии Капитолины. Множество жителей пришли поклониться Кресту Господню. Но увидеть лежащий на земле Крест толпе людей было просто невозможно. Поэтому и тогда Иерусалимский Патриарх Макарий и царица Елена стали поднимать (или, по-церковнославянски, воздвигать) Крест, а люди становились на колени, крестились и кланялись Орудию казни Спасителя. Произошло это 14 сентября. Отсюда и получил название праздник - Воздвижение Креста Господня.
Потом Крест установили на Голгофе, и некоторое время эта святыня, обрамленная драгоценным окладом стояла, можно сказать, на том самом месте, где был распят Христос. Когда спустя несколько столетий восстановленный стараниями византийских императоров Иерусалим захватили персы, они увезли Крест с собой, потому что знали, что для христиан это великая святыня.
Потом византийский император отвоевал Крест и вернул его в Иерусалим в 628 году. Частицы Креста раздавались в качестве драгоценнейших императорских даров. И в конце концов от него не осталось ничего. Только во многих храмах можно найти эти маленькие частички деревянного Креста, на котором был распят Спаситель.
Христианской традиции устанавливать кресты вне храма на земле не одна сотня лет. Обычно эти святыни воздвигают для молитвы и поклонения Спасителю, поэтому в русском языке для них прижился эпитет "поклонные".
Символ веры
Трудно сказать, где и когда появился первый в истории поклонный крест. Скорее всего, случилось это не на наших землях. А вот в Киевской Руси, по преданию, первый поклонный крест поставила на днепровских горах святая равноапостольная княгиня Ольга. В современной же России возрождаться эта традиция в нашей стране начала на излете советской эпохи, после празднования Тысячелетия Крещения Руси.
Сейчас на канонической территории Русской Православной Церкви тысячи поклонных крестов. Но, если верить преданиям, было время на Руси, когда взгляду православного христианина, где бы тот ни находился, открывалось по крайней мере одно зримое воплощение символа нашей веры. Исходя из такого критерия поклонных крестов у нас, конечно, мало.
Шире других распространены придорожные кресты. Почти всегда они ставятся у оживленных трасс, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения на дальнюю дорогу. Собственно, и смысл обычно используемых в поклонном кресте компонентов – посоха и копия – получил в нашем народе в первую очередь "придорожную" трактовку (как символов соответственно легкого пути и защиты Господом Богом).
Одна из традиционных разновидностей поклонного креста – так называемый заместитель. Обычно он обозначает место, где находилась церковь (как вариант – отмечает точку, под которой находится закладной камень в основании будущего храма). Множество крестов-заместителей появилось в России в 1990-е годы. Но и сейчас их продолжают ставить, поскольку выявляются все новые и новые факты разрушения церковных зданий в прошлом.
Часто можно видеть самодельные кресты там, где жизнь человека оборвала катастрофа. Многим кажется, будто это недавно возникший и весьма сомнительный с духовной точки зрения обычай. Но истоки у него глубокие: так называемые поминальные кресты ставились на месте внезапной гибели христианина, часто на них размещали имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест. Эта традиция на Руси также не забыта.
Обетные (памятные или благодарственные) ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Известна, к примеру, часовня под Переславлем-Залесским, построенная как сень над обетным крестом, который по преданию в память рождения в 1557 г. наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.
Приметные служат ориентиром для мореплавателей, поэтому достигают высоты 10-12 м. Были распространены в северной поморской культуре. Недавно приметный крест установлен на вершине горы Афон.
В Музее погребальной культуры (Новосибирск) расположена экспозиция "Путь Иисуса Христа на Голгофу"
Идея проекта, посвященного Крестному пути Иисуса Христа на Голгофу, Его смерти и Воскресению родилась у основателя единственного в стране Музея мировой погребальной культуры Сергея Якушина несколько лет назад, когда по его инициативе и с благословления Митрополита Тихона в Новосибирске был установлен Поклонный крест на Бердском шоссе. Но тогда полностью реализовать проект не удалось – помешали дорожные работы по расширению магистрали.
Создатели экспозиции посредством искусства постарались максимально подробно рассказывать о Крестном пути Спасителя, на протяжении которого происходили различные события, останавливающие шествие. 8 таких остановок представлены на выставке. В центре экспозиции - распятие, освященное священником Димитрием (Пасекуновым), настоятелем Собора во Имя Святой Троицы в р.п. Колывань Новосибирской области. Распятие изготавливали по оригиналам антикварных гравюр. Другой значительный экспонат - точная копия одного из гвоздей, которыми был распят Христос.
"Открытие и освящение композиции состоялось в присутствии большого числа людей, – рассказывает Сергей Якушин. - Пришло несколько сотен человек. Нас это радует, это показатель того, что люди интересуются жизнью Иисуса Христа. Сама по себе история последнего дня земной жизни Спасителя и его Крестного пути и поучительна, и назидательна. Она – пример и мужества, и геройства, и жертвенности. Теперь в Музее есть возможность рассказывать о том, как Иисус шел навстречу смерти, о том, как Его распяли, как Он воскрес ради вечной жизни всего человечества".
http://www.e-vestnik.ru/analytics/poklonnye_kresty_5807/
http://www.pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-gospodnya-sim-pobedishi/
http://www.taday.ru/text/219921.html
Воздвижение Креста Господня
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Опрос дня
26.01.2023
22.01.2023