Символ на обложке "Погребение усопшего"

27.08.2010
Символ на обложке "Погребение усопшего"
ПОГРЕБЕНИЕ — обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям (ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г.). Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (ингумация — захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами РФ). 

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших. Обряды погребения отражали двойственное стремление: удалить, обезвредить умершего из-за боязни мертвого тела и проявить заботу о нем в иной жизни. Связывание трупа, заваливание камнями, сжигание сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и другими акциями. Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), 
религиозных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной.  

Мертвецов хоронили в ямах и пещерах уже в среднем палеолите. Это была известная форма заботы об умершем, связанная с зарождением религиозных представлений. Находки археологов убедительно свидетельствуют о вере древних людей в то, что с умершими сохраняется какая-то связь, что их соплеменники и родственники не исчезли, не прекратили существование, но перешли в какое-то иное качество невидимого бытия.

Наиболее распространенными типами погребений в древности были кремация (сожжение) и ингумация (захоронение в земле). Так поступали древние народы Ирана, калифорнийские индейцы, племена Латинской Америки (ацтеки и другие), германцы. При кремации тело покойного сжигали на костре, затем тщательно собирали кости и захоранивали. Обряд публичного сожжения покойника до сих пор активно практикуется в Индии.
 
В средние века у иранцев — последователей маздаистского культа, возникла практика оставления трупов на особых похоронных башнях — дакмах, прозванных позднее «башнями молчания».

На Самоа, Тонга, Маркизских островах, если умирал вождь, его тело бальзамировалось и помещалось в особую усыпальницу. Рядовых же членов племени зарывали в землю, пускали в лодке в море, иногда применяли воздушный способ захоронения - на дереве или на деревянном помосте. 

Мальгаши (о. Мадагаскар) с древних времен и до наших дней устраивают могилы в пещерах. Торайя (Индонезия) строят усыпальницы на высоких сваях, а изогнутые вверх крыши складывают из расщепленных стволов бамбука. 

Пирамиды — погребальные монументы фараонов и символ древнеегипетской цивилизации — возникли далеко не сразу. Строить гробницы по типу домов египтяне научились в период герзейской культуры. Наиболее богатые члены общины украшали свои усыпальницы настенными рисунками, связанными с верой в загробную жизнь, тотемами, магией.
Западные и восточные славяне до принятия христианской веры предпочитали кремацию, южные, как правило, хоронили в земле и над могилой насыпали курган. Позднее курганную систему захоронений переняли у славян скифы и сарматы. При похоронах царей и скифской знати погребальные сооружения уходили в грунт на 10-12 метров. 
В некоторых регионах, где проживали славяне-язычники, до крещения Руси было распространено водное погребение, а также соединение водного погребения с кремацией — сожжение в лодке, пущенной по реке. Вятичи, как свидетельствуют летописи, еще в XI веке активно практиковали трупосожжение. 

Согласно христианскому вероучению, после погребения тела Христа его душа спустилась в ад для победы над смертью и спасения ветхозаветных праведников. Погребение Христа получило своё отражение в богословских сочинениях, рассматривающих его как завершение искупительной миссии Христа, а также в апокрифической литературе. В искусстве тема погребения отразилась в многочисленных живописных и скульптурных работах.

Часть охранительных языческих ритуалов вошла в христианскую похоронную обрядность. Так, во время совершения литии (особого молебна) на кладбище священник посыпает гроб ладаном из кадильницы. А в старину священник совершал особый обряд печатания могилы. После закрывания гроба он лопатой чертил на ней крест. После опускания гроба в могилу бросал землю на гроб, осеняя его крестом. Считалось, что после запечатывания усопший не сможет выйти из могилы. В глубокой древности прикосновение к земле воспринималось как символ очищения. Оно означало, что вместе с покойным земля принимает имевшуюся на человеке скверну. Вместе с тем обряд восстанавливал связь умершего и его близких со всем родом. Из мира иного родственники посылали помощь оставшимся на земле. 

Христианство.

В первые три века христианства не было каких-либо определенных мест для погребения умерших. Так, святой апостол Петр был погребен при Триумфальной дороге около Тибра (по изданию «Житий святых» святителя Ростовского Димитрия – на Ватиканском холме), а святой апостол Павел – при дороге Остийской близ Рима. Первые римские христиане воспользовались катакомбами и начали хоронить своих умерших в этих заброшенных подземных ходах и гротах. Рядом со своими подземными кладбищами они устроили небольшую церковь для совершения богогослужений.

Уже с IV века погребение некоторых христиан было не только при храмах, но и в самих храмах. Так, святой равноапостольный Константин Великий и его дети были погребены в храме Святых Апостолов. Впрочем, честь быть погребенным так с IV века предоставлялась не всем, а только некоторым: государям, епископам, клиру и мирянам примерной христианской жизни; прочие были погребены в открытом поле, вне города. С IХ века разрешали власти совершать погребение мирян в самих храмах.  

Православие.

Основная масса погребений в XI-XIII веках совершалась по обряду ингумации, но длительное время сохранялся и языческий обряд кремации покойников. Умерших хоронили в деревянных колодах и гробах, часто завернув в ткань или кору. В могиле оставляли различные бытовые предметы и украшения. Обряд сожжения тел у вятичей и кривичей встречается до XV века. Сжигали и в ладье, которую специально для этого строили. В ладью бросали изрубленных коней, быков, собаку, петуха и курицу. Вместе с умершим сжигалась одна девушка, давшая на это добровольное согласие. На месте сгоревшей ладьи насыпали курган, ставили деревянный столб с именем покойника. 

Усопшего предают земле, согласно определению Господню: «яко земля еси и в землю отыдеши» (Бытие 3, 19). Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви: на тело как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую — как на время приготовления к жизни будущей, и на смерть — как на сон, при пробуждении от которого настанет жизнь вечная. Погребальные обряды несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни. 

В могиле усопшего полагают лицом, обращенным к востоку. При опускании гроба в могилу поется «Трисвятие» — пение ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Это означает, что усопший переходит в ангельский мир. В напоминание о том, что вход в Царство Небесное был открыт крестными страданиями Спасителя, над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест — символ нашего спасения. Все провожающие перед закапыванием могилы бросают в нее по горсти земли. Надгробный православный крест, памятник с восьмиконечным крестом устанавливают в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу. Крест над могилой христианина — это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения. Погребение не совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова. 

Иудаизм.

В талмудический период покойников хоронили в пещерах, вырубленных усыпальницах, и в катакомбах близ города. Употреблялись и саркофаги; иногда, спустя год после погребения, сухие кости собирали и хоронили в оссуариях. Тела усопших клали на каменные выступы, вырубленные вдоль трех стен погребальной камеры, или на пол. С течением времени, чтобы освободить место для новых погребений, кости и заупокойные приношения складывали вдоль стен или переносили в боковые камеры. Со временем сформировались типовые кладбища. Еврейский обычай требует быстрого погребения усопшего, рассматривая это как выражение уважения к покойному (согласно Мидрашу, лишь после погребения душа усопшего может лицезреть Бога). Тело хоронили в одежде, но без гроба. Погребальная проповедь произносится раввином. Каждый бросает три горсти земли, потом зачитывают Каддиш. При опускании тела в могилу в ряде общин присутствующие произносят: «Да покоится он (она) в мире на одре своем», а затем засыпают могилу. Вновь читается Каддиш. Все присутствующие моют руки, не вытирая их, чтобы символически остаться с усопшим и его семьей. Надгробные памятники содержат надписи на иврите и иногда символ таблиц закона. Устанавливаются либо через 30 дней, либо по истечении 12 месяцев. Детали погребальных обычаев и обрядов варьируются в различных общинах.

Ислам. 
Погребение мусульманина производятся как можно скорее, в течение 24 или 48 часов. Церемония в культовом учреждении проводится крайне редко. Кремация запрещена. Рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). В отдельных случаях производят «махрам-суви» — обмывание загрязнённых частей тела.  Традиционно мужчины провожают усопшего, а женщины навещают его на следующий день. Особенностью мусульманских кладбищ является то, что все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки. Обычно обходятся без цветов, но они не запрещены. Нельзя использовать искусственные венки и цветы и прочую ритуальную атрибутику (покрывало, подушки, гирлянды, траурные ленты и т.п.). Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву. Надгробные памятники должны быть простыми с надписями из Корана. Фотографии запрещены.

Буддизм.
Современное погребение, которое в большой степени европеизировано, резко отличается от древнего (традиционного), когда тело покойного заворачивали в белую ткань и увозили в горы или долину. В некоторых особых случаях тело умершего сжигали и развеивали его прах.  В день погребения проводится специальная служба, читают молитвы и проводят обряд. Непременным условием для обряда погребения является момент, когда священнослужитель проводит освящение места погребения, просит землю для умершего. Если захоронение будет проведено без данного обряда, могут быть плохие последствия для родственников умершего. Женщинам строго запрещается посещать кладбище. После захоронения все участники должны провести обряд очищения: мыть руки и лицо «аршаном» и обкуривать благовониями. На могиле в изголовье ставят длинный шест, на котором развивается молитва на тибетском языке, а у ног - обелиск с заклинаниями. Важно, чтобы тело покойного находилось в положении: голова — на запад, а ноги — на восток.

Индуизм.
Веками индусы погружали тела умерших в воды Ганга в надежде, что такое погребение способствует спасению. Иногда мёртвого человека сжигают, а пепел скидывают в реку. И по сей день на поверхности Ганга встречается много полуобгоревших трупов, которые сбрасывают в священную реку после обряда кремации. 



#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика