Историческая и литературная дискуссия, которая развернулась по итогам пресс-конференции Президентов России Владимира Путина и Французской Республики Эммануэля Макрона, благодаря историческим и литературным «познаниям» украинских политиков, видимо, может привести к корректировке учебных программ. Причем не в России, а на самой Украине: из украинской истории и литературы предлагают не воровать в русскую княжну Анну Ярославну, Александра Пушкина и Николая Гоголя. Причиной очередных околонаучных споров была попытка Владимира Путина на историческом примере показать историческую связь Франции и России.
В 1431 году 30 мая в Руане была сожжена Жанна д’Арк. Бессмертный образ жертвенной девы воительницы. Героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне. Была взята в плен к бургундцам, передана англичанам, затем осуждена как еретичка и сожжена на костре. Мало кто знает, что существует легенда о выжившей Жанне, что является аналогией нашего Лжедмитрия.
Дмитрий — Сын Ивана Грозного, восьмилетний царевич, погибший при загадочных обстоятельствах в Угличе. А двенадцать лет спустя на Руси появился человек, который утверждал, что он и есть царевич Дмитрий Иванович, спасённый слугами от Бориса Годунова. Кто это был на самом деле до сих пор неизвестно. Правительство Годунова объясняло это так, что он – Гришка Отрепьев, слуга семьи Романовых.
Пять лет спустя после сожжения на рыночной площади в Руане, в Лотарингии, объявилась неизвестная девушка утверждавшая, что ее имя — Клод. Она разыскивала двух братьев Орлеанской девы. Когда она их нашла и братья увидели ее, они были удивлены. Неизвестная дама как две капли воды походила на Жанну, их сожжённую сестру. Неизвестная поведала, что она и есть Жанна, Орлеанская дева. И братья признали ее, привезли ее к себе в дом. Жанна отвечала на все вопросы, касавшиеся ее детства и дальнейшей жизни, так что уличить ее во лжи и самозванстве оказалось невозможно. В Лотаринге её решили одеть в доспехи, ей дали коня, которого она лихо оседлала, меч и мужское платье.
Рано утром 17 мая 1606 по всей Москве загудел набат. Застигнутые врасплох Лжедмитрий и его ближайший помощник Басманов пытались защищаться. Лжедмитрий бросился бежать по дворцовым переходам. Он попробовал спуститься из окна на двор по строительным лесам, но упал с большой высоты, разбив себе ногу и грудь. Григорий Валуев, боярский сын, выстрелил Лжедмитрию I в сердце. Убитого Лжедмитрия возложили на Красной площади на столике. На грудь бросили маску шута, а в рот воткнули дудку. Через двое суток был закопан на кладбище. Но стали ходить слухи, что покойник восстаёт из могилы и ходит по деревням. Тогда труп Лжедмитрия I был вырыт и сожжён. Зарядив его прах вместе с порохом в пушку, из неё выстрелили в ту сторону, откуда самозванец пришел.
Конец истории девы воительницы мы знаем более-менее точно благодаря историку Леруа де Ламаршу. В 1457 году король Рене вручил помилование некой авантюристке, задержанной в Сомюре за мошенничество. В упомянутом документе сказано, что она долгое время выдавала себя за Деву Жанну, вводя в заблуждение многих из тех, кто видел Деву, освободившую Орлеан от врагов королевства». Описание самозванки довольно точно совпадает с обликом героини. Упомянутая авантюристка оказалась вдовой Робера Армуазского.
Вот так малоизвестные факты французской истории открывают нам удивительные совпадения с отечественными самозванцами. Феномен самозванчества так же известен нам по царевне Анастасии. В то время, как выдавать себя за царственную особу сулит богатства и власть – выдавать себя за народного героя больше прельщает признанием. Но данный психологический и культурно-исторический феномен до сих пор будоражит своей уникальностью.