Современные подходы к управлению похоронным делом.

05.05.2010
ОБ ИТОГАХ 10-Й НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

22-24 октября 2009 года в рамках 17-й Международной специализированной выставки «Некрополь—2009» традиционно состоялась международная научно-практическая конференция «Современные подходы к управлению похоронным делом». Юбилейная, десятая по счету, конференция была организована Союзом похоронных организаций и крематориев (СПОК) совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса (РГУТиС) при активном участии Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам ветеранов. Информационно-техническую поддержку взял на себя организатор выставки – Новосибирский похоронный торговый дом.
Традиция проводить ежегодную конференцию по вопросам управления похоронным делом была основана университетом совместно с организаторами выставки «Некрополь» как возможность реального объединения работников ритуальной сферы и как способ создания площадки для широкого общения и обсуждения проблем и перспектив развития отрасли. В разные годы к организации конференции привлекались Госстрой России (а затем Росстрой), Минэкономразвития России, Минрегион России, Торгово-промышленная палата РФ, Правительство Москвы и другие государственные структуры. Новый виток развития этой площадки произошел с укреплением лидирующей роли Союза похоронных организаций и крематориев как общественного формирования и реформатора.
В этом году впервые удалось провести конференцию на таком высоком уровне. Это продемонстрировало остроту и актуальность вопросов организации похоронного дела, значимость этих тем для современного российского общества и органов власти. 
В конференции приняли участие депутаты Государственной Думы Российской Федерации, члены рабочей группы Комитета Государственной Думы по делам ветеранов по совершенствованию законодательства в сфере погребения и похоронного дела, представители Федеральной антимонопольной службы РФ, Минэкономразвития России, Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, Технического комитета по стандартизации Ростехрегулирования ТК №346 «Бытовое обслуживание населения», органов исполнительной власти города Москвы, Московской и Тверской областей, Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан и других субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, Союза поисковых отрядов, Президиум и члены Союза похоронных организаций и крематориев, специалисты Международного научно-производственного консорциума «МаВР», общественных организаций, научных и образовательных учреждений, руководители и работники похоронных служб, экспоненты и гости выставки. Всего более 150 человек.  
В ходе конференции состоялись круглые столы и семинары по вопросам:
 - модернизации законодательства о погребении и похоронном деле;
 - организации взаимодействия всех участников рынка ритуальных услуг, развития конкуренции и сотрудничества с ФАС России;
 - государственно-частного партнерства в похоронном деле и формирования целевых программ развития различных уровней;
 - формирования, развития и применения современной российской похоронной обрядности и символики;
 - организационно-методического обеспечения развития похоронного дела в регионах.
Важно отметить, что круглые столы по вопросам модернизации похоронного законодательства и развития российской похоронной обрядности и символики проведены в качестве выездных заседаний рабочей группы Государственной Думы по совершенствованию законодательства в сфере погребения и похоронного дела. Принятые решения по этим темам найдут отражение в соответствующих протоколах в Государственной Думе, на их основе будут разработаны конкретные предложения по развитию и доработке нормативно-правовой базы похоронной деятельности, сформированы проекты различных программных документов.
В своих выступлениях руководитель рабочей группы, депутат Государственной Думы Плетнева Т. В. и президент СПОК Кодыш П. Н. обозначили программу дальнейшей работы по правовому и организационному обеспечению развития отрасли.
Среди основных направлений совершенствования похоронного законодательства были отмечены:
 - вынесение на рассмотрение депутатов Государственной Думы подготовленного рабочей группой законопроекта об изменении ст. 25, 29 Федерального закона №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в части обеспечения свободного доступа на рынок как специализированных служб по вопросам похоронного дела, так и организаций любых организационно-правовых форм, выбранных по результатам конкурсов;
 - вынесение законопроекта о введении лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг;
 - внесение изменений в административное и уголовное законодательство в части установления ответственности за передачу в корыстных целях информации о фактах смерти должностными лицами;
 - согласование предложений по изменению закона №8-ФЗ, вносимых ФАС России по результатам широкомасштабного анализа рынка ритуальных услуг в РФ;  
 - утверждение комментария к ст.?2 ФЗ-8 о возможности и правомерности принятия законов об организации похоронного дела органами исполнительной власти субъектов РФ;
 - рассмотрение проекта закона «О почестях в Российской Федерации», регламентирующего среди прочего отдание почестей при погребении различных категорий граждан;
 - изменение нормы гл. 12 Устава гарнизонной и караульной службы ВС РФ о музыкальном сопровождении погребения военнослужащих;
 - дополнение Закона о ветеранах нормами по символике;
 - дополнение Закона о Государственном гербе РФ нормами в части отдания почестей при погребении;
 - изменение норм СанПиНа 2.1.1279-03 в части размещения объектов похоронного назначения;
 - нормотворческая работа в области технического регулирования, профессиональных, этических, строительных, санитарных, экологических и иных норм и требований в похоронном деле.
Большой интерес участников конференции вызвал вопрос о развитии конкуренции и выполнению рекомендаций ФАС России, которая выявила серьезные нарушения антимонопольного законодательства практически во всех регионах. 
Правоприменительная практика на сегодняшний день однозначно установила разделение полномочий и функций между муниципалитетами, муниципальными специализированными службами, похоронными предприятиями и индивидуальными предпринимателями.
К функциям органов местного самоуправления по организации похоронного дела отнесены такие процедуры, как: согласование и выделение земельного (могильного) участка на территории кладбища для погребения, регистрация захоронения и выдача соответствующего документа (удостоверения), ведение архивов и регистрационных книг, инвентаризация мест погребения и другие функции контрольно-распорядительного характера.
Эти функции не могут передаваться муниципалитетом никаким хозяйствующим субъектам, включая государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП), что и установлено Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.09.2008 г. №12027/07 (данное решение уже обсуждалось в рамках Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции на рынке похоронных услуг и размещено на разных сайтах в сети Интернет, в т.ч. на сайте антимонопольной службы). Также государственным, муниципальным и частным коммерческим похоронным службам не могут передаваться в хозяйственное ведение и оперативное управление земли, в первую очередь речь идет о землях кладбищ. Широкая судебная практиках последних лет однозначно указала на запрет подобных ограничений конкуренции. Соответствующие разъяснения были направлены Федеральной антимонопольной службой в территориальные органы.
Таким образом, можно заключить, что основными принципами организации похоронного дела в муниципальных образованиях в ближайшее время станут:
 - выполнение функций органов местного самоуправления в части погребения государственными и муниципальными бюджетными учреждениями, не являющимися хозяйствующими субъектами и работающими по утвержденной смете;
 - при необходимости создание структурных подразделений (отделов или назначение ответственных работников) в муниципалитетах для обеспечения указанных функций, либо наделение такими полномочиями существующих подразделений;
 - регламентация похоронной деятельности со стороны муниципалитетов посредством разработки необходимого пакета инструктивных и рекомендательных документов (норм и правил, режимов работы похоронных объектов, инструкций, положений, распоряжений и т.д.);
 - обеспечение добросовестной конкуренции на рынке и свободного доступа физических и юридических лиц, осуществляющих погребение, к объектам и территориям похоронного назначения;
 - устранение незаконных преференций для МУПов (и других специализированных служб) и уравнивание их в правах со всеми легальными участниками рынка;
 - проведение конкурсов на различные виды работ и услуг в сфере похоронного обслуживания, включая обслуживание кладбищ и предоставление гарантированного перечня услуг по погребению в соответствии со ст. 9 ФЗ-8;
 - замещение неэффективных методов государственного контроля саморегулированием и добровольной сертификацией. 
В ряде регионов России эти принципы уже взяты за основу: приняты решения по регламенту функционирования МУ и ГУ и передачи им земель кладбищ; проведены конкурсы на выполнение работ по благоустройству и обслуживанию кладбищ; функции специализированных служб закреплены за хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями и т.д.
Особое внимание в ходе конференции было уделено вопросам формирования и развития российской похоронной обрядности и символики.
Несмотря на выделение обрядовой деятельности как основной в процессе погребения (ст.?3 ФЗ-8), современная Россия оказалась практически полностью лишена системы норм, правил и рекомендаций в части отправления обрядовых церемоний прощания с умершими, отдания им надлежащих общегражданских и иных почестей, захоронения различными предусмотренными способами, организации мемориальных мероприятий, проведения других скорбных и траурных ритуалов. В стране также отсутствует система представительской символики и атрибутики различных категорий граждан, которая могла бы применяться в похоронном деле. Обеспечить достойные проводы наших граждан в последний путь в таких условиях крайне сложно. 
Нельзя также забывать, что ежегодно умирает (погибает) огромное количество россиян, требующих по своему служебному и иному статусам особого отношения при организации церемонии прощания и погребения – это военнослужащие, участники и ветераны войн и боевых действий, сотрудники правоохранительных органов и органов национальной безопасности, спасатели и миротворцы, государственные служащие, деятели искусства и культуры, ветераны труда и т.д. Отдельное серьезное направление – захоронение и перезахоронение жертв Великой Отечественной войны, в т.ч. останков советских воинов.
Кроме того, во многих странах проживают люди с русскими корнями, считающие себя россиянами и являющиеся носителями русской национальной культуры. Изделия с применением системы символики «Похоронное дело России и всех россиян» могли бы быть востребованы такими лицами, целыми диаспорами, религиозными и иными организациями за рубежом.
Для устранения пробела в области организации обрядовой деятельности профессиональным похоронным сообществом совместно с представителями исполнительной и законодательной власти была проделана серьезная работа:
 - силами Международного консорциума «МаВР» и Центра подготовки кадров для похоронных служб и сертификации услуг РГУТиС в 2006 году издан Гражданский требник – сборник ритуалов «Современные скорбные и траурные ритуалы России»;
 - разработан пакет проектов стандартов Союза похоронных организаций и крематориев в области разработки и применения похоронной символики и атрибутики;
 - разработан и введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определение», расшифровавший и развивший многие статьи закона о погребении;
 - внесены и приняты в 2008 году дополнения к Федеральному конституционному закону о Государственном флаге в части его использования при организации похорон;
 - в рабочую группу при Государственной Думе внесен целый ряд предложений законодательного характера (см. выше);
 - разработан проект системы представительских символов для нужд похоронного дела, а также профессиональная наградная система Ордена «Сочувствие и Содействие».
В продолжение этой работы подмосковной компанией ООО «Хоттекс» запущен социальный инновационный проект «Символика и текстильный дизайн в похоронном деле», целью которого стало обеспечение обрядовой похоронной и мемориальной деятельности текстильной продукцией (комплекты внутренней и внешней обивки гроба, а также ансамбли для драпировки и декора ритуальных залов) и аксессуарами с применением различных видов символики: общегражданской, государственной, ведомственной (служебной), воинской, ветеранской, религиозной, профессиональной (отраслевой, корпоративной, фирменной), национальной и региональной.
Предложенный проект одобрен рабочей группой при Государственной Думе и рекомендован к реализации; он неоднократно отмечен высшими наградами выставок «Некрополь» и «Ритуальные услуги» (Екатеринбург).
Участники круглого стола по вопросам похоронной обрядности сочли необходимым:
 - продолжать и развивать работу в данной области, считая ее приоритетным направлением развития похоронного дела;
 - разработать этические нормы и правила похоронной деятельности (или включить соответствующую статью в Закон о погребении и похоронном деле), а также Правила проведения похоронных обрядовых церемоний и применения соответствующей символики (в план работ по стандартизации уже включена разработка ГОСТа на услуги по организации и проведению похорон);
 - поддержать инициативу по проведению парламентских слушаний в Государственной Думе по данной теме, создать рабочую группу по подготовке слушаний с привлечением всех заинтересованных сторон. 
После рассмотрения региональных аспектов и проблем организации похоронного дела участники конференции рекомендовали:
 - активно применять программный метод развития похоронного дела на уровне городов и областей (субъектов РФ);
 - разработать типовые рекомендации по организации похоронного дела в муниципальном образовании и субъекте Российской Федерации с учетом деятельности Рабочей  - группы при Государственной Думе и рекомендаций ФАС России;
 - рассмотреть возможности повышения эффективности работы СПОК в регионах, в т.ч. за счет создания региональных представительств на базе общественных организаций, объединяющих похоронные предприятия на той или иной территории;
развивать системы контроля качества и аттестации персонала;
 - провести цикл семинаров-совещаний с привлечением местных администраций на базе различных городов с учетом настоящих рекомендаций;
 - возобновить работу по организации Первого похоронного отраслевого форума в Южном Федеральном округе РФ;
 - начать работу по подготовке Всероссийского форума работников похоронной отрасли с учетом предложений рабочей группы при Государственной Думе. 
Общий итоговый документ – Рекомендации конференции – сейчас согласовывается и в ближайшее время будет опубликован, в т.ч. на сайте СПОК в интернете.
Специалистами РГУТиС готовится сборник материалов конференции. Вниманию коллег: для публикации в нем вы можете направлять свои статьи, выступления, комментарии и иные материалы.
Все мероприятия конференции были отсняты на видео, которое ляжет в основу планируемого к выпуску фильма о работе выставки и конференции. 
По всем вопросам, связанным с подготовкой итоговых материалов конференции, можно обращаться в университет или исполнительную дирекцию СПОК: (495) 626-2186, (903) 220-2500, ufoc@mail.ru. 

Примечание.
Статью вице-президента СПОК Донца А. Н. «Ритуально-похоронное дело не отодвинуть в сторону» на тему развития конкуренции в сфере похоронного дела вы можете найти в информационно-аналитическом журнале «Конкуренция и рынок», № 4(44), декабрь 2009 г. 
  X STRONG> 
Павел УЛАНОВ, координатор конференции, руководитель программ подготовки кадров для похоронных служб РГУТиС, исполнительный директор СПОК, член рабочей группы при Государственной Думе


#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика