Слушая радио, и читая шутки в интернете, нельзя не поразиться одному обстоятельству - как сильно люди сегодня ждут наступления пятницы. Когда же этот день настает, радость в голосе у ведущих разных программ буквально зашкаливает, будто речь идет о временном прекращении каторжных работ.
Двухнедельный новогодний запой, когда он был узаконен, поверг меня в шок, потому что моя работа усложнялась в разы из-за повального безделья и пьянства страны в эти дни. Хотя я не владел бизнесом и даже не был большим начальником, я расстроился, ведь в этот период я не мог делать СВОЮ РАБОТУ также хорошо и эффективно.
Но все это меркнет на фоне обсуждения введения 4-х дневной недели. Это просто цирк какой-то – один перл поверх другого!
Например, бывший замглавы Минтруда РФ Павел Кудюкин заявил, что: «На самом деле, более короткая рабочая неделя дает возможность работать более интенсивно, с большей отдачей». Да ладно! Это в России-то? Хотя почему именно в России, я объехал все Европу и везде видел одно и то же: большая часть работников использует свое рабочее время КРАЙНЕ не эффективно. Кончено, факт печальный, он не перестает быть фактом. И дело не только в неэффективном менеджменте (хотя и этого добра хватает). Дело, в том числе, в отсутствии культуры трудолюбия.
Другой выступающий, тоже видимо трудяга по жизни, президент Конфедерации труда России Борис Кравченко заявил: «Действительно, есть норма МОТ, которая говорит о необходимости сокращать рабочее время при одновременном сохранении заработной платы. Если речь идет об этом, то профсоюзы это всецело поддерживают». А с какой стати людям, которые меньше производят должны платить столько же? Нет, ну серьезно? Он бы стал платить из своего кармана?
Глядя на все это у меня появился вопрос – за что вы так ненавидите свою работу? Вы, которые с таким рвением пытаетесь от нее избавиться и отделаться. Но потом, вспомнив знакомых мне людей (а это четырехзначная цифра) я заметил несоответствие всей этой суеты и реального положения дел которое я наблюдал. Да, большинство моих друзей и знакомых радуются выходным. Более того – я и сам не впадаю в траур, когда у меня выдается свободный день, который я могу посвятить семье, друзьям или развлечениям. Но ни я, ни сотни наблюдаемых мною людей не радуемся тому, что мы отделались "от этой противной работы".
Так в чем же дело? Почему так много сообщений демонстрируют подобный работо-ненавистнический образ мышления? Дело даже не в отсутствие логики в их рассуждениях и не в глупости. Посмотрите – о чем они говорят? Подобные им люди активно внедряют в наш с вами разум идею о том, что работать – плохо. Они хотят убедить нас, что работа – это что-то неприятное – то, чего нужно избегать.
Кому и зачем это нужно? Уж точно не тем, кому нужна сильная и независимая страна. Точно не тем, кому нужна стабильная экономика и собственное производство. Даже чтобы развлекаться, надо иметь индустрию, которая будет производить ценные продукты и услуги в этой области.
Что же касается сокращения рабочего времени, тут вступают в силу даже не сложные законы экономики, а простая математика. Например, батон хлеба стоит 10 рублей. В эти 10 рублей заложены определенные затраты, включая рекламу, доставку, аренду помещения, закупку продуктов для его производства и труд пекаря. И расчет делается на определенный объем испеченного хлеба.
Так вот, если повар станет работать меньше, то он чисто физически не сможет сделать столько же хлеба, сколько раньше. И у владельца только два варианта – либо увеличивать стоимость хлеба, и, соответственно, терять клиентов и деньги, либо урезать свою прибыль, нанимая еще людей, которые будут допекать недостающий хлеб. Все просто!
И работодатели это понимают очень хорошо. Кстати, работодатели, это не страшные кровопийцы, которые только и думают, как бы поэксплуатировать сотрудников, а руководители, которые работают порой по 14 часов в сутки. Именно они создают рабочие места и добиваются того, что вообще существует какое-то производство в стране. И среди этих вот работодателей, по данным опроса проведенного рекрутинговым порталом HeadHunter, только 10% готовы поддержать 4-х дневную рабочую неделю. При этом не уточняется – готовы ли они на изменение количества дней или на сокращение фактического времени работы до 36 часов в неделю.
В поколении сегодняшних 30-ти летних очень хорошо просматривается разграничение на два типа людей. Одни сидят по уши в кредитах, ругают свою работу и регулярно меняют ее, продолжая ругать новую. Другие – успешные специалисты, или руководители, которые не только являются финансово независимыми, но и любят то дело, которым занимаются.
И дело тут не в образовании, не в талантах и даже не в связях. Дело в отношении к работе и подходу к ней. Я помню, как чувствовал себя, устроившись на свою первую работу курьером. Это были смешные деньги и смешная должность, но я с гордостью шел утром на работу от осознания того, что я делаю что-то полезное и нужное людям, и сам зарабатываю деньги. И также чувствовали себя все мои друзья, начавшие работать сразу по окончании школы. Я недолго проработал курьером, потому что уже тогда понял, что можно не только работать, но еще и делать что-то интересное, чем можно будет гордиться.
Как заметил еще в 60-х годах ХХ века писатель и философ Рон Хаббард, человек проводит на работе 70% своей жизни. Если же убрать сон, то почти все остальное время человек тратит на семью. Получается, что если живешь с тем, кого не любишь или делаешь то, что не нравится, то и жизнь твоя не будет приносить никакого удовольствия. А удовольствие – это то, ради чего стоит жить.
И если человек живет вот такой вот чужой и ненавистной жизнью он будет рад не только выходным, но даже развалу организации, в которой работает. Правда радость продлится только до того момента, пока не придется платить за еду, квартиру или что-нибудь еще. А к 50 годам такой человек в нашей стране, как правило, имеет пачку кредитов, любовницу и цироз печени от безысходности.
Так что дело не в выходных, не в 4-х дневной неделе и даже не в «тупом» начальнике. Дело в том, что люди занимаются не своим делом. Если человек любит свою работу и гордится своим продуктом, он будет стараться улучшить этот продукт, а не слинять поскорее с работы.
Так что на месте людей, отвечающих за условия работы в нашей замечательной стране, я бы потратил внимание и силы не на обсуждение абсолютно бредовой инициативы, а на рассмотрение вопроса профориентации и усиления пропаганды в отношении пользы труда для общества в целом и отдельного человека в частности. И пусть это немного отдает коммунизмом, пользы будет значительно больше. В конце концов, и в СССР были свои плюсы – почему бы не возродить хотя бы один?
Артём Кузнецов,
заместитель директора офиса Рона Хаббарда по связям с общественностью