Отец Игоря Иванова — Сергей Емельянович — долгое время жил и работал в Саатлинском районе Азербайджана, где и был похоронен, однако его именитый сын так и не навестил могилу своего отца.
«Русское кладбище» в городе Саатлы я решил посетить для того, чтобы найти и сфотографировать могилу молодого русского парня, который отдал свою жизнь в боях за Карабах.
Однако, работающий на кладбище сторож, узнав, что я являюсь сотрудником СМИ, сказал мне:
— Если уж ты здесь, поинтересуйся еще одним русским, который здесь похоронен. Он отец одного известного человека.
Мы направились в другую сторону кладбища, но узкие дорожки, заросшие камышом с человека ростом, мешали продвигаться вперед. Сторож принес железную лопату, очистил обнесенную решеткой могилу от дикой растительности и прочитал на доске, прибитой на надгробном кресте:
— Иванов Сергей Емельянович, д. с. 1975.
Первый «очень известный человек», который пришел мне на память — это Игорь Сергеевич Иванов. Неужели похороненный тут Сергей Емельянович — отец бывшего министра иностранных дел России?
— Да, именно так! — подтвердил сторож мои предположения. — Большинство тех, кто близко знал Сергея Емельяновича, уже умерли. Но некоторые еще живы.
Веселый и добросердечный человек
Расспрашивая местных жителей, я отыскал дом, где жил Иванов — это здание в 1926 году построили для железнодорожников. Один из его жителей, Музаффар Мамедов 1929 года рождения, рассказал, что работал с покойным Ивановым на железнодорожной станции Саатлы:
— Я приехал сюда в 1964 году, а поселился в этом доме в 1967 году. Квартиры в этом доме поначалу предусматривались для начальника управления железной дороги, его заместителей и главного инженера, сейчас они уже приватизированы, — вспомнил Мамедов.
Он рассказал, что Сергей был инженером, и когда приехал в Саатлы, его с семьей поселили в этом доме:
— Когда я работал, он был уже на пенсии…
По его словам, во время Великой отечественной войны Иванов участвовал в работе по восстановлению железнодорожной инфраструктуры. В 1943 эта сфера была военизирована, и он перешел на службу в железнодорожные войска и получил офицерское звание.
Мамедов говорит, что не знает, как именно Иванов оказался в Азербайджане. Вполне возможно, ввиду отсутствия местных специалистов его прислали в Саатлы из Тбилиси (в те времена железная дорога всех трех закавказских республик находилась в подчинении управления в Тбилиси):
— Кроме того, он был членом Бюро райкома, часто участвовал в общественных мероприятиях.
Музаффар Мамедов
Иванов по природе своей был человеком замкнутым, поэтому Мамедов мало что знает о его личной жизни:
— Мы ходили друг к другу домой на праздниках, днях рождения детей. Я слышал тогда, что у него есть сын от другой женщины, который работает на высокой государственной должности. Но ни сам Сергей об этом никогда не говорил, ни мы не спрашивали. Он в основном говорил о войне, прочитанных книгах. Он был человеком веселым, добросердечным. Как сейчас помню, моя дочь читала стихи про войну, на его глаза навернулись слезы…
В последний путь с большими почестями
По словам Мамедова, похороны и поминки Сергея были хорошо организованы:
— В день его кончины я, воспользовавшись своими полномочиями председателя управления, выделил материальную помощь. Районный комитет партии также оказал помощь. У покойного было много орденов и медалей, которые мы собрали на специально подготовленные подушечки.
Коллеги, соседи, друзья и знакомые проводили Иванова в последний путь под звуки оркестра, с большими почестями. Во дворе здания накрыли стол, чтобы все могли прийти и почтить его память…
Игорь приехал в Баку, чтобы увидеться с отцом
Проживающая в настоящее время в Баку Лидия Урум, 1940 года рождения, также была хорошо знакома с Сергеем Ивановым и его семьей — они жили с ними на одной лестничной площадке.
— Моего отца, Ильина Якова Михайловича, также отправили в Саатлы как железнодорожного специалиста. Мы приехали сюда с Ивановыми почти в одно и то же время — в 1945 году. С детьми Сергея Емельяновича мы практически ровесники: его дочь Елена училась на один класс старше, а Николай — на класс младше меня. Сергей работал инженером на железной дороге, а его жена Мария Григорьевна — поваром в детском саду, — вспоминает Урум.
Сама Лидия ханум в 1961 году вышла замуж и переехала в Баку, и поэтому потеряла связь с соседями. По ее словам, в те годы дети Ивановых тоже уехали из Саатлы. Елена, окончив семилетку, поступила в железнодорожный техникум в Баку, после чего переехала в Украину. Говорили, что она работала там на железной дороге. После смерти отца она приехала и забрала маму к себе. Николай в первое время после женитьбы жил в бакинском поселке Бина, но что с ним случилось потом, женщина не знает.
Касаясь вопроса о знаменитом сыне Сергея Емельяновича, она сказала, что не помнит всего с точностью.
— Если не ошибаюсь, это было в 60-х годах, Игорь приехал в Баку для того чтобы встретиться с отцом по важному вопросу. Об этом Сергею сообщили в военкомате. Он отправился в Баку, где и встретился со своим сыном.
Письма и вопросы без ответов
К сожалению, найти еще кого-то, кто бы хорошо знал Сергея Иванова, так и не удалось.
Покойный Вадим Хлебник, который долгое время руководил русской общиной в Саатлинском районе, в 2000 году дал интервью издаваемой в России газете «Азербайджан», где также рассказал об Иванове:
— Сергей Иванов работал атташе в Китае, послом в Монголии, был участником Великой отечественной войны, был награжден орденом Ленина. Когда он скончался, его жена Мария Григорьевна попросила меня, чтобы я сообщил Игорю о смерти его отца. Я сразу же сообщил об этом в Баку, оттуда связались с Москвой, Центральным комитетом, где сообщили, что Игорь находится за границей. Впоследствии мы так и не смогли связаться с Игорем. В разные годы я отослал ему три письма, но они остались без ответа. В посольстве России в Азербайджане сказали, что постараются связаться с ним и сообщат о местонахождении могилы его отца.
Сергей Емельянович Иванов с комсомольцами Саатлы. 1967 год
Противоречивая история личной жизни
В отличие от отца, биография сына, Игоря Иванова, известна всем — простой поиск в интернете дает множество ссылок на необходимую информацию.
При этом по поводу отца Википедия пишет достаточно сухо:
— Сергей Иванов — кадровый военный, полковник.
И все. В другой статье пишут, что мама Игоря Иванова Елена (Элико) Сагирашвили уехала в Москву учиться, где познакомилась с Сергеем Ивановым и они поженились. В этом браке появилось двое детей: Игорь и Нина. Там же написано, что Елена родилась в 1909 году, работала начальником Государственной автомобильной инспекции одного из районов Москвы, в 1982 она скончалась и была похоронена в Москве. Но про полковника опять ни слова.
Елена Сергеевна Иванова
Соседи Сергея в Саатлы считают супругой Сергея Марию Григорьевну. По словам все той же Лидии ханум, дети в этом браке — Елена и Николай — родились соответственно в 1940 и 1942 годах. Урум также помнит, что в годы войны Мария жила в Баку вместе с детьми.
Интересно, что Игорь родился позже этих детей — в 1945 году. Получается, когда Сергей познакомился с грузинкой, он был уже женат, а значит дети от нее родились вне брака. Или наоборот, несмотря на рождение детей от Марии, его брак с ней не был зарегистрирован. Возможно также, что Елена и Николай родились от другого мужчины, однако, Лидия ханум категорически исключает такую вероятность.
В биографии Игоря Иванова говорится, что до шести лет он жил вместе с дедушкой и бабушкой в грузинской деревне Ахмета. Видимо, его мать, после того как разошлась с Сергеем, переехала в Москву и устроилась на ответственную должность, оставив малолетних детей у своих родителей. И в это же время Сергей Иванов вместе с женой Марией и детьми переехал в Саатлы. А когда он скончался, Игорь находился очень далеко — работал в посольстве СССР в Испании.
Два признания
— Я люблю Грузию и являюсь наполовину грузином. — Эти слова Игорь Сергеевич Иванов говорил прилюдно еще до того, как стал министром.
Президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов во время конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития»
— Я всецело принимаю критику в свой адрес относительно того, что надо было приехать сюда раньше. Не буду искать причин, по которым это, увы, не удалось сделать.
Эти слова Иванов произнес 2 сентября 1999 года во время своего визита в Баку в должности министра иностранных дел России.
Возможно, слова дипломата имеют двойной смысл. Безусловно, когда он говорил так, то имел ввиду отсутствие оперативной реакции своей страны на происходящее на Кавказе. Но кажется, этим признанием Игорь Иванов также оправдывался за то, что так и не посетил могилу своего отца…