Символ на обложке "У гроба"

11.05.2010
Гроб – явный, самый убедительный символ смерти. На первый взгляд, воспринимается как жуткое обиталище мертвеца, повергающее впечатлительных людей в страх и трепет. В то же время, в соответствии с древними традициями — место, где лежат умирающие боги и спасители. Символизирует возвращение в мистическое чрево второго рождения, воскресение, спасение и искупление. 
У гроба – символ прощания с усопшим. В жизни, когда мы стоим или сидим у гроба близкого нам человека, провожая его в последний путь на этой земле, мы преимущественно скорбим и думаем об утрате. Но вспомним евангельский рассказ о Христе, плачущем у гроба Своего друга Лазаря. Христос не говорит всего того, что говорим мы в своих жалких, неутешительных утешениях. Христос плачет у гроба и являет тем самым свое возмущение смертью, свой отказ принять ее и примириться с ней. Внезапно смерть как бы перестает быть естественным, натуральным явлением, вскрывается как нечто противоестественное, страшное и уродливое, провозглашается врагом. «Последний же враг истребится — смерть». И затем Он воскрешает Своего друга, то есть возвращает его как раз в ту жизнь, освобождение от которой мы должны воспринимать как благо.
Скорбное стояние (сидение) у гроба покойного глубоко символично и многозначительно для родственников, всех участников ритуала прощания. И церковный ритуал над телом усопшего тоже знаменателен, как акт переходного состояния. По замечанию одного богослова «смерть торжествует в этой неподвижности мертвого тела, этого бездыханного человека. Все совершилось, все кончено. Но смысл, глубина, ни с чем в мире не сравнимая красота этой службы в том, что, совершаемая у гроба и вокруг смерти, она есть созерцание, явление необычайности, новизны этой единственной смерти этого единственного человека».
Трагичность прощания с усопшим у гроба — это мотив осознания нами исполнившейся конечности бытия как того, что предстоит каждому, «пока еще живому». Не случайно кончина близкого человека так объединяет родственников, наполняя их неведомым ранее исходящим из глубины радостно-щемящим чувством. Эта интимная радость — интуитивно находимое забвение уже видимого и уже понятого одиночества человека в явившемся ему мире. Идеально-эмоциональным образом забвения становится гроб, закрываемый и заколачиваемый, опускаемый глубоко в почву, чтобы его не было видно. А в память врезается сцена прощания у гроба. Память об умершем — самая сильная память.
В мировых религиях священнодействию у гроба оказывалось особое почтение. Возвеличивая статус покойного, в дань памяти о нем наши предки изготавливали богатые гробы и устраивали пышные проводы. Зачастую сама церемония прощания у гроба затмевала горький факт смерти. В средневековье, эпоху Возрождения это характеризовало Европу. И когда в 1906 году публицист В. В. Розанов писал, что христианство — это «религия, в центре которой – гроб, религия мертвого Бога», то он был прав в более широком смысле, чем даже утверждал. Гроб (иначе – труп) находился в основе древнейших религий. Вот несколько ссылок на различные источники, с учетом того, что понятие «у гроба» иногда дано довольно условно, и символизирует лишь факт прощания, проводов в мир иной.
Ислам. У гроба матери пророк Мухаммед, переживая всю горечь ее потери, на вопрос сподвижника отвечает, что она из-за того, что не мусульманка, не попадет в Рай… Согласно одной из легенд, ревностные мусульмане, горько оплакивавшие кончину самого Мухаммеда, не пожелали хоронить тело пророка обычным способом, а сделали нечто особенное: железный гроб с его останками свободно висел высоко в воздухе, удерживаемый притяжением двух гигантских магнитных столбов.
Сейчас после смерти мусульманина тело помещать в гроб не обязательно. Зачастую используют тобут, представляющий собой носилки с раздвижной крышкой. На тобут постилают одеяло, на которое кладут покойного. Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Ближе всех к гробу стоит имам, за ним рядами стоят родные и собравшиеся. Как правило, вполне достаточно присутствия на похоронах лишь представляющей общину группы. 
Иудаизм. После смерти близкого родственника евреи плачут, рвут на себе одежды. Тело вносят в зал, где происходит прощание с умершим (если хоронят в гробу, то гроб во время прощания открыт, но тело и лицо умершего полностью закрыты саваном); родственники и друзья говорят hеспеg, т.е. «прощальное слово» об умершем. Все то, что хотят вспомнить об умершем, говорят не после похорон, а именно в надгробных речах. Ближайшие родственники совершают kpua (процедуру разрывания одежды) стоя, склонившись над открытым гробом. Читают «Поминальную молитву». Если хоронят в гробу, его после этого закрывают, а затем тело несут или везут к месту захоронения. Иудеям, умершим в «изгнании», в простой деревянный гроб кладется горсть израильской земли.
Буддизм. Культ предков дает о себе знать, например, в современном Китае. Когда умирал человек, быстро хоронить его было нельзя: время захоронения  определял прорицатель. С покойником хоронили ценные вещи. Из дорогого дерева изготавливали гроб, в него клали деньги для «дорожных расходов» усопшему. И поныне многие крестьяне верят в потустороннюю жизнь прародителей, поэтому приносят к гробу жертвоприношения – пищу, миниатюрные предметы домашнего  обихода. Ныне религиозные суеверия «модернизировались»: в некоторых провинциях КНР у гроба стали сжигать бумажные изображения телевизора и стиральной машины.
У гроба с телом жителя Таиланда несут круглосуточную вахту минимум два человека. Рядом с гробом ставят свечи, и эти бессменные дежурные следят за их огнем. Если вдруг какая-либо из свечей гаснет, это означает, что душа покойного тайца неспокойна, и необходимо просить монахов проводить дополнительные ритуалы.
В Японии присутствие буддийского священника тоже обязательно. В его обязанности входит бдение у гроба, чтение священного писания (сутр), сопровождение покойного в последний путь, присвоение умершему так называемого посмертного имени. В мир иной, гласит буддийская традиция, не следует входить под своим земным именем. 
Индуизм. Шива – один из верховных богов Древней Индии, бог смерти и рождения человека (индуисты говорят: Шива стоит и у гроба, и у колыбели). Поклонение этому богу и сейчас отмечается во многих провинциях.
Христианство. У гроба Святителя Петра русские князья целовали крест в знак верности Великому князю Московскому, венчались на царство цари, короновались императоры, оглашались государственные акты.
Святая София воспитывала своих дочерей Веру, Надежду и Любовь в любви к Иисусу Христу, которую они открыто исповедовали перед людьми. Император Адриан (117-138) велел привести их в Рим. Святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Они с радостью встретили свою мученическую кончину (были усечены мечом). Мать подвергли тяжкой доле: она была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Святая София «три дня приседяше у гроба дщерей своих молящися» и здесь же, у гроба, скончалась. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся во Франции, в Эльзасе, в церкви Эшо. 
Гроб Господень — гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа после распятия; величайшая из святынь Христианства, свидетельство и символ чуда Воскресения Христова. Он представляет собой каменное ложе, покрытое мраморной плитой размером 207 на 193 сантиметров. Гроб Господень является главнейшим и самым почитаемым из святых мест христианства, центром паломничества с особой культурой и литературой. Вопрос о доступности Гроба Господня, его правовом статусе, а порой и стремление к обладанию святыней породило ряд геополитических и религиозных конфликтов (крестовые походы; борьба за контроль над Святой землей в XIX в.), существенно повлиявших на мировую историю. Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова. Только православные, армяне и католики имеют право поочередно служить здесь, поскольку именно эти вероисповедания сообща владеют Гробом Господним. Ежедневно совершаются три литургии. Гроб Господень свободно доступен для любого паломника или посетителя в те часы, когда храм открыт и непосредственно на Гробе не совершается какая-либо служба. Существует устоявшийся православный обычай поклонения Святому Гробу. Каждый христианин должен мечтать помолиться у Гроба Господня. В царское время было создано императорское Палестинское общество, и до 20 тысяч русских паломников в год на самых льготных условиях — от простых крестьян и сельских священников до купцов и князей, художников и великих писателей — добиралось до библейских святынь. Увы, в ХХ веке эта традиция русского паломничества была прервана и пока еще не сполна восстановлена.
В традициях России были не только молитвы, но и плачи родных у гроба при прощании с покойником. Цель похоронных причитаний – обеспечить покойнику правильный переход из мира живых в мир мертвых, успешно проводить его в «дальнюю дороженьку». Отголоски плачей сохранились в северных районах. А. Г. Айдакова пишет об  обряде погребения умерших в с. Андомский погост Вытегорского района Вологодской области: «Пришедшие проститься с покойным должны вначале перекреститься, подойти к гробу, поклониться и сказать: «Прости меня, если когда чем обидел, а тебя Бог простит». Только потом здороваются со всеми присутствующими. Утром, в день похорон, у гроба зажигают свечи: по одной в головах, в ногах и с боков. Раньше перед выносом во время прощания причитали, но сейчас эта традиция утеряна. Плачут обязательно в платок, чтобы слезы не упали в гроб, «иначе покойник на том свете мокрым будет». После прощания свечи гасят, огарки кладут в гроб».
Того же мнения придерживаются исследователи греческих причитаний: «Функция плача у гроба состоит в том, чтобы (…) вступить в коммуникацию с умершим». 
По традиции православия, при отпевании покойного читающему Псалтирь приличнее стоять в ногах у гроба усопшего. Родственники и близкие стоят у гроба с зажженными свечами. Им полагается усиленно молиться вместе со священником. Во время церемонии прощания с умершим провожающие его в последний путь тушат свечи, обходят гроб с телом, совершают крестное знамение с поклоном, просят у почившего прощения за причиненные обиды, целуют венчик на лбу и икону, расположенную на груди. После прощания икону из гроба вынимают, тело полностью закрывают покрывалом, гроб закрывают крышкой. 
Протоиерей Александр Мень писал: «И вот мы здесь стоим у порога таинства, у порога смерти, у тех ворот, которые должны перед нами открыться, может быть, довольно скоро. Это я говорю не для того, чтобы вы омрачались в своей печали, которая и так уже есть у гроба, а для того, чтобы смотреть в глаза правде, чтобы около смерти думать о жизни! Думать о том, как правильно жить; как жить так, чтобы послужить людям и выполнить свой долг, свое земное предназначение». 
Церковь призывает людей не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Распятием и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по словам митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
«Поглощена смерть победой», — восклицал апостол Павел, и у гроба каждого умершего мы поем о «надгробном рыдании, претворяемом в победную песнь Аллилуйя!»



#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика