На центральном Димитриевском кладбище Волгограда проходят экскурсии, в ходе которых посетители могут посетить могилы тех, о чьих судьбах пишут в учебниках. О том, кто из известных некогда горожан вызывает наибольший интерес, «Русская планета» побеседовала с автором проекта экскурсий Наталией Пушкарской.
– Наталия, как родился этот необычный проект?
– Кладбища Волгограда — «белые пятна истории» нашего города. Если сведения о других городских объектах можно отыскать в архивах, то снимков кладбищ нигде не найти, даже в областном краеведческом музее и областном архиве. И ни у одного краеведа их нет. Разрозненные сведения о кладбищах мы собирали, изучая газеты разных эпох, а также краеведческие книги. Между тем главное кладбище Волгограда — Димитриевское — является свидетелем истории, ведь здесь нашли последний приют люди, чьи имена были известны всей стране, с которыми неразрывно связаны эпохальные страницы. История города вызывает все больший интерес у волгоградцев. Первые экскурсии провели в 2015 году. Чаще всего приходят или пенсионеры, или очень молодые люди, для которых факты об истории кладбища и знаменитостях прошлого становятся настоящим открытием.
– Каждый, кто бывает на этом кладбище и знает о могиле Марфы Блаженной, стремится обязательно посетить ее. С чем связан такой интерес?
– Могила местночтимой святой Марфы Блаженной, духовной дочери Иоанна Кронштадтского, еще с советских времен стала местом паломничества православных верующих. Но если в советское время посещение могилы предпочитали не афишировать, то сейчас туда ежедневно приходят десятки горожан и жителей города. И практически всегда от этих прихожан можно услышать их личные истории о том, как после посещения могилы Марфы им удалось исцелиться от неизлечимых болезней, наладить отношения в семье. Например, во время последней экскурсии со студентами Железнодорожного техникума у могилы Марфы оказалась жительница Красноармейского района Людмила. Лет десять назад у нее произошла семейная трагедия, женщина перенесла инсульт, прогнозы врачей были самыми плачевными — полная неподвижность. К могиле Марфы ее принесли на носилках, и она усердно молилась. По возвращении домой почувствовала улучшение, стала делать гимнастику для пальцев. И хотя медленно, но стал наступать прогресс. Через какое-то время она вновь попросила родных, чтобы повезли ее к могиле Марфы. Передвигалась уже на костылях, хоть и с большим трудом. По воспоминаниям Людмилы, она приложилась к кресту на могиле, стала молиться. А когда стала уходить, резко закружилась голова, и женщина упала, слегка стукнулась обо что-то металлическое, возможно, о крест соседней могилы, а потом поднялась самостоятельно. Было легко, женщина поняла, что может идти без костылей. Родственники даже не поняли, что с ней произошло. С тех пор ходит самостоятельно, сумела преодолеть последствия инсульта. В больнице № 16, где она лечилась, иначе как чудом выздоровление Людмилы не называют. Он описан даже в кандидатской диссертации лечащего врача Людмилы. Но отмечают, что это уже не первый случай, когда исцелялись после обращения к Марфе самые тяжкие пациенты.
– В поисках исцеления волгоградцы посещают на Димитровском кладбище и могилу Андрея Юродивого. Чем известен этот святой?
– Андрей Юродивый — еще один местночтимый святой, о нем знают меньше, чем о Марфе, на экскурсиях многие слышат о нем впервые. Да и отыскать его могилу сложнее. В документах Волгоградской православной епархии и материалах областного краеведческого музея встречаются сведения о том, что Андрей Юродивый участвовал в освящении православных источников Царицына (например, источника Иоанна Богослова возле Областной больницы). Но старожилам он запомнился старцем, сидящим у Казанского собора вскоре после окончания Сталинградской битвы. И многим горожанам, потерявшим в войну близких, предсказывал, где находятся близкие, живы ли они, удастся ли воссоединиться с ними. Рассказывал и о судьбе родных, угнанных в плен. Также обладал даром целительства. За помощью к Андрею Юродивому тоже обращаются, в том числе при проблемах на работе, в предпринимательской деятельности.
Посетительница места захоронения Марфы Блаженной рассказывает экскурсантам об исцелении от инсульта. Фото предоставлено Наталией Пушкарской.
– Какие еще памятники, входящие в программу экскурсии, вызывают интерес посетителей?
– Посетители часто задерживаются у могилы героев Гражданской войны — семья Бантке. Самуил Бантке был комиссаром Первой Особой Бессарабской бригады, председателем совета солдатских депутатов, с 1930 года — завкафедрой истории Института красной профессуры, а с февраля 1935 года — директором Института истории Ленинградского отделения Коммунистической академии. Его жена Соня Коптиевская-Бантке в годы Гражданской войны служила в разведуправлении реввоенсовета Второй конной армии, затем по направлению закордонного отдела ЦК КП(б)У — на разведывательной работе в Бессарабии, вернулась на родину в 1922 году. С 1931 года заведовала кафедрой истории СССР областного Коммунистического университета Москвы и исторической редакцией Партиздата. В Партиздате работала с Надеждой Крупской, Сергеем Кировым. В 1938 году, когда Самуил Бантке был арестован по доносу якобы за шпионаж в пользу румынской разведки, Софья вместе с дочерью Нинелью были высланы как семья врага народа в город Омутнинск. С 1944 года Софья стала заведовать кафедрой истории Владимирского государственного учительского института. Несмотря на клеймо дочери врага народа, дочери Софьи и Самуила Бантке, Нинели Бантке все же разрешили поступить в Московский институт стали и сплавов. По окончании вуза ее направили в Сталинград, в разрушенный послевоенный город. Вместе с ней сюда приехала и мать, которая стала работать в Волгоградском пединституте старшим преподавателем на кафедре истории, также преподавала в университете марксизма-ленинизма. Впоследствии Самуила Бантке реабилитировали. В музее хранится документ Верховного суда СССР с извинениями семье Бантке за расстрел по ошибке. Но место его захоронения неизвестно. Потому во время похорон матери Нинель решила увековечить и память отца. В 2001 году скончалась и сама Нинель Бантке, она похоронена рядом с родителями. На одну из экскурсий пришла молодая женщина, рассказала, что Нинель была ее соседкой в доме на улице Советской. В те годы она была маленькой, масштаба личности соседки еще не понимала, но любила бывать у нее в гостях как у особенного, очень интересного человека. Приходила к ней за помощью, когда нужно было писать рефераты по истории. У Нинели были редкие книги, уникальная библиотека. Теперь девушка приходит, чтобы поклониться, а заодно и вспомнить детские годы.
Интересуются экскурсанты и судьбой фотокорра ТАСС Степана Курунина, который заснял важнейшие моменты Сталинградской битвы. В послевоенное время он снимал всех мировых знаменитостей, которые приезжали в наш город, слава о котором гремела на весь мир. Скончался Степан в 1964 году, памятник ему сделал сам Вучетич из того же материала, что и скульптуру «Родина-мать».
Один из экскурсантов — 25-летний Андрей Аверин — собирает материалы об актерах Сталинграда. Он рассказал, где похоронены звезды Сталинградской сцены, имена которых тоже гремели на весь Советский Союз — Константин Синицын, Ильсиар Паничкина-Юлдашева, Таисия Коновалова и другие. Так что в ближайшее время маршрут экскурсии значительно расширится. Андрей Аверин, побывав на экскурсии, создал свой клип об этой исторической прогулке. Часто приходят те, кто потерял близких. Признаются, что после такого «путешествия в прошлое» на душе становится легче. Многие говорят, что чувствуют себя, будто встретились с друзьями и знакомыми, увидев на памятниках знакомые лица, имена коллег, сослуживцев.