Страшная трагедия произошла ночью 15 марта 1915 года. Шла Первая мировая война и по железной дороге все время двигались эшелоны с войсками, направлялись на Восточный фронт. В то время австро-венгерским войскам удалось остановить наступление русской армии, которая в течение сентября-октября 1914 овладела большой территорией Закарпатья, а вдоль реки Латорица дошла почти до Свалявы. Это был знаменитый Брусиловский прорыв. В 1915 году Восточный фронт вновь переместился в Галицию, куда и направлялись австро-венгерские войска. Той ночью, и5 марта со станции Свалява отправился эшелон с войсками в направлении Воловец.
Возле станции Заньки 20 вагонов оборвались и начали стремительно катиться назад, набирая бешеную скорость.
Как позже переводили те, кому посчастливилось остаться в живых, солдаты в товарных тяжестью-теплушках решили, что началось контрнаступление российских войск, поэтому поезд так быстро возвращается назад. Одиночные воины, почувствовав беду, выскакивали из вагонов, хотя шансов не разбиться при такой скорости движения было немного. К тому же, как вспоминали, двери на вагонах снаружи закрывали на засовы, чтобы предотвратить дезертирство. На станции Свалява все дороги были заняты эшелонами с войсками, пушками, амуницией, когда вагоны, бежавших сверху, столкнулись с маневровым паровозом, который стоял на их пути. Взрыв небывалой силы разбудил свалявцы. Взорвались цистерны с бензином, горели вагоны, люди ... Раненых и обожженных сносили в госпиталь, где СШ № 3.
В этой катастрофе погибло более 100 человек. В воскресенье во дворе школы в ряд были поставлены гроба священники отправляли панихиду. Похоронили погибших на кладбище в Сваляве по улице Драчинський. Но позже решили заложить специальное военное кладбище, чтобы отдать дань памяти и павшим на фронте. Территорию для кладбища отвели на обочине дороги, ведущей к Голубинного. Раньше это было заброшенное поле с ямами. Упорядочивали новое кладбище военнопленных итальянцы. Они подняли и выровняли площадь, выкопали и перевезли останки со старого кладбища и перезахоронили их на новом.
Много лет мемориальное кладбище времен Первой мировой нальных содержалось в образцовом порядке. В середине 30-х годов стараниями мецената - инженера фабрики «Сольвей» гемплей здесь появился величественный обелиск, до четырех сторон которого были прикреплены чугунные плиты с рельефными надписями фамилий погибших и номерами могил, а на макушке обелиска в дни торжеств в большом медном чаши горел огонь . Кто привел этот памятник истории в упадок? В конце 40-х годов за кладбищем расположилась какая-то мехколонна. Водители не удовлетворились скромным полевым проселком, что вел мимо кладбища в урочище Демьянчи, вместо машинами укомплектовали себе дорогу напрямик через кладбище. Именно тогда было положено начало вандализма Забор из живой изгороди уничтожена, могилы затоптаны, а обелиск оказался на проезжей части. Даже небольшие надгробные камни с номерами захоронений были варварски уничтожены. В середине 50-х годов уже советские военные расстреливали эти камни как мишени на полигоне, который устроили себе в то время под горой Лысой. В тот же период поднимался вопрос о полном уничтожении, ликвидации этого памятника. Созданному Украинскому обществу охраны памятников истории и культуры тогда удалось отстоять эту и некоторые другие древности на территории Свалявщины. Тогда же был перенесен обелиск вглубь кладбища. Именно здесь, за рекой Латорицей - возникла новая человеческая трагедия, тоже связана с войной, но уже со второй мировой.
Сразу по прохождению фронта на этой окраине поздней осенью 1944 года был наспех организован пересыльный лагерь, в который загнано из закарпатских сел и городов немало гражданских лиц - мужчин, преимущественно венгров, которые якобы нелояльные к освободителей и новой власти. Без всякого суда и следствия сотни простых людей замучены в лагерном холоде и голоде и поскидано в большие ямы выше воинского кладбища. На месте массового захоронения останков погибших (прилегающем к военному кладбищу холме), в память о венгров, невинно репрессированных и замученных сталинским режимом в 1944 - 1945 годах в 1994 году построен подпорную стену жалобы с высотной стелой. Заодно упорядоченно и военное кладбище, огражден декоративной каменной стенкой весь мемориальный комплекс.
Возле станции Заньки 20 вагонов оборвались и начали стремительно катиться назад, набирая бешеную скорость.
Как позже переводили те, кому посчастливилось остаться в живых, солдаты в товарных тяжестью-теплушках решили, что началось контрнаступление российских войск, поэтому поезд так быстро возвращается назад. Одиночные воины, почувствовав беду, выскакивали из вагонов, хотя шансов не разбиться при такой скорости движения было немного. К тому же, как вспоминали, двери на вагонах снаружи закрывали на засовы, чтобы предотвратить дезертирство. На станции Свалява все дороги были заняты эшелонами с войсками, пушками, амуницией, когда вагоны, бежавших сверху, столкнулись с маневровым паровозом, который стоял на их пути. Взрыв небывалой силы разбудил свалявцы. Взорвались цистерны с бензином, горели вагоны, люди ... Раненых и обожженных сносили в госпиталь, где СШ № 3.
В этой катастрофе погибло более 100 человек. В воскресенье во дворе школы в ряд были поставлены гроба священники отправляли панихиду. Похоронили погибших на кладбище в Сваляве по улице Драчинський. Но позже решили заложить специальное военное кладбище, чтобы отдать дань памяти и павшим на фронте. Территорию для кладбища отвели на обочине дороги, ведущей к Голубинного. Раньше это было заброшенное поле с ямами. Упорядочивали новое кладбище военнопленных итальянцы. Они подняли и выровняли площадь, выкопали и перевезли останки со старого кладбища и перезахоронили их на новом.
Много лет мемориальное кладбище времен Первой мировой нальных содержалось в образцовом порядке. В середине 30-х годов стараниями мецената - инженера фабрики «Сольвей» гемплей здесь появился величественный обелиск, до четырех сторон которого были прикреплены чугунные плиты с рельефными надписями фамилий погибших и номерами могил, а на макушке обелиска в дни торжеств в большом медном чаши горел огонь . Кто привел этот памятник истории в упадок? В конце 40-х годов за кладбищем расположилась какая-то мехколонна. Водители не удовлетворились скромным полевым проселком, что вел мимо кладбища в урочище Демьянчи, вместо машинами укомплектовали себе дорогу напрямик через кладбище. Именно тогда было положено начало вандализма Забор из живой изгороди уничтожена, могилы затоптаны, а обелиск оказался на проезжей части. Даже небольшие надгробные камни с номерами захоронений были варварски уничтожены. В середине 50-х годов уже советские военные расстреливали эти камни как мишени на полигоне, который устроили себе в то время под горой Лысой. В тот же период поднимался вопрос о полном уничтожении, ликвидации этого памятника. Созданному Украинскому обществу охраны памятников истории и культуры тогда удалось отстоять эту и некоторые другие древности на территории Свалявщины. Тогда же был перенесен обелиск вглубь кладбища. Именно здесь, за рекой Латорицей - возникла новая человеческая трагедия, тоже связана с войной, но уже со второй мировой.
Сразу по прохождению фронта на этой окраине поздней осенью 1944 года был наспех организован пересыльный лагерь, в который загнано из закарпатских сел и городов немало гражданских лиц - мужчин, преимущественно венгров, которые якобы нелояльные к освободителей и новой власти. Без всякого суда и следствия сотни простых людей замучены в лагерном холоде и голоде и поскидано в большие ямы выше воинского кладбища. На месте массового захоронения останков погибших (прилегающем к военному кладбищу холме), в память о венгров, невинно репрессированных и замученных сталинским режимом в 1944 - 1945 годах в 1994 году построен подпорную стену жалобы с высотной стелой. Заодно упорядоченно и военное кладбище, огражден декоративной каменной стенкой весь мемориальный комплекс.