На этой неделе мы завершаем поход по крупным городским кладбищам. Последним пунктом нашего списка стал Егошихинский некрополь, который, как и следовало ожидать, оказался интереснее, чем Северное и Южное кладбища вместе взятые.
Этот маршрут гораздо проще, чем все предыдущие. Хотя бы потому, что никому в Перми не нужно объяснять, как добраться до Егошихинского кладбища, — его хорошо видно с Северной дамбы. Точнее, видно не само кладбище, а только часть воинского сектора и монумент Скорбящей матери.

Иван Козлов

Иван Козлов
Монумент установлен так, что фигура Скорбящей как будто бы простирает открытую ладонь к могилам воинов, павших во время Великой Отечественной. До 2014 года все думали, что так и надо. А потом кладбище посетила правительственная делегация, и тогдашний вице-премьер Надежда Кочурова заметила, что в руке Скорбящей не хватает цветка. Пермяки настолько привыкли видеть этот монумент без всякого цветка, что сначала даже осмеяли Кочурову в соцсетях — правда, довольно скоро выяснилось, что она права, и в изначальном проекте цветок был. Поэтому для монумента в итоге изготовили цветок-новодел, который теперь нелепо торчит у Скорбящей прямо из ладони.

Иван Козлов
Чтобы рассмотреть всё это вблизи, нужно доехать на автобусе, троллейбусе или трамвае до остановки «Разгуляй». Обратите внимание на забор через дорогу от кладбища — это один из заборов, расписанных стихами в рамках вторых «Длинных историй Перми». Прочитать, что там написано, и раньше было непросто, а со временем из-за грязи и пыли стало и вовсе невозможно. Если что, знайте: на заборе выведено стихотворение Егора Летова, вот такое:
Я не видел ангела, я
не слышал как он пришёл
он стоял за моей спиной
и все его знали и видели
и смотрели куда-то поверх
моей головы и их лица святились
а он стоял за моей спиной
и внутри у меня что-то рушилось
с хрустом отрубленных веток
с запахом одуванчика
развеянного на ветру.

Иван Козлов

Иван Козлов
Но вернёмся на нашу сторону дороги. Если на Северном и Южном кладбищах достаточно оказаться один раз в жизни для ознакомления (а если и ходить часто, то по своим личным надобностям — навещать родственников, например), то Егошихинское более всего пригодно для прогулок. Почему бы и нет? Оно не хуже любого другого экскурсионного маршрута Перми. Как-никак, это старейшее из наших кладбищ — первые захоронения появились здесь ещё в 1783 году. Оно оставалось главным городским кладбищем на протяжении почти двух сотен лет, так что сегодня на нём можно встретить надгробия самых разных видов и самых замысловатых форм.

Иван Козлов

Иван Козлов

Иван Козлов
На Егошихинском кладбище даже с навигацией всё хорошо — как в полноценном музее. Указатели проведут вас по историческим секторам (всего их пять, не считая воинского: православный, католический, иудейский, мусульманский и лютеранский), а из табличек вы узнаете про разных удивительных людей, захороненных здесь, — от героев войны с Наполеоном до прототипов чеховских «Трёх сестёр».
Странно, но пояснительной «музейной» таблички нет около самого знаменитого объекта, расположенного на Егошихинском кладбище, — «Могилы проклятой дочери». Пересказывать истории, которыми обросла эта могила, как-то пошло — это ведь один из самых популярных объектов городских легенд наряду с «Домом с кикиморой» или «Пермским метро». Если совсем коротко, то самая распространённая легенда повествует о пермском исправнике Девеллии, который умудрился переспать с собственной матерью, спустя много лет переспать с девушкой, которая оказалась его сестрой и одновременно дочерью, родить от неё ребёнка, через шесть лет узнать об их кровном родстве, двинуться умом (ну тут любой бы двинулся), выгнать ни в чём не повинного шестилетнего ребёнка на мороз и погубить, установить на его могиле дикое надгробие с уроборосом, прилюдно проклясть и ребёнка, и надгробие, а потом покончить с собой. В общем, не легенда, а смесь из нелепостей, трагедий, безумия и идиотизма. По возможности не будьте такими, как исправник Девеллий.

Иван Козлов
Эта жутковатая могила находится недалеко от главного входа — если идти по аллее от памятника Скорбящей матери и миновать Памятник жертвам политических репрессий, вы непременно её увидите. Полоумный Девеллий вообще хотел, чтобы надгробие располагалось посреди пешеходной дороги и со временем стёрлось под каблуками прохожих, но не сложилось — могила расположена на газоне за оградой Церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Иван Козлов

Иван Козлов
Кстати, это не единственное религиозное сооружение на территории Егошихинского некрополя. Второе называется Храм Всех Святых. Храм расположен в другом конце кладбища, на улице Тихой. В отличие от Северной дамбы, по которой многие из нас проезжают ежедневно, на улицу Тихую мало кто сворачивает без конкретной цели (а целей там особых и нет, кроме заправки и шиномонтажа). Так что Храм Всех Святых на Егошихе практически скрыт от посторонних глаз — и это при том что и он сам, и надгробия вокруг него выглядят куда интереснее Успенских.

Иван Козлов

Иван Козлов

Иван Козлов

Иван Козлов
Что касается кладбищенских кварталов и секторов, то вам обязательно стоит заглянуть на еврейское кладбище, которое находится слева от главной аллеи, — наверное, это самая красивая часть Егошихинского некрополя, целиком состоящая из старых, поросших мхом каменных плит. Еврейский сектор и ухожен лучше большинства других — по его центру пролегает плиточная тропинка, а чтобы осмотреть памятники, не обязательно пробираться через бурелом. Правда, там будет трудно отделаться от тревожного ощущения — на нескольких памятниках можно различить свежие следы от затёртых свастик, а на одной плите и вовсе виднеется Бафомет. Всё-таки зря с этого сектора сняли часовых после революции.

Иван Козлов

Иван Козлов

Иван Козлов
Тягостные впечатления от вида проступившего на могильной плите Бафомета усиливаются буквально через пять минут, потому что на одной из соседних могил я обнаруживаю трухлявый пень, тлеющий без всякой видимой причины, и выглядит это жутковато. Кладбищенский работник, которому я говорю про тлеющий пень, равнодушно отмахивается.

Иван Козлов

Иван Козлов
На обратном пути я ещё раз прохожу мимо могилы проклятой дочери, которую за несколько часов почти полностью занесло тополиным пухом, и в нескольких шагах от неё, на аллее старого православного кладбища, замечаю сгорбленную бабку с клюкой — она с кем-то громко разговаривает и размахивает руками, но из-за деревьев не видно, с кем именно.

Иван Козлов
— А может, ты его себе возьмёшь? — внезапно говорит мне бабка, когда я прохожу мимо.
— Кого?
— А вон мальчика этого.
Я смотрю в направлении, в котором она указывает клюкой, и почему-то меня совершенно не удивляет, что никакого мальчика там нет. Вообще никого нет.
— Я его ловлю постоянно, но только его никто себе брать не хочет, а я не могу. Возьми, пусть у тебя поживёт, чего ему тут обретаться.
— Там никого нет, — я говорю это без особой надежды на отклик, но на бабку мои слова производят впечатление. Она долго вглядывается в кусты, из которых торчат ржавые памятники.
— И правда, он опять убежал. Они постоянно убегают. Поэтому их никто к себе не берёт. Я бы взяла, да у меня уже много их.
— Я тоже не могу, — говорю я, — извините.
— А знаешь, что самое подлое? Они убегают каждый раз, когда я их крестить собираюсь. Несла батюшке в церковь деньги, чтобы он их крестил, да не донесла — они всё украли. Вон, видишь?
Бабка погрозила клюкой в сторону заросших могил.
— Лучше бы их, конечно, покрестить всё-таки, — говорю я.

Иван Козлов

