ЗАБЫТЫЕ ПОГОСТЫ КУНГУРА. ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

27.02.2016
ЗАБЫТЫЕ ПОГОСТЫ КУНГУРА. ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

В Кунгуре на месте, где сейчас Дворец культуры машиностроителей, стояла Скорбященская церковь. Ее снесли в 30-е годы, ДК возвели в 1957 году. По версии народного мастера Пермского края Надежды Гармановой, основная часть клуба в целях экономии построена на старой основе и сохранила структуру бывшей церкви.

 - Когда строили ДК, рабочие наткнулись на два цинковых гроба, в одном из них были останки знаменитого кунгурского купца Алексея Чуватова, похороненного у Скорбященской церкви в 1902 году, - рассказывает его праправнучка Вера Неволина.

Забытые погосты Кунгура. Журналистское расследование


В ограде Тимхвинского храма: где-то здесь хоронили кунгуряков

Забытые погосты Кунгура. Журналистское расследование




Надгробие Т.И. Губкиной (стояло возле Никольского храма). Рисунок Андрея Шиловского

К нашей памяти взывают тысячи предков, похороненных возле  церквей.

До революции Кунгур называли городом церквей. И не случайно: город украшали свыше 20 православных храмов, церквей и часовен! До 1772 года, когда Екатерина II издала указ о запрете похорон в городах, кунгуряки обретали последний приют возле церквей. Но и позже у храмов хоронили  священнослужителей и именитых горожан. Остались ли следы могил, как увековечена память предков? Восстановить историческую справедливость попытался корреспондент газеты "Искра" Владислав Одегов. Фото автора.

На месте церкви – ДК

Забытые погосты Кунгура. Журналистское расследование


На месте, где сейчас ДК машиностроителей стояла Скорбященская церковь. Ее снесли в 30-е годы, ДК возвели в 1957 году. По версии народного мастера Пермского края Надежды Гармановой, основная часть клуба в целях экономии построена на старой основе и сохранила структуру бывшей церкви.

- В подвале клуба видела старую кирпичную кладку, - сказала Надежда Степановна.

Вместе с заместителем директора клуба Надеждой Мальковой обошли подвал. Некоторые стены действительно из красного кирпича, но от старой ли это церкви? Фотохудожник, художественный руководитель фотоклуба «Сылва» Андрей Поляков считает, что нет. С ним согласен ветеран труда Михаил Шнайдер, он утверждает, что церковь стояла «левее», там, где сейчас мемориальный комплекс воинам-машиностроителям.

Где были могилы, точно тоже никто не знает. Возможно, под клубом?

 - Когда строили ДК, рабочие наткнулись на два цинковых гроба, в одном из них были останки знаменитого кунгурского купца Алексея Чуватова, похороненного у Скорбященской церкви в 1902 году, - рассказывает его праправнучка Вера Неволина.- Во втором – его старшей дочери Ольги. Младшая дочь купца Екатерина Лисинская перезахоронила останки на кладбище Всехсвятской церкви.

Больше о фактах перезахоронений мы не знаем, хотя могилы там остались. Наверное, плохо танцуется или поется, когда знаешь, что рядом под землей – кладбище. А Надежда Малькова на полном серьезе сказала нам, что рабочие в подвале клуба иногда видят женское привидение…

И базар…

Успенская церковь, Тихвинский и Преображенский храмы, к счастью, не разделили судьбу Скорбященской церкви и по-прежнему украшают город. Но следов могил, увы, тоже нет. Никто не может обрисовать и точные границы кладбищ.

- На планах города того времени стоят лишь кресты, точной выкопировки никто не делал, - поясняет зав. музеем истории купечества Ольга Ренева

Да и могли ли предположить наши предки, что когда-нибудь их потомки будут взрывать церкви, сносить церковные ограды, рушить и разворовывать памятники?!

- Знаете, что торгуете на могилах? – спрашиваем у продавцов, предлагающих товар на базаре возле Успенской церкви.

Одни смущенно пожимают плечами, другие говорят:

 - Этого не может быть!

К сожалению, может. Первый предел Успенской церкви освятили в 1755-м, и таким образом, всех ее умерших прихожан хоронили здесь на законных основаниях, до указа Екатерины II, в течение 17 лет. А именитых горожан – и в XX веке.

- 22 декабря 1918 года в ограде Успенской  церкви похоронены расстрелянные красноармейцами в сентябре того же года купцы Алексей Плоскирев, Николай Жебелев, Иван Носков, Петр Носков, Василий Елтышев, Семен Зырянов, - говорит директор Кунгурского музея-заповедника Сергей Мушкалов.

От старого-кусочек ограды

На территории Преображенского храма сохранился небольшой фрагмент старой церковной ограды из бутового камня и красного кирпича. Управляющий Василий Бартов рассказал, что при раскопках, которые делали здесь под контролем археологов, когда прокладывали теплотрассу, наткнулись не на старые могилы, а на четыре детских скелета младенцев до года; детские черепа нашли также в погребе. Как они тут оказались – загадка. По мнению Василия Борисовича, это произошло уже в советские времена, когда в здании церкви находились различные организации. Но где-то здесь должны быть могилы, в частности, жены известного краеведа Евгения Золотова, Лидии, умершей в возрасте 25 лет…

Выкопали и «потеряли»

Лет 15-20 назад в Кунгуре недалеко от Тихвинской церкви, возле здания по ул. Октябрьской, 25-а, при раскопках нашли надгробие придворного советника Николая Столбова.

Забытые погосты Кунгура. Журналистское расследование

 


- Его вот к этому дереву прислонили, - вспоминает Ольга Ренева, – но потом, к сожалению, оно бесследно исчезло.

По сведениям Сергея Мушкалова, в ограде покоятся родители знаменитого купца Алексея Губкина, его племянница Фекла Столбова (похоронена в ноябре 1912 года), дочь Столбовых Мария Николаевна (умерла в 1915-м). Хотелось бы сказать «и другие», но, к сожалению, мы этого не знаем.

- Ведь при советской власти все исторические данные были изъяты у церквей, - поясняет настоятель Тихвинского храма Олег Ширинкин. – Половина уничтожена, обрывки сведений хранятся в городском музее, архивах, в том числе Санкт-Петербурга. А кладбище тут, конечно, было. И находилось, скорее всего, за алтарной апсидой, где довольно внушительное пространство.

Не все утрачено

До последнего времени в городском архиве Кунгура хранились метрические книги кунгурских церквей, но только с 1865 года. Недавно они переданы в краевой архив.

- Архив создает систему объединенных данных «Поколения Пермского края», - говорит директор Кунгурского архива Любовь Долгорукова. - Все сохранившиеся «Метрические книги» и «Ревизские сказки» будут отсканированы и станут доступны каждому пользователю интернета.

И действительно, набрав в поисковой системе слова «Поколения Пермского края», я без труда нашел «Метрические книги» кунгурских церквей Благовещенского собора, Успенского, Преображенского и Тихвинского храмов, созданные ранее 1865 года. Правда, они лишь за несколько лет - 1795-1796, 1800-1801. Но все равно лучше, чем ничего.

Первое кладбище

Оно располагалось в районе современной Соборной площади, где с 1684 года стояла первая в Кунгуре деревянная Параскевинская церковь, а позже каменные красавцы-соборы: Благовещенский (освящен в 1704 году) и Богоявленский (в 1740-м). В 2003 году во время прокладки теплотрассы, недалеко от трибуны, обнаружили массовые захоронения. По оценке археолога Александра Жуковского, тут покоится не менее 2500 кунгуряков. Останки людей выкапывали здесь и в XIX веке. Краевед Евгений  Золотов в своей рукописи «Церковно-приходская летопись г. Кунгура» (хранится в городском музее) пишет, что в 1884 году, «когда рыли канавы для бута ограды и часовни то находили много человеческих костей, которые собирали в одно место, а потом положили под Алексеевскую часовню и к Благовещенским воротам».

 - Речь, скорее всего, идет об останках самых первых жителей Кунгура, а возможно, и  деревни Сосновый мыс, на месте которой основан наш город, - считает зав. музеем истории купечества Ольга Ренева.

И купцы, и красноармейцы

Из 2,5 тысячи похороненных на площади историки и краеведы знают лишь несколько десятков имен.

- В ограде кунгурского Благовещенского собора (уничтожен в 1939 году – В.О.) похоронены протоиереи Иоанн Любимов, Михаил Холмогоров (1898), Петр Луканин (1856), - рассказывает Сергей Мушкалов. – Последние захоронения – 23 декабря 1918  года – «невинно расстрелянных крамольниками». Среди них братья Семовских, зав. мастерскими Губкинского технического училища Алексей Порозов. Под алтарем Богоявленского собора (взорван в 1937 году) – семья купцов-благоустроителей храма Пономаревых: Ивана Алексеевича (погребен в марте 1906 года), его мать Афанасья Дмитриевна (в декабре 1910).

Хоронили на площади своих героев и красноармейцы. На последних «Грибушинских чтениях», прошедших в Кунгуре, сотрудник Суксунского краеведческого музея Наталья Токарева обнародовала воспоминания Валентины Павловны Бунаковой (Стародумовой) о своем брате кунгурском комиссаре Анатолии Стародумове, которого в 1918 году похоронили в ограде памятника защитникам города (красные называли его памятником Пугачеву). «Похороны Анатолия были очень торжественные. И могила была в центре города, в ограде памятника Пугачеву, и были отданы воинские почести, и залпы взвода красноармейцев, и нарядный гроб, и много дорогих венков. И даже всю гимназию не учили: внедряли новый быт в сознание гимназисток. Ведь это были самые первые гражданские похороны в Кунгуре, и речи говорили его товарищи комиссары… Когда белые заняли Кунгур, тело Толи выкопали и увезли на кладбище, куда свозили все городские нечистоты».

Укор живым

В мае прошлого года при проведении земляных работ по улице Пролетарской, 6 строители нашли 500-килограммовое надгробие Елизаветы Губкиной, дочери известного купца-мецената, в память о которой он построил в Кунгуре рукодельную школу для девочек-сирот (в наши дни известно как педучилище). Как оно попало сюда?

Четырехлетнюю девочку похоронили в 1863 году в семейном склепе Губкиных на Иоанно-Предтеченском кладбище, первом загородном погосте, организованном в 1773 году (возле современного Никольского храма). В 1875 году там же упокоилась ее мать Татьяна Ивановна, 11 декабря 1883 года – знаменитый отец. К этому времени на кладбище были тысячи могил кунгуряков.

В 1884 году, когда внук Губкина Александр Кузнецов в память о деде затеял строительство нового храма (известен в народе как Никольский), были потревожены десятки  могил. Что и зафиксировал современник событий корреспондент «Екатеринбургской недели: «Работы уже начались: передняя часть церкви (алтарь) сломана, копают рвы для закладки фундамента; приходится при этом разрывать массу могил, так как при настоящей церкви – кладбище».

Где могилы Губкиных?

По описаниям очевидцев, алтарная часть Никольского храма - на могиле Губкина, которая, к сожалению, до сих пор не найдена. Лариса Арапова, несколько лет работавшая управляющим делами Никольского храма,  сказала, что были планы восстановить склеп Губкиных, но они не реализованы. Да это и трудно сделать. Где могилы Губкиных – никто точно не знает. По одной версии - они были в одном склепе. Но, судя по рисунку художника Андрея Шиловского, сделанному 2 августа 1918 года на Никольском кладбище,  памятник Т.И. Губкиной находился возле храма. Рядом, очевидно, стояло украденное надгробие ее дочери Лизы.

Но оно хоть дошло до нас, а вот памятник, привлекший свой красотой художника, как и сотни других, бесследно исчезли. 25 апреля 1972 года в кунгурской «Искре» опубликована заметка о том, что рабочие металлообрабатывающего завода (так прежде в СМИ называли заключенных ИК-30) на глубине полутора метров нашли чугунное надгробие Тимофея Ивановича Хлебникова, отца знаменитого путешественника, видного деятеля Российско-американской компании, исследователя Северной Америки Кирилла Хлебникова. Что стало  с уникальной находкой дальше – тоже никому не ведано. 

Чтобы помнили

В статье «Разгром Вознесенской  обители» («Искра», 18 февраля 2006 года) я уже писал о причинах вандализма, жертвами которого стали храмы и погосты. Да, безусловно, виновата власть с ее фанатичной антирелигиозной пропагандой и безумными решениями. Ну, почему например, в 1940 году разместили танковое училище на старом Вознесенском кладбище?! Но часть вины кунгурякам нужно принять на себя. Ведь те же надгробия со старых могил утащил не один человек! В результате от старых погостов, где похоронены тысячи  наших предков, практически мало что осталось: 15-20 памятников на Вознесенском кладбище и одна надгробная плита в Никольском храме. Вирусом забвения, поражена и часть современных жителей: обойдите Всехсвятское кладбище, и вы заметите массу заброшенных могил. Увидите и следы вандализма – крадут металлические оградки.

К счастью, не все из кунгуряков «иваны, родства не помнящие». К примеру, кунгурячка Вера Неволина с родными навещает на Вознесенском кладбище место, где была похоронена ее бабушка дочь священника Ольга Покровская. Отсчитывают от третьего окна храма 12 шагов и кладут цветы на асфальт. По инициативе директора музея-заповедника Сергея Мушкалова второй год реализуется проект «Вознесенский некрополь» - приводится в порядок старое кладбище.

Посетительница сайта molekulka136 предлагает на месте уничтоженных церквей и кладбищ ставить поклонные кресты: «Когда едешь в Дивеево, к мощам преподобного Серафима Саровского по дороге стоят большие поклонные кресты, указано, что на этом месте были когда-то храмы. Почему-то в нашем городе никто об этом не задумывается. Читая «Кунгур Православный», обратите внимание, когда шел крестный ход из Кыласово, сколько было храмов. Можно долго говорить об этом, и махать руками, ничего не изменится. Паломничая по святым местам, видишь как на кладбищах, на могилках священнослужителей, монахов, святых людей теплятся лампадки, проводятся панихиды, паломники идут поклониться на могилку, прося святых молитв. У нас у Всехсвятского храма также захоронения святых людей! Вот вам история, которую мы все тихо забываем...»

Благочинный церквей Кунгурского округа протоиерей Олег Ширинкин также приводит в пример практику московских храмов:

-  Если при раскопках находят черепа, устраивают братскую могилу и ставят крест в память о всех похороненных.

Зав. музеем истории купечества Ольга Ренева считает:

 - Нужно ставить мемориальные доски.

- Цветники хотя бы разбить, - предлагает Вера Неволина.

- По генплану развития Кунгура возле ДК машиностроителей остается зеленая зона,- говорит главный архитектор Кунгура Владимир Смирнов. – Такая же зона будет создана возле Успенской церкви после передачи ее верующим. На Соборной площади будет установлена часовня. Два года назад прежний настоятель Тихвинской церкви обращался с просьбой об установке поклонного креста, но было отказано, потому что прежде нужно решить вопрос с переводом редакции телевидения в другое здание.

Генплан – лишь основа развития города. Что будет установлено на тех же зеленых пятачках в память о наших предках: поклонные кресты, мемориальные доски или ничего, как сейчас?

Последний приют – в центре города

До 1722 года, в котором Екатерина II в целях профилактики распространения заразных болезней запретила хоронить умерших в городах, в Кунгуре уже было четыре церкви. Кунгуряки обретали последний приют на погостах у Благовещенского собора – освящен в 1704 году, Богоявленского храма (1740), Тихвинской церкви (1758), Успенской церкви (1755). Еще раньше в Кунгуре были деревянные церкви: Параскевинская (известна с 1684 года), Успенская (в документах упоминается с 1716 года).

Метрические книги – через Интернет

Государственный архив Прикамья создает систему объединенных данных «Поколения Пермского края», - В ней будут собраны все сохранившиеся «Метрические книги» и «Ревизские сказки» . Их отсканируют, и они станут доступны каждому пользователю интернета.

Набрав в поисковой системе слова «Поколения Пермского края», вы найдете «Метрические книги» кунгурских церквей.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика