Лучше быть простым смертным: чем сыном вождя! К такому выводу приходишь, когда узнаешь страшные хитросплетения судьбы сына Сталина Василия... Уже на похоронах отца он говорил, что тот умер не своей смертью. Высказывал подозрение, что руку к этому приложила новая верхушка. Начал откровенничать о нравах и небезобидных интригах первых лиц.
Тень от его откровений все больше падала на Берию, Маленкова, Хрущева. Когда же Василий заявил, что готов встретиться с иностранными корреспондентами, его арестовали. 28 апреля 1953 года, т. е. через два месяца после смерти отца, началось долгое тюремное заточение, а потом и... ссылка в Казань, кончившаяся быстрой смертью 19 марта 1962 г.. Такова наиболее распространенная, почти официальная версия.
Именно на Арском кладбище в Казани 21 марта 1962 года состоялось погребение Василия Сталина, через сорок лет, 20 ноября 2002 года его останки были перевезены и захоронены на Троекуровском кладбище в столице России.
Сам Василий описывал случившееся с ним по-другому. Во всяком случае от людей, окружавших его последние месяцы жизни, мне известно, что именно рассказывал им Василий Сталин, переименованный после заключения (по указанию Хрущева) в Василия Джугашвили. То, что я здесь обнародую, Василий Иосифович рассказывал своей последней жене, жена - своим дочерям, а дочери - мне.
Итак, взяли его под стражу гораздо раньше, чем была выписана официальная бумага на обыск и последующий арест, т. е. не 29 апреля 1953 года, а 9 марта. Это произошло в госпитале, куда он попал с похорон отца. Потеряв во время траурной процессии сознание (по слухам, был сильно выпившим. – Авт.), Василий упал, сломал два ребра и оказался на больничной койке... А с нее сразу угодил за решетку!
Обыск же по месту жительства действительно начал производиться 28 апреля. Впрочем, документ подписан 29 апреля, а мог вообще датироваться маем, поскольку на ордере было написано: "Мая... дня 1953 г." без указания числа, т. е. число, как говорится, проставьте сами! В ведомстве Берии это было тогда в порядке правил. Посадили, но суда не было. Все дела оформили… как бы между делом. Так Василий Иосифович стал "врагом народа"... Так и умер.
Более трети века билась последняя жена за его реабилитацию. Но чего не удалось жене, сделали друзья. На исходе 1999 года бывший все это время "врагом народа" Василий Иосифович Джугашвили (Сталин) вновь был признан нормальным советским человеком. Реабилитация облегчила и перенос его праха из Казани в Москву. Это я знаю, что называется, из первых рук. Вместе с тем, насколько мне известно, и реабилитация, и перезахоронение стали возможными только после завершения эпохи Горбачева и Ельцина. Решение этого вопроса состоялось не без ведома самых высоких инстанций.
Все эти воспоминания нуждаются в продолжении, которое осталось за рамками телеканала, оказавшись ему недоступным и заставившим авторов заниматься предположениями. Главное из них сводится к тому, что после освобождения из тюрьмы Василий вскоре попадает в больницу и там влюбляется в медсестру Марию Нузберг, которую, по предположениям телеканала, КГБ специально приставил к нему с целью слежки. И, якобы, именно она, втершись в доверие, стала той роковой женщиной, которая довела Василия до быстрой кончины и тем самым наконец-то позволила свободно вздохнуть Хрущеву и его команде, про которых сын Сталина мог рассказать как никто…
Что ж, может и приставили медсестру Марию Нузберг, однако она не только не выполнила задания, но, наоборот, стала для Василия в последние месяцы жизни наиболее близким человеком, потому что его любовь к ней оказалась не безответной и… на всю оставшуюся жизнь. Именно Мария после смерти Василия начала добиваться его реабилитации и права перенести его прах из Казани в Москву, подключив к э тому своих дочерей от другого мужа. И те 42 года действовали так же беззаветно и преданно, как их мать. И добились своего.
Да! Перезахоронения добились "приемные дочери" Василия - дети его последней жены Марии Игнатьевны Шевергиной (по предыдущему мужу - Нузберг), принявшей в последнем браке фамилию Джугашвили... Дочери перезахоронили Василия Иосифовича рядом со своей матерью, которая всю жизнь добивалась этого перезахоронения и не дожила до него год. По словам служителей кладбища, дочери - люди очень скромные. Родством своим со Сталиным не кичатся. Чаще, чем обычно, навещают могилу отчима. Поэтому могила в образцовом состоянии и всегда с цветами. Впрочем, называют они Василия Иосифовича ласково - "отец", а не "отчим". И представляются по отчеству, как его прямые дети, то есть: Татьяна Васильевна и Людмила Васильевна. В этом я убедился сам, случайно встретившись с ними у новой могилы в тот день, когда В.И. Попков приехал с гвоздиками «навестить друга»…
Свидетельства времени к трагедии Василия Сталина
"Протоколы 1953 года являются неверными. Следователь Козлов составлял протоколы, которые я отказывался подписывать. Меня довели до припадков... Я эти показания подписывал не читая их".
Из показаний В. Сталина.
"Сколько людей подавили, жутко! Я даже с Хрущевым поругался. (Хрущев был председателем Комиссии по организации похорон Сталина, и поэтому именно он несет ответственность за эти жертвы. – НАД.) Был жуткий случай в Доме Союзов. Приходит старуха с клюкой. У гроба в почетном карауле стоят Маленков, Берия, Молотов, Булганин. И вдруг говорит им старуха: "Убили, сволочи, радуйтесь! Будьте вы прокляты!"
Из расшифровки телефонного разговора В. Сталина с шофером после похорон отца.
"В. Сталин высказывал свои намерения сделать иностранным корреспондентам... клеветническое заявление, направленное на дискредитацию руководителей Партии и Советского Правительства".
Из приговора суда.
"На вопрос "За что сидел?" В. Сталин отвечал: "За мой язык. При всех напомнил Берии, что он насильник, да и Булганин - большой бабник: квартиру в Москве с дорогой мебелью любовнице подарил... Отца угробили и теперь надо мной измываются, а у отца еще ноги не остыли".