«Баба-яга — это женщина, не желающая стареть»: психолог о том, как принимать свой возраст

05.08.2019
Похожее изображение


Быть «старым» сегодня совершенно неприлично. Даже если вам много «за», вы обязаны похудеть, как Алла Пугачева, двигаться, как Мик Джаггер, и носить экстремальное мини, как Бриджит Макрон. А лучше — завести партнера на пару десятков лет моложе и снова задуматься о родительстве. Не без помощи последних достижений медицины, конечно же.

Я молчу про тех, кому совсем немного «за», за тридцать или за сорок. Выпасть из обоймы в этом возрасте — настоящее преступление! Если вы перестали разбираться в трендах, понимать современную культуру, и не знаете, что значит этот мем, то, увы, вас скоро назовут «тетенькой» и спишут в утиль.


На борьбе таких «дяденек» и «тетенек» с ветряными мельницами собственного возраста наживаются все, кому не лень. Растут и появляются новые рынки: косметологии, пластической хирургии, БАДов, «чудодейственных препаратов», «уникальных оздоровительных программ» и «мотивирующих» тренингов.

На этом фоне книга психолога Юлии Жемчужниковой «Достоинство возраста. Как относиться к старению» прозвучала как своеобразный антитренд. Автор не призывает читателей «пуститься во все тяжкие»: отправиться в кругосветное путешествие, купить мотоцикл и позволить себе наконец то, чего они не могли или боялись позволить себе в юности.

Здесь нет штампов и банальностей. Юлия Жемчужникова предлагает вступить в новый этап своей жизни радостно и осознанно, ведь старость — это и есть ваша прекрасное светлое будущее. Она неизбежна. Сопротивляться бесполезно. Что ж, наслаждаемся и получаем удовольствие!

Свою книгу Жемчужникова начала писать в 42 года, а законочила через десять лет. Это ее послание самой себе, реальный опыт взросления одной женщины, который она же анализирует как специалист, психолог с многолетним стажем.

Несколько глав книги «Достоинство возраста» посвящены архетипам старости, позитивным и негативным сценариям проживания этого возраста. Сегодня я расскажу о деструктивных сценариях поведения и самоощущения в зрелости, предложив вам главу «Грустные сценарии» в сокращении.

Грустные сценарии

Дориан Грей. Его принцип жизни — ярый гедонизм, погоня за удовольствиями, категорический отказ стареть. Неприятие старости как таковой. Старость, мысли о ней, все с ней связанное вызывает безумный страх, панику и отторжение. Развязка обычно весьма тяжелая, как у Уайльда.

ДГ — это не те, которым «бес в ребро». Это вечно молодые, регулярно меняющие партнерш, пользующиеся всеми возможными косметическими средствами, включая операционные. Поскольку это один из самых ярко выраженных нарциссических комплексов, им часто заряжены люди искусства, политики. Но часто комплекс ДГ проявляется у «самых обычных» мужчин, тех, что сумели преодолеть соблазн Питера Пена — не взрослеть, так как были привлечены гедонизмом, но дальнейший рост у них заблокирован.<...>

Другой полюс комплекса ДГ — тихие, но фантазирующие и страдающие. Зачастую это благообразные семейные старички, мечтающие, однако, о вечной молодости и приключениях и норовящие подглядеть, потрогать, а то и хуже. Они формально принимают возрастные ограничения, но в фантазиях они ДГ, запирающие свое реальное лицо в дальней комнате.

Здесь вопрос об уровне сознания и контроля.

Иокаста, Клитемнестра. Лишь бы за кого замуж.<...>

Ситуация весьма распространенная. Ведь часто мы видим женщин с мужчинами, которые годятся им в сыновья. Это устойчивый фразеологизм. Мне самой не раз подруги говорили: «Как подумаю — он мне в сыновья годится...» В этом много пугающего и возбуждающего. Мы так много говорим о детской сексуальности, что забываем (старательно и с облегчением забываем) о том, что отца притягивает и возбуждает маленькая дочь и мать восхищается мужественностью сына. 

Следует признать, что всякая «нормальная» стареющая женщина испытывает нежность к взрослому сыну и некие материнские, собственнические чувства к внуку. Требуется воля, чтобы пройти через это и найти другие роли.

Но то, что запрещено с собственными детьми, уже вполне разрешено с неродными. «Мамочки», тщательно стерев все видимые следы возраста, снова готовы под венец или хотя бы на дискотеку и в постель, это их верный способ «чувствовать себя королевой».<...>

Король Лир. Наш вариант — Тарас Бульба.

Принятие старости как факта, но не как роли. Требование внимания, уважения, неумение слушать и слышать, молчать и быть в одиночестве-единстве. Это «пожилые родители», требующие уважения. В кабинете чаще приходится встречаться с их детьми, обозленными, как Гонерилья с Реганой, или измученными, как Корделия, или чередующими эти роли. Требование уважения часто распространяется не только на детей, но и на другое окружение (ученики, подчиненные, соседи, случайные встречные).

Чаще всего это люди, привыкшие властвовать и контролировать в социуме или в семье.<...>

Если человек действительно чувствует ответственность, ему не так уж трудно трансформировать ее в новые формы.Если же личность недостаточно развита или имеет блокирующие комплексы, неразрешенные детские проблемы, то развивается идея контроля, и к КСЖ она становится гипертрофированным комплексом, взрывающимся, когда контроль не удержать. Ресурсы обесцениваются, дети начинают зарабатывать сами, дочери уходят в подчинение к мужьям… единственной монетой, годной для приобретения контроля, становится требование уважения.

Дон Кихот. Ему трудно скрывать свой возраст. Он в общем и не пытается. Скорее он гордится своей солидностью и опытностью, готов спокойно принять свое отражение в зеркале, при этом он неизменно уверен, что «в душе ему 17–25».

Он не прожил свой героический сценарий и повторяет его снова и снова. У него своя и очень своя, своеобразная (своими образами наполненная) картина мира. Он уверен, что мир нуждается в нем, его активности, подвигах.

Также часто присутствует романтическая влюбленность. Он убежден, что современная молодежь не умеет любить, ухаживать за женщиной и ценить ее.

ДК экстравагантно одевается и пытается блистать манерами, даже если живет в деревне или играет в домино во дворе пятиэтажек или охраняет автостоянку.

У ДК обычно есть друзья-неудачники, посмеивающиеся над ним, но ценящие за воображение и яркость,которую он привносит в жизнь.

Его радостно принимают в любой компании, как шута, но в небольших количествах.

Одинок в семье, так как его никто не понимает, и он с презрением и непониманием относится к их жизни. Дети обычно стыдятся его, считая сумасшедшим не без оснований.

В социуме также одинок. Часто нелеп. Дон Кихот имеет очевидно приятные и завидные качества — он добр и откровенен. Но это тоже часто делает его изгоем. К нему безусловно подходит слово «чудак». <...>

Однако не следует считать, что ДК — это некий деревенский сумасшедший. ДК встречаются на научных кафедрах и в офисах компаний…

Дон Кихот не так безобиден, как кажется. Он приносит много проблем в жизнь своей семьи и часто несчастен сам (когда допускает для себя увидеть другую, невымышленную реальность). Отказываясь от своей жизни, от роли старика, он пытается реализовать то, что должен был сделать молодым, безнадежно отстав во времени и пространстве. Несмотря на то что ДК исполнен фантазий о помощи миру и попыток этого, он чаще вредит, и особенно тем, что выставляет старость на посмешище и жалость.

Фауст. В некотором смысле — противоположный ДК полюс.

Фауст откровенно одинок и не любит людей, отказывается даже в фантазиях о помощи им. Это старый мизантроп. Фауст абсолютно уверен, по крайней мере готов доказывать до хрипоты, что мир вокруг отвратителен, все плохо и будет только хуже.

При этом он ищет удовольствий и развлечений. Как будто жизнь обманула его и задолжала что-то. Часто он действительно был долго депривирован, лишен удовольствий родителями или обстоятельствами жизни.

У Фауста сильная потребность в раздувании собственного величия и контроля, и все свое окружение он пытается (часто тщетно) подчинить этой идее. Поэтому он обычно окружен людьми эмоционально истязаемыми или убитыми.

Отягчающее обстоятельство — Фауст умен, зачастую профессионал. Таковых немало среди успешных людей — бизнесменов, руководителей/диктаторов. Не умея переживать свое одиночество, Фаусты не могут без презираемого ими социума. Они меняют жизнь, русла рек и т. п., но мучаются скукой и слепнут.

Снежная королева.

Она прекрасна. Одинока. Загадочна. Несчастна, хотя до этого трудно докопаться сквозь толщу льда. Да она и сама не допускает в сознание таковую вероятность.Она живет обособленно, замкнуто, не приемлет вмешательства в свое пространство, быт. На людях она всегда безупречно выглядит. Неряшливость или легкая помятость в одежде для нее плохо допустима, как и проявление искренних эмоций. Однако она любит выглядеть ярко и эффектно согласно только своим представлениям об этом. <...>

Она очень страшится старости, потому пользуется всеми современными способами косметической заморозки внешности и в общении ищет избранных, предпочитая болезненных юношей-подростков всех возрастов, ищущих предлагаемой ей неестественности. Остальным позволяется только принимать и восхищаться ее «совершенством». Это совсем не обязательно и чаще не — любовники. Она предпочитает дистанцию. Это могут быть студенты, подчиненные, дети и внуки…

Царь Дадон, тот, что в «Сказке о золотом петушке».

