Голоса смерти. Voices of death

03.02.2014
Голос смерти.JPGГолосу смерти в современной музыке, посвящена эта статья. Funeral DoomMetal, DarkAmbient, DarkFolk, Depressive Suicidal BlackMetal,Atmospheric BlackMetal, Ethereal, DarkWave – под впечатление от этих музыкальных стилей написан этот текст.

Трудно представить современного человека, не имеющего тех или иных музыкальных пристрастий. Звуков наполняющих жизнь становится все больше. Возможность же услышать музыку в простых вещах: в движение воздуха, в шуме дождя, в лучах солнца, - представляется все реже.
Реальность такова, что музыка сегодня это не только средство чувственного осмысления действительности. От музыки, как искусства дополняющего картину восприятия мира, человек не редко приходит к музыке, как способу войти в изначальное состояние гармонии с миром.

Зачастую музыка сегодня это единственная возможность услышать голос мира без тех искажений, что еще именуются звуками города, а, по сути, являются симфонией разрушения. Эта симфония, делая частью одной большой машины, обезличивает все наши действия, обещает иллюзорное бессмертие в формах техногенного мира. Она навевает ядовитые сны, погружающие в беспамятство вплоть до прихода неминуемой смерти.


"Есть средства горькия забвенья,

но трезвым благостно принять

суровой смерти посвященья - 

ея безсмертную печать.

Избегнуть срока не старайся, 

знай, смерть - ковчег твой, новый ной,

и вечностью воспламеняйся,

взволнованною тишиной." Лев Гомолицкий "Ода смерти"


Громким звукам внешнего мира уже нет доверия, глубоких чувств страшатся и избегают, жить предпочитают с однокомнатной душой, без дверей и окон, в теплом уютном неведении и самообмане. Погребальный звон колоколов стал чем-то ужасающим и намеренно не замечаемым. А значит, наступило время колокольчиков, о чем ещё 30 лет назад сказал Александр Башлачев.


«И пусть разбит батюшка Царь-колокол,

Мы пришли с черными гитарами.

Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл

Околдовали нас первыми ударами.

И в груди искры электричества.

Шапки в снег -- и рваните звонче.

Свистопляс -- славное язычество.

Я люблю время колокольчиков.»


Что вы ждете от музыки, когда нажимаете кнопку плэй на проигрывателе? Что хотите почувствовать? Рассчитываете ли, что, прослушав музыкальный альбом, вы обогатитесь идеями для дальнейшей реализации их в своей деятельности? Или быть может вас привлекла яркая обложка, название песен или аннотация к альбому?

Прослушивание музыкального альбома со всем должным вниманием, вовсе не будет означать, что станет, понятен посыл, заложенный в него композитором и автором текстов. Это возможно лишь в случае непосредственного проникновению в сферу затрагиваемую авторами: в процессе чтения соответствующей литературы, при попытке рассуждения на тему, серьезного осмысления своего внутреннего мира, и опыта других людей. Ни трактовка музыки, ни комментарии к ней не способны заменить сосредоточенного чувственного и умственного проникновения в удивительную атмосферу музыки. Слышать и понимать музыку интересней и продуктивней, если без остатка погрузиться в миры создаваемые поэтами и композиторами. Воспринимая прослушивание музыки как бездумное развлечение это не рациональное использование своего времени, и определенно потеря огромного потенциала заложенного в музыкальном произведении. Конечно, речь идет о музыке, которая сама по себе не является пустой и развлекательной по своей природе.

При выборе музыкальных направлений для этой статьи выбор мой пал на стили с приставками Dark, Doom, Atmospheric, Black, Depressive. Объяснение этому довольно простое: музыка данных направлений априори не может содержать в себе наивную глупость и пустоколосицу. За внешней атмосферой отчаяния, концентрированного горя, опустошенности, черной депрессии и безутешной печали, всегда скрываются глубокие причины для такой внешней оболочки, в них содержится глубокий внутренний смысл и корень. Чувства радости и счастья это в подавляющем ряде случаев эмоции не имеющие под собой оснований, они могут быть всеобъемлющими или пустячными, стихийными или спокойными, но в большей степени их характеризует слово «статичность». Светлые эмоции очень хрупки и малейшее изменение в декорациях жизни или её сюжете может привести к их гибели.

Тёмные эмоции, состояние скорби, невыносимого отчаяния, подавленности, тревоги, - напротив, имеют веские причины, и далеко не всегда они являются следствием привязанности к материальному миру. Есть мнение, что этот мир бренен и преходящ. Но не все в этом мире бренно.


«И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что было здесь, пройдет!

Не все, что было здесь, пройдет!» Ф. И. Тютчев


Следую за направлением мыслей Тютчева, смерть земная не высушит и слёз скорби по любимому человеку, не умерит ужаса перед неизвестностью, не укажет путь душе слепой. И одиночество в толпе людей, аналогичным будет в потустороннем царстве, но уже без возможности укрыться обнаженной душе за масками безразличия и наигранного веселья. Мы касаемся ещё одного важного отличия светлых эмоций и музыки от тёмных. Притворяться счастливым и довольным, в то время как истинное объявшее человека настроение это, по меньшей мере, безразличие, довольно просто. Что активно используется шоуменами, актерами, тамадами, музыкантами, людьми творческих профессий и не только. Порою такое притворство довольно отвратительно в своем лицемерии. Простительно, когда является формой самозащиты от сильнейшего стресса, и даже бывает спасительно, но не в случае, когда мы говорим об искусстве. Ибо нужно отличать лживое искусство от искусства обмана и мистификаций (фокусы). Второе дарит, пусть и кратковременную, но радость публике, первое же несет в себе концентрированную мерзость мира сего.


Ш. Бодлер.jpg

«Чтоб зарабатывать себе на хлеб вечерний,

Должна с кадильницей, как служка

на вечерней,

Ты, маловерная, Te Deum сладко петь

Или под куполом с трапеций улыбаться,

И слез, и голода следы с лица стереть,

Чтоб чернь могла бы всласть от смеха

надрываться.» Ш. Бодлер «Продажная муза»

Если говорить о творчестве, то человек гармоничный просто не испытывает в нем необходимости, ни в качестве творца, ни в качестве слушателя/наблюдателя. Творчество, а тем более музыка, как наиболее тонко чувствующее направление искусства, это удел личностей, баланс света и тьмы у которых склонен в ту или иную сторону. Свет, как известно, ищет тьмы, как тьма стремится к свету. Насколько глухим нужно быть, чтобы, к примеру, в музыкальном альбоме Eikenskaden «There is no light at the end of the tunnel», современного неоклассика темной black-metal сцены, не уловить хотя бы слабый отзвук надежды?



I loved you, you loved me 

You died, and I live on...

Dying first is maybe the only hope?

There is no light at the end of the tunnel

There are just tears on the other side

If tears are hope, then hope is dead...
Eikenskaden.jpg

Усталость, скорбь, напрасный жар души - это лекарство, а вовсе не наказание. Серафим Саровский говорит, что всеми усилиями надо стараться достичь того, чтобы быть подобным мертвому и слепому при всех скорбях, клеветах, гонениях и поношениях. Тёмная музыка напротив показывает самые мрачные коридоры нашей души с четким умыслом – дать ясное осознание всей глубины бездны, что таится внутри нас, понимание, что нечувствительность – удел небытия.

А. Крупнов.jpg 



Из интервью Анатолия Крупнова, почившего в 1994 году, лидера, вокалиста и автора текстов легендарной группы Чёрный Обелиск, -
- «С помощью металла можно гораздо проще и быстрее найти контакт с аудиторией, выразить какие-то свои мысли. У нас основная мысль это борьба со злом, только в отличие от других мы боремся не показом положительных сторон добра, а показом отрицательных сторон зла»




Адские земли, это места, где исполнители Dark сцены черпают новые идеи для своих песен. И эти миры не есть нечто существующее отдельно от нашего. Многообразие всевозможных мировоззрений, направлений в искусстве говорит о том, что мир людей это ещё и перекресток всех иных миров. Художники смерти, проклятые поэты, музыканты тёмной сцены - отражают тот хаос, что уже проложил здесь свою черную дорогу. Хаос это неструктурированные изменения, перетекания из одного в третье без видимой логики. Человеку, даже настроенному на соответствующую волну, трудно облечь хаос в форму. Поэтому приходится использовать те средства, которые традиционно затабуированы. К примеру, в средние века тритон (музыкальный интервал объёмом в три тона), называли дьявольским интервалом, сейчас же он активно используется в тяжелой музыке.

Кратко опишу два направления современной музыки, все тексты которых так или иначе связаны с темой смерти.


Depressive Suicidal Black Metal (DSBM)

Xasthur - Nocturnal poisoning.jpgМузыканты и поэты, сочиняющие музыку и тексты этого стиля, не собирают больших концертных залов, они не любят публичности, все они замкнуты и интровертны, По-крайней мере внешне. Приставка Depressive Suicidal это исключительно фанатская терминология. Возникла она с конца 90-х, начала 2000-х годов. Первопроходцами этого жанра считаются Shining, Silencer и Xasthur. Сами они свое творчество относят к стилю Black Metal без вышеупомянутых приставок, хотя все их тексты проникнуты идеями саморазрушения, депрессии, суицида, безумия, тоски, апатии.. Казалось бы, никто в здравом уме не пишет песни о суициде, в качестве вокала не использует надрывный крик и плач. В конце концов, зачем играть музыку, пропитанную такой нестерпимой болью, что она мгновенно повергает в депрессию своих слушателей? Между тем, песни DSBM исполнителей впитывают в себя всю невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь, которой наполнен наш мир. Темы текстов, мотивы музыки, не продукт больной фантазии. Все это существует и происходит у нас на глазах каждый день. Мы предпочитаем этого не видеть, только бы сохранить наш уютных внутренний мир не тронутым. Они держат глаза открытыми, и вся боль мира, страдания всех людей отражаются в них. Тема самоубийства в литературе довольно распространена, но писать историю о постороннем персонаже, пусть и вкладывая в него часть своей личности это сравнительно легко. Выражать в песне всю полноту боли от первого лица, без самоцензуры в угоду лицемерному желанию выглядеть лучше - это совершенно другой уровень подачи материала. DSBM не лжет слушателем, не обещает умиротворения или надежды. Мало кто осмеливался делать свою душу хранилищем всего зла мира. Неоспорим тот факт, что если впустить его в душу, ты либо побеждаешь, либо умираешь. Нет созидания без разрушения. В противоположность самоубийце, который принципиально не желает страдать, и страстно желает обрести покой, DSBM упивается страданием, предпочитая смерти «сраженья путь суровый».


FuneralDoomMetal (FDM)

Thergothon.jpgГортанный, низкий вокал, тяжелое медленное звучание музыки, проникнутое атмосферой отчаяния, концентрированного горя, опустошенности, черной депрессии и безутешной печали.

У кого-то может вызвать недоумение тот факт, что существует похоронное направление в музыке, не имеющее отношения к похоронному делу. Funeral Doom Metal (сокр. FDM) существует уже 20 лет. Первой группой, музыку которой можно классифицировать, как FDM была финская Thergothon. В году они выпустили дэмо-запись, которая сейчас считается классической. Уже тогда в ней присутствовали знакомые всем почитателям жанра характерные черты FDM. Очень низкий, атмосферный вокал, погружающий слушателя в состояние развоплощенной души, своими вибрациями. В отличие от большинства исполнителей поющих гроулингом (диафрагмальным басом), у Thergothon все слова звучат довольно внятно, и нет нужды заглядывать в лирику. Из гитар вырываются низкие протяжные стоны, рисующие очертания континента потустороннего мира.

Чтобы было понятнее, что это за музыка, приведу текст, написанный под впечатлением одноименного альбома 2012 года, российской Atmospheric FDM группы Ea:

«Капля, две, четыре, шесть. Совсем немного времени, и их не счесть. Разлился океан. Движение течений, круговорот перерождений. Суждено чему было родиться и произойти, имело в нем прообразы свои. Великие битвы, причину свою имели, задолго до появленья, участников этих сражений. Первый человек, промысли великих философов, и нежных романтиков чаяния, - в океане том были зачаты.

Еще до того как дельфины звуками своих голосов вдохновили первобытные воды на создание многообразных форм жизни, уже тогда было то, что сейчас мы называем смертью. Именовалось переходом то. Ибо жизнь была не индивидуальная, но общая. И завершение одного состояния жития, означало переход/перетекание в следующее. Для сообщества живущих, в их различных, но тогда ещё простых и по-своему прекрасных формах, «перетекание» не было для скорбей и печалей поводом. Память о прошлых жизнях не исчезала бесследно. Старшие помогали вспомнить вновь переродившимся их предназначения, о прошедших жизней воплощениях, о том, как все устроено.

Итак, радовался переменам каждый, постигая жизни общность, вселенной закон, с точек зрения всевозможных. И как бы ни была трудна, жизнь отдельного существа, радость оно испытывало от космоса картины осознания. Со смертью каждой становилось яснее происходящее. Воплощенные в плоти строили свое будущее исходя из опыта, полученного в промежуточном состоянии, умирал пока кто-то и смотрел сновидения, убаюканный океана рокотом»


Отчаяние и депрессия это прямые следствия потери смысла. Здоровый человек, переживающий тяжелый период жизни, знает ради чего или кого он это делает. Когда на долю умирающего или тяжелобольного человека, чья сила воли ослаблена, выпадают страдания, причин терпеть эти муки нет. Он готов сделать все, что в его силах, чтобы уменьшить их хоть немного. Поэтому нам известны так много случаев уверовавших в тех или иных богов именно на смертном одре, хотя в течение жизни их можно было назвать если не атеистами, то хотя бы агностиками. Иллюзии – это спасительная химера, застилающая взор, боящимся смотреть в глаза правде. Все что человек знает о жизни, смерти или послесмертии – это его личные представления.

Так почему бы не быть с собою честным? Если больно – кричать. Если объяла тоска, депрессия – прочувствовать и пережить это. Если потерян смысл существования – продолжать жить и что-то делать.

Как сказал Карл Ясперс "выход к жизни уже есть и вхождение в смерть". В этом смысле выхода у нас действительно нет.

Несмотря на пропитанное темой саморазрушения и безумия творчество, по статистике, среди участников black и doom команд известно не более десятка случаев суицида. Напротив, многие фанаты этой музыки слушают ее, чтобы расслабиться. Потом собственные проблемы не кажутся таким уж серьезными. Окунуться в пучину отчаяния теперь можно и коллективно. В Америке Европе, а в последние годы и у нас в России проходят фестивали, посвященные этим стилям музыки. Собирается большое количество людей, ну а далее все как на обычном рок концерте, за исключением, быть может, крайне малого количества выпиваемого алкоголя (все же пьют обычно для поднятия настроения). В каком то смысл концерты групп играющих экстремальную музыку можно назвать тренингами по релаксации. Тренингами по осознанию смертности своих тел и бесконечности страданий, на которых обречены все живущие. И открывается перед сознанием внимательного слушателя «то, что можно было бы назвать панорамой вечности». Вместе с тем, не все так беспросветно, и жизнь это не перманентное страдание. Важно понимать, что, закрывая глаза на «мрачные» стороны жизни, человек никогда не увидит полный картины мира. А это и есть настоящая тьма и мрак


В статье использованы обложки альбомов  Eikenskaden, Xasthur, Thergothon.


P. S. Паблик музыкального раздела Похоронного Портала объявляется открытым.


Даниил Плотников
Похоронный Портал

Блогун



Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика