Старое кладбище Таганрога

06.04.2016
Старое кладбище Таганрога
Официальной датой основания некрополя считается 1809 год. Однако, по этому поводу у исследователей возникают разногласия. Одни переносят открытие на 1803 год, а другие и вовсе считают, что захоронения начали производить еще в XVIII веке. Так, например, в газете "Приазовский край" от 14 апреля 1896 года писали, что найдена надгробная плита с датированием погребения 1796 годом. Краевед О. П. Гаврюшкин писал, что наиболее старое из сохранившихся надгробий относят к 1815 году. Мне удалось его найти. Кроме того, на кладбище сохранились еще несколько подобных плит, но, к сожалению, надписи на них утрачены.

Церковь, расположенную в центре некрополя, можно назвать уникальной. Заложенная в 1810 году и освященная во имя Всех Святых, она стала единственным из почти двух с половиной десятков культовых строений в Таганроге, дошедшим до наших дней в практически неизменном виде со времен последней перестройки 1837 года. В 1920-е храм закрыли, но в годы фашистской оккупации Таганрога службы возобновили и более не прекращали. Очень необычен иконостас, выполненный в виде мозаики и установленный в 1894 году. В крипте также находятся захоронения, в том числе и 13-го градоначальника Кульчицкого Льва Яковлевича. Но более всего будоражит разум любителей приключений тайный подземный ход из церковного подвала. Сложно сказать, когда он появился. Вел он за город и спасал местных жителей во время оккупации 1941-1943 гг. Как рассказал настоятель Церкви Всех Святых отец Георгий Тарановский журналисту газеты "Аргументы и факты" 3 года тому назад, один прихожанин, бизнесмен, собирался пожертвовать средства на восстановление подземелий, но погиб в автокатастрофе. После этого помощь никто не предлагал, и ход планировалось замуровать. Состояние подземелий на текущий момент мне не известно.

Первое время территория Христианского кладбища была обнесена деревянным забором. Центральные ворота (как и сейчас, это ворота с переулка Смирновского, ранее Кладбищенского, у автозаправки "Влад") с каменными стойками венчала надпись: "Грядет час, в онь же вси сущие во гробах услышат глас сына Божия".

Через какое-то время деревянную ограду заменили каменной, центральную аллею от главного входа до церкви вымостили камнем, остальные - засыпали торсом.

Дорогу от переулка Кладбищенского до ворот кладбища вымостили на рубеже 19 и 20 веков за счет средств купца Ивана Лукича Коресси, решившего таким образом увековечить память о своей усопшей супруге.

Слева от ворот на стене еще можно увидеть остатки любопытного панно, нижняя часть которого повторяла реальные пейзажи города, а верхняя изображала улыбающихся ангелочков в облаках над городом. Дата появления барельефа неизвестна. В начале 1990-х панно было сильно повреждено из-за разрушения стены.

Город рос высокими темпами, и к началу XX века кладбище стало переполняться. Вопрос о нехватке места решался путем добавления участков к уже существующим территориям и захоронения поверх тех могил, за которыми либо не ухаживали, либо не платили налог. Строительство вокруг некрополя категорически было запрещено. Всего в его округе было всего лишь 5 строений, одно из которых — ветряная мельница.

В 1908 году была предпринята попытка создать каталог сохранившихся надгробий. Было переписано 2350 памятников. Работы тогда приостановили — стало понятно, что многие богатейшие надгробия разрушены и разграблены. Оказывается, вандалы были и в царской России. А. П. Чехов в своих воспоминаниях не раз отмечает ужасное состояние кладбища, несмотря на то, что в его времена некрополь охранялся и закрывался на ночь. Однако, персонала было слишком мало, чтобы блюсти порядок.

А какие великолепные надгробия венчали могилы греков, итальянцев, испанцев, евреев, армян, англичан, немцев, поляков! Да и не перечислить всех национальностей, которые перемещались в Таганроге. Самые шикарные усыпальницы оформлялись итальянскими и греческими мастерами и стоили баснословно дорого. Но, увы, потомки это не оценили.

Короткий некролог о двух навсегда утраченных надгробиях.

Волной больших разрушений отозвались для кладбища "пятилетка атеизма" 1932-1937 гг., когда снимались и разбивались кресты с могил, памятники осквернялись. Да и ухаживать за многими могилами было некому после массового террора, повлекшего за собой волну эмиграции.

В некрополе можно встретить несколько братских могил павших с обеих сторон во времена гражданской войны. В их числе оскверненное несколько лет назад захоронение 105 юнкеров. Чья-то безжалостная рука спилила уникальный крест, сваренный из рельс. Взамен установлен крест из дерева.

И если пойти в глубь, в дебрях можно наткнуться на стелу с высоким полированным постаментом и табличкой "Вечная память героям, павшим в борьбе за власть Советов в Таганроге в 1918 году". Кроме памятников Петру I, Ленину, Пушкину, Гагарину и Королеву, это еще один многострадальный монумент, "побегавший" на своем веку.

На этом самом постаменте в свое время стояла бронзовая скульптура императора Александра I (ее переплавили для хозяйственных нужд). Сначала стелу установили в городском саду (парк КиО им. Горького), позже перенесли в некрополь. Банковская (до революции - Александровская) площадь не осталась пустовать после разрушения памятника царю. На том месте разместили захоронение Т. И. Дышлового, борца за социализм. Позже могилу перенесли в городской парк, и, наконец, перед Великой Отечественной Войной туда, где ему и полагалось быть – на кладбище. Кстати, могила Дышлового находится буквально в нескольких метрах от стелы.

Из раннего советского периода, пожалуй, наиболее интересны 3 надгробия – ангел-воин на братском захоронении чехов-интернационалистов авторства Яна Наврата, бетонная фигура рабочего Онуфрия Калашникова и "земной шар в огне революции" на могиле некоего Георга Федоровского.

О последнем не раз слышала от разных людей, что это якобы могила "мага". Распростаняющие подобные слухи, вероятно, не задумывались, что разум современников усопшего Георга Николаевича Федоровского занимали иные вопросы, нежели магия. Гражданская война, смена власти, построение нового режима - им было не до тайн мироздания. Круглая шапочка, венчающая высокий постамент - символ нашей планеты, охваченной пламенем революционной борьбы, а пятиконечная звезда, выдавленная в штукатурке означает единство пролетариевна всех пяти "жилых" континентов. Сомневающимся в правомерности такой трактовки рекомендую поискать фотографию памятника "Жертвам революции", установленного в парке Горького в 1922 году и разрушенного фашистами. В его основе использован аналогичный мотив, только уже в явном революционном контексте.

Памятник на братской могиле чехов-интернационалистов установлен в 1920-е годы. Скульптор – чех Ян Наврат. Скульптура выполнена из мягкого материала розоватого цвета, на текущий момент имеет значительные повреждения. Надпись на чешском языке утрачена, на русском – частично сохранилась:
"Из далекой страны мужей и дел великих уныло-грустный гений прилетел. Он опустился над братской могилой на прах сынов той измученной страны, из рук которых безжалостная смерть вырвала всепобедный меч Свободы".

Фото сделано весной 2009 года. На момент написания статьи (июль 2011) памятник выкрашен в белый цвет.

Великая Отечественная Война внесла свои изменения во внешний облик кладбища. Восемь братских захоронений советских солдат расположены в разных частях по периметру некрополя. К сожалению, имена большинства из них не известны, как неизвестно и точное количество погребенных там людей. Исходя из имеющихся скудных данных о потерях личного состава и паспортах захоронений, можно сделать вывод, что, по крайней мере, какая-то часть из захороненных - это бойцы, умершие от ран в госпиталях Таганрога после его освобождения в 1943 году.

Самое крупное захоронение насчитывает порядка 2000 человек, однако известны имена лишь 427. Они увековечены на гранитных плитах в построенном в 1965 году мемориале с вечным огнем, который, однако, почти никогда не горит.

Незадолго до 65 летия со Дня Победы, в Таганрогском архиве был найден чудом уцелевший журнал с именами умерших в плену у фашистов почти пяти сотен советских солдат на территории Таганрога. Все они были похоронены также на старом кладбище в братской могиле, которая считалась до этого времени могилой неизвестных. В прошлом году там появились памятные таблички с именами 200 из них. Родственники некоторых солдат, благодаря кропотливой работе поисковиков, были найдены, многие из них посетили могилу своих предков, считавшихся несколькими поколениями без вести пропавшими.

Изображение
Братская могила времен ВОВ. Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945.


За стелой с вечным огнем, недалеко от ограды – скромное надгробие двух советских летчиков капитана Егорова Алексея Гавриловича и старшего лейтенанта Единархова Ивана Яковлевича, по ошибке посадивших свои самолеты в оккупированном Таганроге, принявших неравный бой и похороненных фашистами со всеми подобающими героям почестями. Как это могло произойти? Что случилось с третьим летчиком? На эти вопросы до сих пор нет однозначных ответов. Видимо, мы уже никогда не узнаем наверняка, что же произошло 17 апреля 1943 года на аэродроме, занятом оккупантами.

Недалеко от центрального входа на кладбища можно обратить внимание на относительно новый памятник серого цвета. С ним связана история одного военнопленного из Австрии, умершего в Таганроге. Будучи призванным в армию, он оставил в своем родном городке Вартберг семью, в том числе и совсем маленького сына Герберта. На войне попал в плен, после освобождения Таганрога, как и другие пленные, работал на восстановление города. До депортации не дожил, умер в 1945 году в госпитале. Семья узнала о его смерти только в 1947 году. Повзрослевший сын упорно искал информацию о могиле отца, и нашел ее. Приехав в Таганрог, иностранец был шокирован - о немецком кладбище больше ничего не напоминало - ныне это часть парка КиО им. Горького. Попытки установить мемориальный знак в парковой зоне были пресечены, однако, администрация города пошла навстречу Герберту Цахлю, выделив на старом кладбище место для этих целей. Теперь австриец ежегодно посещает наш город.

После войны численность населения в Таганроге стремительно увеличивалась. В 1971 году кладбище признано непригодным для дальнейших захоронений, ибо все допустимые санитарные нормы были превышены. Число захоронений по предварительным оценкам превышает 150 000.

После закрытия в начале 1970-х кладбище подверглось очередной волне разрушений, на сей раз с подачи эпидемиологов. В 1972-1976 гг. южные города охватила эпидемия холеры. Не минула она и наш город. Склепы, в которых обитали БОМЖи, признаны рассадниками заразы, и усыпальницы стали разрушать и захламлять мусором. Судя по руинам, их были десятки. Остались считанные единицы, и те разграблены и находятся в полуразрушенном состоянии.

Воистину жемчужиной можно назвать усыпальницу на могиле Ф. Д. Котопули, умершего в 1867 году. Даже в современном виде, со сбитым крестом, без медальона и большей части облицовки из белого мрамора, склеп производит мощное впечатление. Восхищал он в свое время и А. П. Чехова, описавшего это произведение искусства в "Ионыче" как склеп итальянской оперной певицы.

В 1976 году несколько наиболее ценных из сохранившихся скульптур из некрополя вывезли. Сейчас, вместе со скульптурами из двора "архиерейского" дома, они составляют ансамбль во дворе Картинной галереи. Очень жаль, что на информационном стенде с комментариями нет ни одного упоминания о происхождении этих скульптур. В основном это абстрагированные от конкретной истории и без того очевидные названия типа "Плакальщица", "Нимфа".

В 1991 году постановлением №307 Совета министров РСФСР "О комплексной реконструкции и реставрации культурно-исторического центра города Таганрога" кладбище объявлено памятником культуры и истории.

Среди известных людей, похороненных здесь можно отметить следующих.

Историка П. П. Филевского, который за 200 лет существования Таганрога первым рискнул написать его историю. До сих пор "История города Таганрога" остается единственной книгой на полках наших книжных магазинов, рассматривающей историю города в столь широком временном диапазоне (начиная с древних поселений до конца 19 века).

Детский писатель И. Д. Василенко, прах знаменитого циркового артиста А. А. Дурова и его родственников, В. В. Зак, создавший первое хирургическое отделение в Таганроге и многое сделавший для развития здравоохранения в 20-30 годы прошлого столетия, один из первых Героев Труда в нашем городе, и как бы это ни выглядело парадоксально на фоне всех заслуг, окончивший свой земной путь в застенках ростовского отделения НКВД. В настоящее время реабилитирован.

Герасим Федорович Депальдо, чьей каменной лестницей мы пользуемся до сих пор, совершавший при жизни многие благие дела на пользу города, так же погребен здесь. Представители известных в Таганроге (и далеко за его пределами) фамилий – Алфераки, Макропуло, Маркаки, Комнено-Варваци, Андреевы-Туркины, Платоновы, Камбуровы... Иван Иванович Шаронов, отец Евгения Шаронова, построившего за свой счет здание, известное современникам как Музей градостроения и быта, Николай Перистиани, отец Ивана Перистиани, известного в начале 20 века актера и кинорежиссера, народного артиста Грузинской ССР. Представители немецких династий – Базенер, Ман, Нойман. Валериан Гаэтанович Молла, сын Гаэтано Молла, известный в городе дирижер итальянского происхождения, оставивший значительный след в истории музыкального досуга таганрожцев в начале 20 века, городской голова, врач и общественный деятель Николай Анастасьевич Лицин. Его потомки, живущие сейчас в США, посещали наш город в 2001 году.

Этот список можно продолжать очень и очень долго. Я нарочно обошла стороной тему, связанную с паломническими местами на кладбище (часовня Старца Павла, могила старца Даниила, матушки Елены, младенца Бориса и т.д.). О некоторых из них, в частности, о старце Павле, написано достаточно, о других информации совсем не много. В любом случае, это особая тема, требующая более подробного рассмотрения, нежели пару абзацев в обзоре.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика