21 августа 1999 года в Софии был взорван мавзолей Георгия Димитрова, который простоял полвека. Удалось это только с пятой попытки. Самого «постояльца» в усыпальнице к тому времени уже не было. Мумифицированное тело Димитрова ещё в 1990 году было оттуда вынесено по просьбе родственников и тайно захоронено.
Последний памятник социализму
Решение о сносе мавзолея в центре Софии, как сооружения «идеологически и архитектурно чуждого городу», было принято в феврале 1992 года Общинским (общественным) советом болгарской столицы. Но взялись за него лишь спустя семь лет. Даже после пятого взрыва разрушился он не целиком. В течение ещё нескольких дней обломки вывозились самосвалами. Более мелкие активно разбирали на сувениры. Сейчас о софийском мавзолее ничего не напоминает, на его месте ровная, хорошо забетонированная площадка.
Долгие годы у нас в стране считалось, что подобного рода усыпальницы в странах «развивающегося социализма» строятся по «образу и подобию» ленинского мавзолея в СССР (1924-1930 гг.). Отчасти так оно и было. Но сама традиция помещения тел почивших лидеров в мавзолеи появилась ещё в древности.
В разные эпохи судьба мавзолеев и хранящихся в них мумий складывалась по-разному. Тем более что обозначали этим словом (лат. mausoleum - от древнегреческого Μαυσωλεῖον) также здание с множеством склепов.
Мумия подождет!
Классический пример последнего – Пантеон в Париже. При его возведении архитектор Суффло взял за основу римский Пантеон строгих классических форм. Притом, что в те времена все здания Парижа, не говоря уже о храмах и дворцах, строились в роскошном стиле барокко. Само строительство на территории аббатства Святой Женевьевы велось по обету короля Людовика XV, который поклялся в случае своего выздоровления от тяжёлой болезни выстроить в аббатстве новый храм. К тому времени, когда здание в 1789 г. было закончено, короля свергли, и революционное правительство распорядилось о превращении церкви в мавзолей великих французов.
Первым, кого там похоронили, стал граф Мирабо. Его останки пролежали в Пантеоне чуть менее двух лет. Его любезные соратники доказали связь героя с королем. Прах был вынесен из усыпальницы, где не осталось даже надгробной плиты, и захоронен на кладбище казненных в предместье Сен-Марсо. А на его место в Пантеоне положили останки другого революционера - Марата.
Кстати, само здание Пантеона на протяжении ста лет несколько раз меняло свое назначение, будучи, то собором, то мавзолеем, то опять собором. Французы никак не могли привыкнуть к тому, что практически в самом центре их столицы, в Латинском квартале, находится кладбище, пусть и такое оригинальное. Все окончательно определилось в 1885-м году, когда в Пантеон внесли тело писателя Виктора Гюго.
Не желая повторения истории с Мирабо, парижане взяли за правило «держать паузу» после смерти известной личности, чтобы убедиться в её «выдающемся значении» для страны. К примеру, писателя Александра Дюма-старшего «выдерживали» 132 года. В 2002-м году, наконец, убедились, что он был гениальным писателем, а не обычным графоманом, и торжественно опустили его останки в тяжеленный саркофаг, который в свою очередь установили в одну из многочисленных мрачных ниш в цокольном этаже здания Суффло. На очереди… граф Мирабо. Его за минувшие столетия реабилитировали и скоро снова торжественно обещают внести в Пантеон.
«А ты не воруй!»
Мавзолеями погребальные сооружения стали называть по пышной гробнице царя Мавсола, правителя Карии, в Галикарнасе (современная Турция). Впоследствии они получили большое распространение в Древнем Риме, где появились один за другим мавзолеи Августа, Адриана, Галлы Плацидии, Юлиев… Не отставал и Восток: мавзолеи Хивы, Тадж-Махал, Мавзолей Кира в Пасаргадах, Гур-Эмир.
Самыми древними мавзолеями считаются египетские пирамиды – места погребения фараонов. Несмотря на постоянный интерес к ним ученых, многие из пирамид до сих пор таят загадки. Их многочисленные ходы и переходы, хитроумные лабиринты и ловушки способны кого угодно завести в тупик (в прямом и переносном смысле слова)! Не говоря уже о мистическом влиянии потревоженных мумий на тех, кто прикоснулся к ним.
Легендам о том, что фараоны мстят людям, побеспокоившим их покой, много веков. «Срабатывают» они до сих пор. Пример – череда смертей ученых, рискнувших вскрыть гробницу Тутанхамона.
В ноябре 1922 года английский археолог Говард Картер, его инвестор лорд Карнарвон вместе с двадцатью помощниками проводили раскопки этой гробницы. Не прошло после этого и года, как тринадцать человек из двадцати присутствовавших при вскрытии печатей гробницы скончались. Причем, при странных обстоятельствах.
Одним из первых в 1923 году ушел в мир иной сам Карнарвон, заболев лихорадкой, вызванной укусом москита. За ним последовал американский археолог Артур Мейс. Потом скончались супруга Карнарвона (от укуса неизвестного насекомого), рентгенолог Вид, который просвечивал мумию фараона прямо в гробнице, английский писатель Ла Флер, секретарь Картера Ричард Бефил. К 1930 году из числа участников раскопок в живых оставался только сам Говард Картер. И это ещё не всё!
После того, как в 1972 году в Лондон были доставлены на военном самолете сокровища из гробницы Тутанхамона, скоропостижно скончались пилот и бортинженер данного лайнера. У обоих случился сердечный приступ. Пострадали и другие члены экипажа: один сломал ногу, у другого сгорел дом. Единственная находившаяся на борту женщина тяжело заболела, с ней развелся муж...
Сами участники экспедиции «к Тутанхамону» утверждали, что «ничего не тронули» из гробницы. Однако позже выяснилось, Картер и Карнарвон не устояли от соблазна и присвоили немало сокровищ. В частности, произведения искусства древних египтян. Позже украденные вещи были проданы в американские музеи, директора которых усердно скрывали их происхождение...
В этой связи можно вспомнить и легендарного полководца Тимура (Тамерлана). Его гробницу в Самарканде запрещено было вскрывать под страхом начала новой войны. Но 21 июня 1941 года советские ученые, пренебрегшие предупреждением местных аксакалов, вскрыли её. На следующий день, 22 июня – «Киев бомбили, нам объявили, что началась война».
Сам себе памятник
В нашей стране мавзолеи строились и до 1924 года, когда умер Ленин. Один из них появился в начале 1880-х годов в деревне Вишня близ Винницы, где жил, работал, а в 1881 году умер великий русский хирург Николай Пирогов. По завещанию ученого, его тело забальзамировал лечащий врач Выводцев с использованием разработанного самим Николаем Ивановичем метода, и поместил в склеп.
Официально гробница Пирогова именуется «церковь-некрополь», тело находится немного ниже уровня земли в крипте - цокольном этаже православного храма, в застекленном саркофаге, к которому был возможен доступ желающих. В конце 1920-х гг. там побывали грабители. Они повредили крышку саркофага, выкрали шпагу Пирогова (подарок Франца Иосифа) и нательный крест. Во время Великой Отечественной войны, при отступлении советских войск, саркофаг с телом Пирогова был скрыт в земле, при этом повреждён, что привело к порче тела, впоследствии подвергнутого реставрации и повторному бальзамированию.
В собственном мавзолее покоится и полководец, герой Отечественной войны 1812 года Михаил Барклай-де-Толли. Выстроен мавзолей был в его имении Беклор в Лифляндии (ныне Эстония) в конце 1820-х гг. Недавно там провели реставрацию. Всё в идеальном состоянии.
Пирогов завещал забальзамировать себя в интересах науки. Из Барклая сделали мумию по заказу его вдовы, которая упокоилась позже рядом с ним. Почему мечтали об этом политические деятели разной величины ХХ века, можно только догадываться. Так, мавзолей монгольского маршала Чойбалсана был построен при его жизни и по его же приказу. Когда он умер в 1952 году, его тело забальзамировали в Москве и доставили в Улан-Батор. Но первый глава Монгольской Народной Республики Цеденбал принял решение замуровать его тело в склепе, а не выставлять на всеобщее обозрение. В 2005 году Чойбалсан был перезахоронен на городском кладбище Улан-Батора, его мавзолей снесли, а на его месте поставили огромную бронзовую фигуру Чингисхана.
О бальзамировании себя, любимого, после смерти договорился ещё при жизни и глава компартии Вьетнама Хо Ши Мин. Он умер в 1969 году. Но из-за войны и бомбардировок его забальзамированное тело пришлось несколько лет прятать. Лишь в августе 1975 года его перенесли в построенный в Ханое московскими специалистами мавзолей. Здание высотой 21 метр по форме напоминает лотос и разделено на три уровня. На сегодня это самый большой в мире мавзолей.