Исследователи: у 82% россиян найден «ген ожирения»

27.01.2017
Исследователи: у 82% россиян найден «ген ожирения»
Авторы открытия рассказали, что это значит и как не набрать лишнего веса при генетической склонности к полноте.

КОМУ ЛИШНИЙ ВЕС НА РОДУ НАПИСАН

- Мы проводили исследование ДНК двух тысяч человек с 20 января 2016 по 20 января 2017 года, - рассказал руководитель медико-генетического центра Genotek генетик Валерий Ильинский. - Особенно внимательно изучали ген FTO, работа которого связана с накоплением жировой массы. Выяснилось, что у многих участников исследования встречается такой вариант данного гена, который повышает предрасположенность к полноте (повышенному индексу массы тела), ожирению и диабету второго типа.

Ученые провели тестирование на наличие этого варианта гена в группе, 59% которой составили российские мужчины и 41% – женщины. Возраст испытуемых – от 20 до 45 лет. Такая выборка вполне презентабельна, то есть с большой степенью объективности отражает данные большинства наших соотечественников, подтверждают эксперты.

По итогам исследования ученые сделали вывод: вариант гена, повышающий склонность к полноте, встречается у 82% жителей нашей страны. Однако эти данные вовсе не значат, что усилия по поддержанию себя в форме в конце концов обернутся провалом, поскольку «генетика возьмет свое», успокаивают специалисты. Мы выяснили, что нам важно знать и как себя грамотно вести в свете нового открытия.

НЕ ПРИГОВОР, А ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

- Сегодня уже известно, что здоровье человека, включая его вес и внешние данные, зависит от генетики на 25 — 30%, - поясняет Валерий Ильинский. - 12% - вклад экологии, всего 8% составляет вклад медицины и на целых 50% наше здоровье зависит от образа жизни.

Разумеется, 25 — 30-процентную генетическую предрасположенность списывать со счетов неразумно. Однако «ген ожирения» (точнее, не сам ген, а его разновидность, повышающая склонность к полноте), так же как и другие «неблагоприятные» варианты генов, это не приговор, а скорее предупреждение, говорят эксперты. Вероятность того, воплотится ли в жизнь заложенный природой возможный сценарий — подчеркнем, лишь один из возможных! - зависит больше всего от самого человека.

В то же время, поскольку в генах все-таки есть некий «перекос» в сторону склонности к полноте, таким людям — то есть большинству из нас — нужно прилагать чуть больше усилий, чтобы оставаться в форме.

НА 300 КАЛОРИЙ БОЛЬШЕ

Ученые предполагают, что ген FTO влияет на количество пищи, которую мы едим.

- Исследования показывают, что у обладателей «рисковых» вариантов этого гена (то есть увеличивающих склонность к полноте. - Авт.) средняя калорийность дневного рациона повышена на 150 - 300 Ккал, - говорит фитнес-консультант и исследователь центра Genotek, двукратная чемпионка России по бодифитнесу Вероника Мусатова. - Чтобы энергия, полученная из пищи, полноценно расходовалась, а не откладывалась в виде излишнего жира, таким людям нужно в первую очередь больше двигаться.

Но большинство наших современников страдают от недостатка физической активности, проводя жизнь у компьютера, за рулем автомобиля и дома на диване. «В конечном итоге в большинстве случаев именно это несоответствие потребления энергии ее расходу и приводит к избыточному весу, - подчеркивает эксперт. - А обладатели «неблагоприятных» вариантов гена FTO, как мы уже сказали, в среднем больше едят и потому больше рискуют заполучить такое несоответствие».

«НЕ СПИСЫВАЙТЕ НА ГЕНЕТИКУ СТРАСТЬ К МАЙОНЕЗУ»

- Нужно учитывать, что на предрасположенность к полноте влияет не только ген FTO, - продолжает Вероника Мусатова. - Этот ген - один из наиболее обсуждаемых «генов ожирения», но есть и другие. И еще, если говорить о питании и массе тела, огромную роль играют пищевые привычки, отношение к еде и физическим нагрузкам, заложенные с детства. Все это вместе с генетической предрасположенностью и формируют то тело, которое мы видим в зеркале.

Поэтому, с одной стороны, не стоит оправдывать нездоровые пищевые пристрастия исключительно генетикой — любовь к майонезу генетически не передается, - смеется эксперт. - Но, с другой стороны, не нужно и постоянно корить себя за то, что снижение веса дается сложнее, чем другим.

ВОПРОС-РЕБРОМ

Можно ли оставаться стройным, не изнуряя себя диетами?

Или обладателям «вредного» варианта гена, коих среди нас большинство, всю жизнь придется совершать насилие над собой, ограничивать в любимой еде, сидеть на скучных диетах?

- Я бы не стала называть контроль питания «насилием», - улыбается фитнес-консультант и исследователь центра Genotek Вероника Мусатова. - Достаточно подкорректировать свои пристрастия в кухне и перейти от сверхкалорийных блюд к менее калорийным. Ваша задача - понизить суточную калорийность рациона хотя бы на те же 300 калорий, которые в среднем «перебирают» обладатели неблагоприятных вариантов гена FTO.

Главное — постоянство. Приучить себя изменить калорийность и пищевые привычки надолго, в идеале – навсегда. Причем, речь идет именно о переходе на более здоровое и менее калорийное, но полноценное, разнообразное питание, а не про сидение на диетах со сверхнизкой калорийностью и тем более монодиетах.

Словом, рекомендации самые простые и, в принципе, применимы для всех вне зависимости от генов. Но для людей, которые предрасположены к ожирению, эти правила особенно важны - по сути, просто обязательны к исполнению, подчеркивает эксперт.

Кстати, практика показывает, что, узнав свой генотип, его особенности, заложенные природой, и в том числе те или иные предрасположенности, люди начинают более осознанно относиться к поддержанию своего здоровья, отмечают эксперты. Наглядные генетические данные даже чисто психологически помогают настроиться на здоровый образ жизни и поддерживать его, воспринимая не как тяжкое бремя, а как вдохновляющий способ уберечься от болезней и других неприятностей, «написанных на роду».

НА ЗАМЕТКУ

Где узнать всю правду о своих генах

В России лаборатории, занимающиеся расшифровкой генетических данных, сегодня работают в большинстве регионов. Это платная услуга, полисом обязательного медстрахования не покрывается. Цена зависит от набора генетических данных, которые проверяют эксперты, и колеблется от 14 - 15 до 30 тысяч рублей.