Царь Дадон смолоду был славен, а потом притомился. У него два взрослых сына, однако, в отличие от Лира, он корону не отдает, но и воевать устал. Кризис.

Дадон ищет выход. Хороша фраза об обращении за советом «к мудрецу, звездочету и скопцу». Конечно, может, Пушкину просто рифма подвернулась... но хорошо, согласитесь?

Что еще нужно, чтобы достойно встретить старость? Мудрость, космический взгляд и укрощенное сексуальное либидо. Усталость от бурной жизни с выматывающим контролем порождает потребность «царствовать лежа на боку». Звучит требование: «пусть меня оставят в покое», при этом с трона он слезать не собирается.

Дополнительным осложнением в этом сценарии является «бес в ребро». У дедушки вдруг возникают фантазии том, что ему просто не хватало вдохновения и поддержки и вот сейчас он «как возьмется!».

Мудрец дарит Дадону петушка, который будет указывать направление опасности. Это великолепная шутка Пушкина, благодаря которой я использую термин «Старый царь с петушком», что тянет даже на название отдельного комплекса. Говоря психоаналитическим языком, это некое вынесенное либидо.

Соседи вроде присмирели, и становится спокойно. Но царство подвергается доселе невиданному нападению неотразимой во всех смыслах Девицы — Шамаханской царицы. Царь посылает на защиту границ войско, своих сыновей, но они убивают друг друга. И следом отправляется сам. <...>

Итак, царь узнает о гибели своих сыновей, причем друг от друга, но, не успев отгоревать, попадает в сети прекрасной девицы. Бес в ребро. Именно так это и происходит. Забыв обо всем, Дадон предается удовольствиям и, как водится, этого мало, с ярым стариковским нарциссизмом везет ее в столицу — на показ и на трон.

Последний шанс на спасение царя и державы — старый мудрец-советчик. Он напоминает об обещанной ему плате и требует девицу. Дадон не просто отказывает, он возмущен, издевается: зачем скопцу девица?! Красивый психоаналитический конфликт, переходящий в психосоматический инсульт. Петушок смертельно клюет в темя. Печально, но факт.

Кощей. Иногда Кащей. Главный отрицательный персонаж русского фольклора. Старый, костлявый, скупой, владеющий сокровищами, живущий в замке и похищающий невест и жен. Главный его эпитет — бессмертный.

Иногда он сначала сидит в подземелье (у Марьи Моревны, например), но, будучи напоенным водой,освобождается. А иногда сразу уже в замке. Есть много интересных версий о происхождении этого персонажа. Мне нравится легенда о великом богатыре, покинутом в одиночестве, плененном, долго бывшем в заточении, вернувшемся обозленным, с тайными знаниями. Кощей или кащей — это, по разным источникам, и пленник, и костлявый, и носитель знаний.

Вероятно, из-за сложной, темной судьбы он асоциален, не может ни с кем разделить знания и богатства. Похищаемые женщины его ненавидят, герои побеждают. Таким тоже может быть старик: многогранный, с давней историей, вероятно, изведавший победы и поражения, предательства и страдания, оттого ушедший в себя, мрачный, озлобленный, обладающий богатствами, порой доступными лишь ему, живущий непонятно долго, а умирающий нелепо…

Смерть Кощеева странным образом спрятана в игле, а та последовательно в яйце, утке, зайце, сундуке, на дубе, на острове. Почему так хитро-мудрено? Ну, есть разные сложные интерпретации сакральных смыслов всех этих атрибутов. Хотя мне, честно говоря, часто приходят на ум эти утки и зайцы, когда ищу свои заначки или что-то ценное, спрятанное от внуков и маленьких гостей. Запрячешь порой, намудришь… А найдет и сломает кто-то совсем неожиданно, пока ты и не вспомнишь.

Да, такой вот он, Кощей.

Эти сценарии-образы грустные, по логике завершения. Хотя каждый из них имеет и свои ресурсные, позитивные стороны. Например, Дон Кихот — попытки благородства и помощи нуждающимся, Снежная королева — чистота и порядок. Но, теряя гибкость, чуткость, внимательность, мы заигрываемся… и увы…

О позитивных — в следующих статьях!


   Автор Катя Капранова

                                                                                                                      Ð¡Ð½Ð¾Ð±.
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика