Такими возможностями, помнится, был наделён герой фильма «Терминатор», прибывший из далёкого будущего. Неужели оно наступило?
Чип от зачатия
Прогресс постепенно превращает нас в киборгов. Наука уже научилась заменять отсутствующие части тела превосходящими их по силе протезами и соединять мозг с компьютером. В Германии создали первую в мире микросхему, где живые нервные клетки соединены с кремниевым компонентом, - в будущем это позволит заменять повреждённые органы и ткани, восстанавливая утраченные слух, зрение и даже умственные способности. В США разрабатывают имплант для мозга, который будет возвращать утерянные в результате черепно-мозговых травм воспоминания.
Российские учёные не отстают. В нескольких институтах ведутся исследования по управлению компьютером силой мысли. Медики научились выращивать искусственные мочевой пузырь, трахею, молочные железы, кровеносные сосуды. А в Институте синтетических полимерных материалов РАН создан «электронный нос» - нейроподобная система, которая сама обучается распознавать запахи.
Превращение человека в киборга неизменно сопровождается внедрением в организм всевозможных чипов. В Швеции сотрудникам одной компании вживляют под кожу руки (между большим и указательным пальцами) миниатюрные устройства размером с рисовое зёрнышко. Если приложить руку к сенсору, можно открыть дверь в офис, расплатиться за обед в корпоративной столовой и совершить различные действия, доступ к которым ограничен. А начальство может легко контролировать наличие сотрудников на рабочих местах и вообще знать, кто где находится в данный момент.
В разных странах апробированы и уже готовы к использованию «беспроводные приборы для поставки лекарств». Заправленный нужным медикаментом чип имплантируют под кожу пациента (скажем, в районе талии), и он порционно вводит препарат в организм по заранее составленной программе или по радиосигналу извне. Этот же прибор контролирует состояние человека и в случае его ухудшения посылает сигнал врачу.
А что вы скажете о чипе, предотвращающем беременность? Зашитый под кожу, он избавляет женщину от необходимости принимать оральные контрацептивы, поскольку сам впрыскивает ей малые дозы необходимого гормона. Устройство имеет дистанционное управление, и в любой момент времени дама может стать способной к зачатию... простым нажатием кнопки.
Где же у неё кнопка?
С тех пор число людей, вживляющих в своё тело датчики и прочие устройства, растёт год от года. Выгоды от этих новшеств очевидны: зачем отказываться от дополнительных возможностей тела, контроля за состоянием здоровья и стремления к совершенству (а в будущем, возможно, и бессмертию)? Но на пути к этой идиллии гомо сапиенс неминуемо наступает на те грабли, на которые наступал в своей истории не раз.
Речь о личной безопасности, охране частной жизни и риске очутиться в самом что ни на есть тоталитарном обществе. Ведь если руководство шведской фирмы легко контролирует своих сотрудников благодаря вшитым под кожу микрочипам, что мешает сделать это на уровне государства? Дистанционно управляемые импланты - ещё одна угроза приватности. Впрыскивая в организм те или иные препараты, у человека-киборга можно менять настроение, желания и даже настройки личности. Вспомним «чип от зачатия». Он влияет на гормональный баланс, а ведь именно гормонами во многом определяются наши эмоции и поведение. За агрессию и бесстрашие «отвечает» один гормон, за панику и страх - другой. Выходит, простым нажатием кнопки можно будет вызывать у людей нужное настроение и мотивацию?
«Сама по себе идея добавить датчики в организм неплоха, потому что позволяет предсказывать многие заболевания и избавляться от них, - считает Сергей Вильянов, главный редактор журнала «Мир ПК». - Но все сенсоры имеют модули беспроводной связи, а это традиционно самое слабое место в плане безопасности. Высока вероятность, что ваши личные данные смогут стать доступными не только медицинским работникам. Поэтому к «чипизации» организма надо относиться с осторожностью. Да, электроника будет облегчать и продлевать нашу жизнь, но за это нам придётся заплатить ещё одним кусочком приватности, которой у нас и так осталось немного».