Символ на обложке "Несущие гроб"

29.01.2010

На обложке этого номера изображена сюжетная скульптурная группа «Монахи, несущие гроб», она установлена на семейном склепе кладбища Монументале, Милан. Данная могила привлекла внимание обилием христианской символики на элементах надгробия. Можно предположить, что семья была ортодоксально верующей или кто-то из главных членов принадлежал к церковным служителям. Склеп находится в элитном месте кладбища — в одной из ниш архитектурного ансамбля главного входа кладбища, построенного в XVIII веке и представляющего комплекс склепов, колумбариев и оссуариев (костниц). Приобретать места для захоронения в этом престижном месте могли позволить себе только знатные или выдающиеся жители Милана. Кладбище Монументале в Милане считается одним из красивейших в Европе.
Чимитеро Монументале – это большой кладбищенский комплекс, который имеет много архитектурных и исторических памятников, из-за чего он больше похож на музей под открытым небом. Спроектировал центральное кладбище выдающийся архитектор Макиачини. Монументале построили в неосредневековом стиле.
Скульптура с фигурами несущих гроб монахов выражает не столько скорбь утраты знатной особы, сколько величественную, торжественную значимость момента – начало похоронной процессии. Похоронная процессия — это памятник и конкретному историческому лицу, и символ важной части ритуала похорон — выноса покойника, символ проводов в последний путь. Каменное изваяние с гробом одновременно производит впечатление сиюминутного явления и напоминает о вечной памяти, о переходе усопшего в мир иной. Считалось, чем пышнее и торжественнее похоронная процессия, тем радостнее должна быть загробная жизнь покойного.
В словаре символов говорится, что «гроб — защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Именно поэтому для людей высоких сословий изготавливали и изготавливают очень прочные гробы и помещают их в алтари, склепы и церкви».
Несущие гроб. Подобные символы стали широко изображаться еще в древние времена. Ни один народ не оставлял без попечения тела умерших – для всех был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах. Для увековечения отданных выдающимся персонам почестей применялись все доступные средства и материалы. У разных религий поведение провожающих покойного исторически было разным. Культура памятования в последнее время стала даже приобретать креативные черты и формы. Например, в г. Макале на о. Сулавеси (Индонезия) на берегу искусственного озера установлена скульптурная композиция: это состоящая из одних мужчин похоронная процессия. Сейчас не редкость похороны на мотоцикле (США), на воде и под водой (Австралия), в космосе (США), через интернет (Германия) и пр.
Египет. Благодаря барельефам и росписям, найденным в гробницах, мы знаем, как проходили погребальные церемонии в древнем Египте. Похороны были мрачным и одновременно красочным зрелищем. Во главе похоронной процессии группа рабов несла пожертвования и личные вещи усопшего: если это был воин — оружие и его лошадь; крестьянин — его орудия труда. Затем шли наемные плакальщицы, которые вопили, рвали на себе волосы и пели похоронные гимны. И, наконец, за распорядителем похорон и жрецом двигался катафалк в виде солнечной ладьи, водруженный на сани с упряжкой быков. За катафалком шла семья умершего, родственники и друзья, они плакали и испускали жалобные крики. Последней шла группа женщин, певших погребальное величание усопшему. Если кладбище находилось на другом берегу Нила, кортеж останавливался, чтобы погрузиться на баржи и переплыть реку. Там мумия снова водружалась на сани, и группы сопровождающих выстраивались в прежнем порядке. Прибыв к месту захоронения, родственники и друзья прощались с покойным и приносили воздаяния мумии, которая в итоге обретала покой в своей гробнице.
Европа. В XVII столетии в Англии появляются целые серии гравюр, воспроизводящих похоронные процессии, сопровождавшие тела королевы Елизаветы, генерала Монка, сэра Филиппа Сиднея и др. Все действо на этих гравюрах строго регламентировано и иерархизировано: количество конных и пеших, сопровождающих усопшего, их субординация, порядок шествия, одежда. Во Франции в 1763 году работала специальная комиссия, исследовавшая места захоронения, и на основе ее заключений королевским указом 1765 года были запрещены все захоронения в храмах за исключением высшего духовенства. Вышло в свет весьма любопытное издание под названием «Хронологический порядок придворного траура», точно воспроизводящее все детали траурной одежды (цвет, тип ткани, фасон) и прически, длительность «большого» и «малого» траура и т. п. Все названные моменты способствовали широкому распространению траурной процессии и всего ритуала похорон. Церкви и соборы в эту эпоху заполнялись большим количеством надгробий, причем теперь это уже не памятные медальоны и бюсты, а гигантские статуи, иногда коленопреклоненные, но чаще изображенные во весь рост в окружении членов семьи либо фигур святых.
Аналогичные указы принимались в это же время во Фландрии и в Италии, затем в Швеции и Испании. Одновременно изменился и способ захоронения: традиционный саван заменен гробом. Это была своего рода мода, охватившая в XVIII веке высшие слои общества, но быстро распространившаяся и на менее обеспеченные слои.
В каждой мировой религии есть свои особенности проводов в последний путь.
Иудаизм. По обычаю, после прощания с умершим тело выносят из помещения, где происходила церемония (если хоронят в гробу, гроб предварительно закрывают), и несут (или везут) к месту захоронения. Люди, идущие за телом, образуют похоронную процессию. Значение этой процессии как составной части похорон настолько существенно, что сама процедура прощания с умершим называется на иврите «провожание». Еврейские мудрецы считают, что приготовление и сопровождение умершего к месту последнего успокоения — один из важнейших знаков уважения, и расценивают эти действия как проявление истинной, бескорыстной доброты. Мудрецы Талмуда утверждают, что человек, который, увидев похоронную процессию, не оставил свои дела, чтобы проводить умершего хотя бы на короткое расстояние, заслуживает отлучения от общины. Похоронная процессия движется медленно и делает по дороге несколько коротких остановок, как бы желая оттянуть момент окончательного
расставания с покойным.
Буддизм. В Китае гроб устанавливали на специальные носилки с балдахином и отправлялись к месту погребения. В похоронной процессии в определенном порядке шли самые близкие родственники покойного, его дальняя родня и друзья; в ней также участвовали специально нанятые плакальщики, шаман-экзорцист, изгоняющий злых духов, певцы, танцоры, музыканты. Исполнялась отнюдь не траурная музыка, а та, что способна доставить удовольствие душе покойного. У места погребения носилки ставили на землю, а затем под нескончаемые скорбные рыдания и причитания опускали в могилу.
Корея. Перед выездом на кладбище в доме проводится «церемония вечного прощания», которая сопровождается поднесением жертвенной пищи — фруктов и вина. После этого похоронная процессия отправляется на кладбище. В старой Корее кладбище обычно находилось недалеко от дома. Доставляла гроб до могилы специальная похоронная процессия. Впереди несли табличку с именем покойного (в последние десятилетия ее заменила фотография), затем шел человек с траурным стягом «мёнчжон», на котором были написаны фамилия и клан умершего. Далее несли гроб, установленный на носилки-катафалк, затем шествовал старший в трауре родственник (обычно старший сын), далее — другие родственники в порядке степени траура (эта степень отражала близость родства с покойным) и, наконец, гости. В наше время подобную процессию можно увидеть разве что в маленьких деревнях, горожане же хоронят своих мертвых на большом расстоянии от дома и к месту похорон едут на автобусе.
У индусов на острове Бали похоронная процессия скорее напоминает весёлый карнавал. Проходит она на бегу: гроб с покойным постоянно трясут и раскручивают, а сама процессия движется зигзагами. Зачем? Оказывается, для того, чтобы сбить с толку душу и затруднить ей обратную дорогу в старое тело. Играет музыка, идущие кидают под ноги процессии цветы. Все веселые, улыбаются, создается ощущение праздника. Затем едет машина, на крыше которой сидит сам покойник. Его везут сжигать на берег реки.
Ислам. Мусульмане знают, что всегда следует уважительно склоняться перед похоронной процессией. Причем пророк Мухаммед советовал, что пешая похоронная процессия более уважительна, нежели конная. Известен такой случай. В Медине мимо того места, где пророк давал наставление своим сподвижникам, проходила похоронная процессия с покойником на носилках. Пророк в знак уважения к покойнику встал со своего места. Сподвижники сказали: «О пророк! Зачем ты поднялся на ноги? Ведь умерший — иудей!» Мухаммед ответил им: «Ведь он тоже человек!»
Для похорон мусульманина используется не гроб, а саван из дорогостоящих материй. Люди, участвующие в похоронной процессии, следуют пешком за носилками, впереди или сзади, справа или слева от него, но вблизи покойного. Верховым, однако, следует ехать сзади. Нельзя в процессе похоронного шествия нести свечи, громко упоминать имя Аллаха, громко вопить или читать Коран. Когда какой-то мусульманин видит проходящую похоронную процессию, он должен остановиться в знак почитания усопшего.
Например, в Казахстане покойника в день похорон (следующий день после смерти или максимум через день) выносят из дома завернутым в саван на лужайку перед домом, где стелят ковры. Муллы, имамы читают Коран и произносят проповеди. Обязательное условие — мулла должен спросить у собравшихся: остались ли у кого-нибудь к нему обиды? Если есть, то он обязывает наследников умершего или других людей разобраться с этим. Главное, чтоб умерший был освобожден от земных долгов. Его все должны простить и просить Аллаха принять его душу с миром. После этой церемонии вся процессия идет или едет (если кладбище далеко) хоронить покойника.
Православие. Порядок организации и следования похоронной процессии в различных регионах России в прошлом был в основном однотипен. Похоронное шествие возглавлял несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними — духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкие родственники. Батюшка всегда сопровождал покойника до самой могилы. Траурную процессию замыкали соседи, знакомые, любопытные. Обычай нести гроб на руках сравнительно поздний. В русских деревнях еще в начале прошлого веке из суеверных соображений переносить гроб часто старались в рука­вицах, на полотенцах, на жердях, на носилках. Того же рода и способ перевозки гроба на кладбище. В некоторых местах старались доставить мертвеца к месту захоронения на санях, причем даже летом. Сани потом либо сжигали, либо оставляли до сорокового дня лежащими вверх полозьями.
В целом обряд несения гроба сейчас значительно видоизменился по сравнению с прошлым. При общественно значимых похоронах известных лиц, при большом стечении родственников, друзей, коллег покойного гроб стараются пронести на руках там, где позволяют условия и, что важно, как можно дольше в знак уважения к безвозвратно ушедшему человеку. Устоявшийся гражданский ритуал похорон определяет и состав похоронного шествия с элементами, невозможными в прошлом православном ритуале: траурная музыка духового оркестра, несение в шествии портрета покойного в черной рамке, несение поду­шечек с орденами и медалями, прощальные речи.

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика